Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Расчет и ведение бухгалтерского учета по НДС





 

Пример исчисления НДС. Затраты АО "ИКС" на приобретение сырья и материалов составляют 100 тыс. рублей, оплата поставщику НДС - 20 тыс. рублей. После переработки этого сырья и материалов предприятие выпустило и реализует торговле по свободным ценам товары на 300 тыс. рублей, по которым НДС составит 60 тыс. рублей (300  20%), то есть всего 360 тыс. рублей.

На издержки производства должна быть отнесена только стоимость используемого сырья и материалов - 100 тыс. рублей без НДС (в случае если все приобретенное сырье предприятие фактически использовало при производстве продукции), или 50 тыс. рублей без НДС, если фактически отнесена на издержки лишь половина приобретенного сырья и материалов. В бюджет предприятие должно внести НДС в сумме 40 тыс. рублей (60 - 20) в первом случае, в сумме 50 тыс. рублей (60 - 10) во втором случае, то есть разницу между суммами налога, фактически отнесенными в отчетном периоде на издержки производства и обращения, и суммами налога, полученными от покупателей, в данном случае от торговли.

Торговое предприятие, в свою очередь, исходя из конъюнктуры рынка, например, продает эти товары конечному потребителю, то есть населению, за 500 тыс. рублей. В таком случае оно должно уплатить в бюджет НДС в размере 16,67% с разницы между продажной и покупной стоимостью товаров в сумме 23,34 тыс. рублей ((500 - 360) 16,67%).

 

5.1. Исчисление налога на добавленную стоимость по

основным средствам и нематериальным активам

 

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Однако следует отметить, что по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований, а также вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строи­тельством объектам независимо от источника финансирова­ния возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уп­лаченных при их приобретении, не производится. Суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и немате­риальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости.



Аналогичный порядок распространяется и на субъекты малого предпринимательства в случае применения ими на добровольной основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материаль­ным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использова­нию на непроизводственные нужды, списываются с кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям", соответствующих субсчетов, на дебет сче­тов учета источников их покрытия (финансирования).

При реализации или безвозмездной передаче приобретен­ных основных средств и нематериальных активов (кроме нео­благаемых в установленном порядке) сумма налога на добав­ленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется в зависимости от даты их покупки:

а) приобретенных до 1992 г. - с полной стоимости их реа­лизации;

б) приобретенных и реализованных в 1992 г. по ценам, превышающим цену покупки, - с суммы разницы между ценами продажи и приобретения, включающими в себя налог. Для определения суммы налога указанная разница умножается на расчетную ставку в размере 21,88%;

в) приобретенных после 1991 г. (кроме случаев, предусмот­ренных в подпункте "б" пункта 4) - в виде разницы между суммой налога, учтенной в продажной цене, и суммой нало­га, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента прода­жи основных средств и нематериальных активов. При воз­никновении отрицательной разницы между суммой налога, уплаченной при их покупке, и суммой налога, полученной от продажи, возмещение налога из бюджета не производится.

Пример. За отчетный период АО "ИКС" реализована продукция по свободным ценам без НДС на сумму 4000 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость, полученный от покупате­лей, составит 800 тыс. руб. - строка 3, графа 5 расчета. Ука­занная операция отражена в бухгалтерском учете следую­щим образом:

Д-т сч. 51 "Расчетный счет"

К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" - 4800 (4000+800) тыс. руб. - зачислена выручка за продукцию. Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч. 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 800 тыс. руб. - начислен НДС на реализованную продукцию. За отчетный период АО "ИКС" получило от своих за­казчиков денежные средства в виде финансовой помощи в размере 10 000 тыс. руб. - строка 3, графа 3 расчета, кото­рые с 1 апреля 1995 г. подлежат обложению налогом по ставке 16,67 %, следовательно, сумма НДС равна 10 000 х 0,1667 = = 1667 тыс. руб. - строка 3, графа 5 расчета. Получение пред­приятием от своих покупателей финансовой помощи отра­жается в бухгалтерском учете по дебету счетов денежных средств и кредиту счетов реализации: д-т сч. 51 "Расчетный счет", к-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" -10 000 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость с указан­ных выше денежных средств: д-т сч. 46 "Реализация продук­ции (работ, услуг)", к-т сч. 68, субсчет "Расчеты по НДС", -1667 тыс. руб. Сумма НДС, полученная от покупателей, -800+1667 = 2467 тыс. руб. - строка 3, графа 5 расчета.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая на­числению в бюджет, отражена по строке 6, пункт 1 расчета -2167 тыс. руб. (2467-300).

За отчетный период авансовые платежи в бюджет по на­логу на добавленную стоимость акционерным обществом "ИКС" не производились, поэтому строка 8 равна нулю.

Сумма НДС, подлежащая доплате, равна 2167 - 0 =2167 руб.

 


5.2. Счета-фактуры при расчетах по НДС

 

С 1 января 1997 г. все организации должны составлять сче­та-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книгу про­даж и книгу покупок. Порядок ведения журналов учета сче­тов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость утвержден постановлением Правительства Российской Феде­рации от 29 июля 1996 г. № 914 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с ним "Пла­тельщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагае­мых налогом на добавленную стоимость, так и не облагае­мых налогом составляют счета-фактуры и ведут журналы уче­та счетов-фактур (приложение 2), книгу продаж и книгу покупок по установ­ленным формам.

Согласно указанным выше изменениям и дополнениям счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по опе­рациям с ценными бумагами, кроме брокерских и иных по­среднических услуг.

Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регист­рацией ее в книге продаж и в книге покупок". В случае отгрузки товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавлен­ную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается, а делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Отметим, что с 1 января 1997 г. наличие правильно запол­ненного счета-фактуры на приобретенные материальные ценности является еще одним условием для зачета (возмеще­ния) покупателю налога на добавленную стоимость.

Порядок ведения книги продаж.С 1 января 1997 г. поставщики обязаны вести книгу про­даж. Книга продаж хранится у поставщика в течение полных 5 лет с даты последней записи. Она должна быть прошнуро­вана, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. В книге продаж в хронологическом порядке производится от­ражение данных счетов-фактур по мере реализации товаров, работ, услуг или получения предоплаты (аванса) в том отчет­ном периоде, в котором в целях налогообложения признается реализация товаров, работ, услуг, но не позднее 10-дневного срока.

Отметим, что получение денежных средств в виде предоп­латы в счет предстоящих поставок товаров, выполнения ра­бот, оказания услуг оформляется только поставщиком: он составляет счет-фактуру и производит запись в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства. записи по этим средствам в книге покупок не производят.

При отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг под полученную предоплату поставщик в книге продаж дела­ет запись, уменьшающую сумму ранее начисленного налога на добавленную стоимость по этой предоплате, и отражает операции по фактической отгрузке товаров, выполнению ра­бот, оказанию услуг.

Порядок ведения книги покупок.С 1 января 1997 г. покупатели товаров, работ, услуг обяза­ны вести книгу покупок. Книга покупок должна быть про­шнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печа­тью. Книга покупок хранится у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.

В книге покупок регистрируются счета-фактуры, предъяв­ляемые поставщиками покупателю, в хронологическом поряд­ке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров, работ, услуг.

Следует отметить, что с 1 января 1997 г. суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходован­ным) и оплаченным товарам, работам, услугам принимаются к зачету у покупателя только пои наличии счетов-фактур, под­тверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответ­ствующих записей в книге покупок. При этом для принятия НДС к зачету необходимо также выполнение и других усло­вий согласно действующему законодательству.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.