Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение темперамента (опросник айзенка)




ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Методические указания для выполнения лабораторных работ

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

 

Составитель Кубарева Марина Вячеславовна, канд. биол. наук, доцент кафедры «Промышленная экология и безопасность», ОмГТУ.

 

 

Методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ, домашних заданий и СРС по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для направления подготовки бакалавров – 280700.62 «Техносферная безопасность», профиль «Инженерная защита окружающей среды», а также студентами других специальностей, изучающих дисциплину «Анатомия и физиология человека» очной и заочной форм обучения.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1. «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА»…………………….4

1.Оценка психического состояния у человека……………………………………4

3. Определение темперамента (опросник Айзенка)…………………………....…5

4. Определение устойчивости внимания по методу корректурной пробы…….5

5. Исследование распределения внимания………………………………..……..6

6. Определение устойчивости и переключения внимания……………………...6

7. Исследование переключения внимания………………………………………..6

8. Исследование запоминания …………………………………………………….7

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. «ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ……………………………………………………………………………...7

1. Измерение артериального давления у человека аускульпативным методом Короткова……………………………………………………………………….……8

2. Наблюдение венозного кровотока................................................................9

3. Определение длительности cердечного цикла у человека по пульсу в покое и при физической нагрузке………………………………………………9

4. Расчет показателей состояния сердечно-сосудистой системы ……………10

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3. «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»…………………………………...…………………..…………..…..13

1. Легочные объемы…….…….…………….………………...…..…...……….…13

2. Показатели системы дыхания…………………..……………………………..15

Лабораторная работа №1.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА

Высшая нервная деятельность (ВНД) исследует физиологические механизмы поведения и психики с позиций рефлекторной теории в ее современном виде. Чем совершеннее нервная система в эволюционном ряду, тем более разнообразны формы адаптации организма к среде. Человек обладает чрезвычайно высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что обусловлено максимальным развитием головного мозга, возникновением высшей формы отражения действительности, включающей все проявления психической деятельности: ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и воля. Все формы психической деятельности человека обусловлены множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой.

Деятельность коры больших полушарий, обеспечивающая поведение, т. е. индивидуальное приспособление организма к изменяющимся условиям среды, И.П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные рефлексы, т. е. условные, в отличие от врожденных, наследственно зафиксированных, безусловных рефлексов.

Безусловные рефлексы - это врожденные реакции, свойственные всем животным данного вида, непременно осуществляемые организмом в ответ на раздражение определенного рецептивного поля - рефлексогенной зоны данного рефлекса.

Условные рефлексы - это приобретенные в процессе индивидуальной жизни рефлекторные формы поведения, которые формируются на основе безусловных рефлексов при определенных условиях; при исчезновении этих условий происходит угасание (торможение) данных рефлексов и формирование новых. Поэтому условный рефлекс является высшей универсальной формой приспособления, взаимодействия организма со средой.

ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ЧЕЛОВЕКА

Под психическим состоянием понимается картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. При исследовании психических состояний широко используется тест САН - «самочувствие, активность, настроение».

Для работы необходимы: бланки опросника, ручка.

Проведение работы. Испытуемый в процессе исследования самостоятельно оценивает свое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свое психическое состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных на бланке. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака». Обработка результатов проводится с помощью шаблонов-ключей для оценки конкретных психических состояний.

Результаты работы и их оформление. Составьте протокол опыта. Сравните психическое состояние нескольких испытуемых.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интраверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интраверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Для работы необходимы: бланки опросника Айзенка, ответный лист, ручка.

Опросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интраверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкала лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Проведение работы. Перед началом исследования испытуемый получает следующую инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция. Имеется в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных вопросов здесь нет». Обработка результатов проводится с помощью ключей.

Результаты работы и их оформление. Составьте протокол опыта. Оцените уровневые характеристики показателей испытуемого, тип темперамента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...