Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе




Рассмотрим проектирование технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Слова в предложении» [1, C.135].

Тип: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Технология: традиционная.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования умения составлять предложения и употреблять в них слова в нужной форме.

Задачи:

Образовательные:

1. Актуализировать знания о предложении и его видах по цели высказывания и интонации

2. Закрепить умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные и глаголы

3. Формировать умение составлять предложения и употреблять в них слова в нужной форме

Развивающие:

1. Развивать лингвистическое мышление

2. Развивать связную речь и внимание

3. Развивать универсальные учебные действия

Воспитательные:

1. воспитывать уважение к себе как носителю русского языка

2. воспитывать уважение и любовь к русскому языку. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.

Оборудование:

Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч1; под редакцией С. В, Иванова. - 3-е изд. Перераб. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 160с.: ил. - (Начальная школа XXI века),, карточки с названием темы и словарным словом, карточки с текстами, иллюстрации удава, ромашки, цикория, фиалки полевой, астры.

Таблица 2.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе

 

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент   -Здравствуйте. Давайте встанем, поприветствуем друг друга. Напоминаю, что меня зовут Юлия Петровна. Убедитесь в том, что у вас порядок на рабочих местах, есть учебник и тетрадь для записей. Сегодня они понадобятся на уроке. Присаживайтесь. Встают. Приветствуем учителя.  
Актуализация знаний -Ребята, какое сейчас время года? Расскажите, какая сегодня погода? Чем вы пользовались, рассказывая о погоде? Жестами? Мимикой? Из чего состоит наша речь? А что вы знаете о предложение? |____ ______ ____.?! Что выражает предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите пример побудительного предложения! Какие предложения бывают по интонации? А как на письме оформляется предложения? Молодцы, ребята, все вспомнили, что учили о предложении. А хотите узнать больше? Сегодня мы с вами научимся составлять предложения, а при этом употреблять слова в нужной форме. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные. - Сейчас осень. Сейчас поздняя осень. Погода … Речью. Из слов, предложений. Предложение состоит из слов, связанных между собой. Предложение выражает законченную мысль. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные. Принеси мне чай! По интонации: восклицательные и невосклицательные. Предложение записывается с заглавной буквы, в конце ставится.?! Хотим.
Минутка чистописания - Чтобы подготовить нашу руку к письму, нам нужно провести минутку чистописания. Но для начала нам нужно отгадать загадку: Когда порою одиноко - Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалёка Тебе подарит. Молодцы. Я загадала две буквы из этого слова. Первая буква нам встречается 2 раза, а вторая обозначает согласный звук, мягкий парный, звонкий непарный. Что это за буквы? Верно. Записываем число, «Классная работа». В следующей строчке вам нужно прописать заглавную и строчную букву «е» и заглавную и строчную букву «эль» один раз. В продолжении этой строчки я для вас придумала вот такой узор. __________________________________ __________________________________ Отлично. Руку мы размяли и готовы работать на уроке. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.   Телефон Ее Лл
Словарная работа - Слово «телефон» не случайно появилось у нас на уроке. Это словарное слово. Ребята, что такое телефон? Телефон - это устройство, которое способно передавать звук на большие расстояния. Сколько слогов в слове «телефон»? Почему вы так решили? Прочитайте слово по слогам! Какой слог ударный? На какие орфограммы нужно обратить внимание? Давайте попробуем составить словосочетания со словом «телефон» по схемам:   Три слога Потому что три гласных. Те-ле-фон Третий слог ударный. Нужно запомнить две безударные буквы «е». Мобильный (старинный, новый) телефон. Телефон друга (папы, мамы, Алены).
Переход к теме урока - Дети, с какой целью мы можем общаться по телефону? Хорошо. Однажды я получила от подруги вот такое сообщение. «Здравствуй, Юлия! Я сегодня приехать к тебе в гости. Уроки закончиться раньше. Я уже стоять на остановка и ждать автобус. Скоро увидеться!» Как вы думаете, в чем ее проблема? А чему же мы сегодня должны научиться на уроке? Хорошо. Тема сегодняшнего урока: «Слова в предложении». Мы можем рассказать как прошел день, поделиться радостями, проблемами. Она иностранка, которая не знает, как нужно употреблять слова в предложении. Не может их поставить в нужной форме. Мы должны научиться составлять предложения и употреблять в них слова в нужной форме.
