Определение темперамента (опросник айзенка)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Методические указания для выполнения лабораторных работ
Омск Издательство ОмГТУ
Составитель Кубарева Марина Вячеславовна, канд. биол. наук, доцент кафедры «Промышленная экология и безопасность», ОмГТУ.
Методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ, домашних заданий и СРС по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для направления подготовки бакалавров – 280700.62 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды», а также студентами других специальностей, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология человека» очной и заочной форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
СОДЕРЖАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА»…………………….4 1.Оценка психического состояния у человека……………………………………4 3. Определение темперамента (опросник Айзенка)…………………………....…5 4. Определение устойчивости внимания по методу корректурной пробы…….5 5. Исследование распределения внимания………………………………..……..6 6. Определение устойчивости и переключения внимания……………………...6 7. Исследование переключения внимания………………………………………..6 8. Исследование запоминания …………………………………………………….7
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. «ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ……………………………………………………………………………...7 1. Измерение артериального давления у человека аускульпативным методом Короткова……………………………………………………………………….……8 2. Наблюдение венозного кровотока................................................................9
3. Определение длительности cердечного цикла у человека по пульсу в покое и при физической нагрузке………………………………………………9 4. Расчет показателей состояния сердечно-сосудистой системы ……………10
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»…………………………………...…………………..…………..…..13 1. Легочные объемы…….…….…………….………………...…..…...……….…13 2. Показатели системы дыхания…………………..……………………………..15 Лабораторная работа №1. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА Высшая нервная деятельность (ВНД) исследует физиологические механизмы поведения и психики с позиций рефлекторной теории в ее современном виде. Чем совершеннее нервная система в эволюционном ряду, тем более разнообразны формы адаптации организма к среде. Человек обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что обусловлено максимальным развитием головного мозга, возникновением высшей формы отражения действительности, включающей все проявления психической деятельности: ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и воля. Все формы психической деятельности человека обусловлены множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой. Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая поведение, т. е. индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды, И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные рефлексы, т. е. условные, в отличие от врожденных, наследственно зафиксированных, безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы - это врожденные реакции, свойственные всем животным данного вида, непременно осуществляемые организмом в ответ на раздражение определенного рецептивного поля - рефлексогенной зоны данного рефлекса.
Условные рефлексы - это приобретенные в процессе индивидуальной жизни рефлекторные формы поведения, которые формируются на основе безусловных рефлексов при определенных условиях; при исчезновении этих условий происходит угасание (торможение) данных рефлексов и формирование новых. Поэтому условный рефлекс является высшей универсальной формой приспособления, взаимодействия организма со средой. ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ЧЕЛОВЕКА Под психическим состоянием понимается картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. При исследовании психических состояний широко используется тест САН - «самочувствие, активность, настроение». Для работы необходимы: бланки опросника, ручка. Проведение работы. Испытуемый в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака». Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний. Результаты работы и их оформление. Составьте протокол опыта. Сравните психическое состояние нескольких испытуемых.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА) Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интраверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интраверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Для работы необходимы: бланки опросника Айзенка, ответный лист, ручка.
Опросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интраверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкала лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Проведение работы. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция. Имеется в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных вопросов здесь нет». Обработка результатов проводится с помощью ключей. Результаты работы и их оформление. Составьте протокол опыта. Оцените уровневые характеристики показателей испытуемого, тип темперамента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|