Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение устойчивости внимания по методу корректурной пробы




Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность психической деятельности на объект, имеющий определенную значимость для человека.

Для работы необходимы: текст для корректурной пробы, секундомер, ручка.

Проведение работы. Испытуемому предлагают на полученном бланке вычеркнуть буквы Е и С двумя разными способами, а букву Н обвести кружком. Экспериментатор запускает секундомер и через каждую минуту в течение 5 мин по команде экспериментатора испытуемый ставит вертикальную черту после последней просмотренной им буквы.

Результаты работы и их оформление. Определите по минутам количество просмотренных букв (n), число зачеркнутых букв (К), количество ошибок (Р). Ошибки - это неправильно зачеркнутые буквы, не вычеркнутые Е и С или не обведенная кружком буква Н.

Вычислите показатели:

1) точности работы по следующей формуле:

А = К/К(К+Р)

2) производительности работы по следующей формуле:

Е = пА.

Сравните полученные показатели для первой и последней минут работы у одного испытуемого и у нескольких. Сделайте выводы о распределении их внимания во времени.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно.

Для работы необходимы: таблица с 25 квадратами, в которых в случайном порядке распределены цифры от 1 до 25, указка, секундомер.

Проведение работы. Испытуемый находит, называет и показывает указкой цифры от 1 до 25 в прямом порядке. Определяют время, затраченное им на эту операцию.

Результаты работы и их оформление. Занесите в протокол опыта фамилии испытуемых, количество ошибок и время, затраченное каждым на нахождение 25 цифр. Сравните полученные результаты, имея в виду, что среднее время для данной работы составляет 30-50 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Устойчивость внимания - это способность субъекта не отклонятся от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Произвольное внимание формируется при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. Так, оператор, следящий за появлением на экране определенной информации, обладает большой устойчивостью внимания; водитель автобуса должен уметь быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой (дорога, салон автобуса, рычаги и пульт управления и т. п.).

Для работы необходимы: таблица с изображением перепутанных ломаных линий, секундомер.

Проведение работы. Испытуемый по команде экспериментатора в течение 3 мин, не пользуясь указкой или карандашом, а только с помощью глаз находит конец каждой линии и помечает ее соответствующим номером в правом столбике. Через 3 мин экспериментатор прерывает работу испытуемого и, проверив ее, оценивает степень устойчивости произвольного внимания по количеству правильно найденных за 3 мин концов линий.

Результаты работы и их оформление. Полученные данные занесите в протокол. Сделайте вывод об устойчивости и переключении внимания у разных испытуемых.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

Для работы необходимы: «черно-красные таблицы», состоящие из 49 квадратов. В квадратах в случайном порядке расположены черные цифры от 1 до 25 и красные - от 1 до 24, указка, секундомер.

Проведение работы. Испытуемому предлагают найти, показать указкой и назвать черные цифры в прямом порядке, а красные - в обратном. Фиксируют время реакций. Затем испытуемому предлагают показать в восходящей последовательности черные и красные цифры, дополняющие черные до 25 (например, черная цифра 1 и красная 24, черная цифра 2 и красная 23 и т. д.). Отмечают время реакции.

Результаты работы и их оформление. Полученные данные занесите в протокол. Сделайте вывод о переключении внимания у разных испытуемых.

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ

Запоминание — процесс, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенной ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Для работы необходимы: карточка с 40 не связанными между собой по смыслу простыми словами, состоящими из 4-6 букв, секундомер.

Для работы испытуемых составляются бланки по следующей схеме (табл. 3):

Таблица 3.

№ п/п Опыт 1 Опыт 2
Слова Ошибки Символ Слова Ошибки
           
         
           

Проведение работы. Экспериментатор произносит инструкцию к опыту 1: «Я прочту вам 20 слов, вы должны запомнить как можно больше из них. По моей команде вы должны будете вписать их в колонку «слова» бланка». Интервалы при чтении слов должны быть 3-5 с.

Инструкция к опыту 2: «Я прочту вам 20 слов, в графе «символ» вы можете сделать рисунок (буквы, слова, цифры писать нельзя). Когда я закончу читать, вы перевернете лист, чтобы не видеть свои пометки. По моей команде «Пишите» вы опять перевернете лист и в графе «слова» напишите те слова, которые соответствуют вашему рисунку». Интервал при чтении должен составлять 10-12 с, от окончания зарисовок до воспроизведения - 5 мин, интервалы между опытами - 30 мин.

Результаты работы и их оформление. Вычислите коэффициент запоминания по формуле:

К=(М/п)х100%,

где К - коэффициент запоминания;

М- количество правильно воспроизведенных слов;

п - количество предъявленных слов.

Сделайте вывод о различии непосредственного и опосредованного запоминания.

Лабораторная работа №2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...