Изучение нового материала - Для начала, давайте поможем моей подруге исправить свои речевые ошибки. Вот перед вами ее сообщение. Давайте вместе с вами исправим ошибки. Отлично! Вы хорошо поработали. Продолжаем тренироваться в употреблении слов в нужной форме. Открываем учебник на с.66. Читаем задание упражнения 2. Читаем слова под цифрой 1. Какое предложение должно получиться? Какой знак мы поставим в конце предложения? Какое это предложение по цели высказывания? Почему? По интонации? Записываем эти предложения по порядку. (Письмо с комментированием у доски). Посмотрите внимательно на эти предложения. Их что-то объединяет? Как можно назвать эти предложения, если у них общая тема? Хорошо. Давайте озаглавим этот текст устно. Давайте найдем в этом тексте слова, которые обозначают предмет? Как называются эти слова. Давайте обозначим, что это имена существительные над словом. Найдите в тексте слова, которые обозначают признак предмета? Как называют эти слова? Давайте обозначим, что это имена прилагательные над словом. Найдите в тексте глаголы? Что такое глагол? Обозначьте над словами, что это глагол. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.   «Здравствуй, Юлия! Я сегодня приеду к тебе в гости. Уроки закончились раньше. Я уже стою на остановке и жду автобус. Скоро увидимся!» Ветер срывает сухие листья с сучьев. Точку. Льет частый дождь. На дворе холодно. Скорей бы наступила зима! (пов., воскл.) Их объединяет общая тема. Текстом. Осень. Поздняя осень. Наступление зимы. Ветер, листья, сучья, дождь, двор, зима. Слова, которые обозначают предмет называются имена существительные. Сухие, частый. Слова, которые обозначают признак предмета, называют имена прилагательные. Срывает, льет, наступила. Глагол - это слова, которые обозначают действие предмета.
Физкультминутка Поработали, ребятки, А теперь все на зарядку! Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замедляем, дети, шаг, И на месте стой! Вот так! А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно.  
Самостоятельная работа - Найдите упр.3 на с 67. Читаем задание. Это задание вы выполняете самостоятельно. Что вы должны сделать? А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки! Над словами, записанными в скобках подпишите, какой частью речи они являются   Прочитать. Списать стихотворение, раскрывая скобки и ставя слова в нужную форму. Определить цель высказывания и интонацию предложения. Записать это в скобках. В конце предложения поставить нужный знак.
Итог урока - Ребята, чему мы с вами сегодня научились на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас самым трудным? Над чем бы вам еще хотелось поработать?  
Домашнее задание С.66, упр.1, РТ с.13, упр. 20    
Рефлексия - Посмотрите внимательно на доску. Сейчас каждый из вас должен выбрать любую фразу и продолжить ее. Сегодня я узнал (а) … Было интересно… Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу… Я научился (ась) … У меня получилось … Мне захотелось…  

 

Заключение

Таким образом, в настоящее время в ходе вступления федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю довелось осознать значимость и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), выраженных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, исходя из этого учитель, реализующий ФГОС второго поколения обязан внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится довольно актуальным умение планировать и создавать урок так, чтобы сознательно осуществлять формирование итогов обучения.

Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств, где технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы и т.д. Исходя из этого определения, можно выделить несколько основных позиций, на которые нужно опираться при конструировании технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части. Таким образом, в дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата.

Технологическая карта урока разрешает увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко употреблять эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; реализовывать интегративный контроль результатов учебной деятельности. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя давать урок, развивая понимание и создавая условия для пораждения ценностей и смыслов.

При составлении технологической карты урока больше всего затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Но ещё Гёте писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». А так как цель составления рабочих программ и технологических карт урока состоит в превращении мысли в действие, то надо справляться с любыми трудностями. Как это было не раз: и при нахождении принципиальной разницы между ГОСТом и ФГОСом и при отделении друг от друга, что называется «по зёрнышку», всех УУД и при освоении компьютерных технологий, Интернет-ресурсов.

 

 

Список использованной литературы:

1. Арямова, О.С. Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока: учеб. пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О.С. Арямова, С.А. Климова, Л.Д. Мали, Н.И. Наумова; под ред. Н.И. Наумовой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. – 142 с.

2. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: метод. рекомендации. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.

3. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М., 2012. – 303 с.

4. Дусавицкий, А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе / А.К. Дусавицкий. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 288 с.

5. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2015. – 233 с.

6. Корбакова, И.Н. Деятельностный метод обучения: 1−4 классы описание технологии, конспекты уроков / И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 118 с.

7. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С.12–18. − URL: http://www.gosbook.ru/node/48367)

8. Мельникова, Е.Л. Что такое проблемный диалог? / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс: до и после. − 2014. – № 8. – С. 3–8.

9. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 173 с.

10. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2015. – 177 с.

11. Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2013. – 157 с.

12. Трунцева, Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 кл. / Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2015. – 176 с.

13. Чуракова, Р.Г. Технологический и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М., 2011. – 112 с.

14. Шукейло, В.А. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения / В.А. Шукейло. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 2014. – 288 с.

15. Якушина, Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС / Е.В. Якушина. − URL: http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site/articles/art_3_7.htm

16. УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. − URL: http://www.vita-press.ru/165.html

17. УМК «Гармония». − URL: http://www.umk-garmoniya.ru/about/

18. УМК «Школа 2100». − URL: http://www.school2100.ru

19. УМК «Перспектива». − URL: http://www.prosv.ru/umk/ perspektiva/info.aspx?ob_no=29174

20. УМК «Школа России». − URL: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=18135

21. «Школьный гид»: сайт − URL: http:// schoolguide.ru/index.php/progs.html

 


Приложение 1

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.   Включение учащихся в деятельность   Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л)  
II. Языковая разминка. Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока Линейный диктант: 1 Орешек 2.Гвоздик 3.Карандашик 4. Свёрточек 5. Листик 6. Мячик 7. Цветочек 8. Котёночек 9. Комочек 10. Сухарик Диктует слова. Работая по способу действия, записывают гласные в суффиксах имён существительных ек-ик. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводя способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).
III. Введение в тему с формулиров-кой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.   1. Подводящий диалог: 1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные) 2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (имеют форму единственного и множественного числа) 2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики - ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, консервы…). 1.Почему не смогли вернуть мне слово? 2.К кому или чему можем обратиться за помощью? 3.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса1.Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.   Организует игру, фиксирует затруднения.     Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Отвечают на вопросы.     Применяя ранее полученные знания, в игровой форме образуют от существительных в форме множественного числа форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись,   Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Физкультми-нутка Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую. 1.Волна 2.Стена 3.Зима 4.Страна 5.Снежинка 6. Холодный 7.Далёкий 8.Скрипучий 9.Столы 10. Цветы Диктует слова Встают в соответствии с буквой, которую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища А   ЕО   И  
V. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели, фиксация нового знания в речи. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.   1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила: Ножницы, духи, сутки, шахматы, сумерки. I.В технологии проблемного диалога организует наблюдение: 1.Прочитайте слова 2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы) 3 Как же мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа? II.Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами. Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.   Составляют схему Тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1.Парные предметы 2.Отрезки времени 3.Вещества 4.Явления природы…, дополняя их своими примерами. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.,Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).  
VI. Реализация построенного проекта Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы. 1.Сравнением с текстом учебника 2.Дополнение предложенной детьми схемы Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
VII. Физкультми-нутка Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.   Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз  
VIII. Развитие учебно­языковых умений. Решение жизненной ситуации. Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множественного числа. Применение полученных знаний для решения жизненных ситуаций. Ситуация: семья переехала в новую квартиру в другом городе. Цель: помочь родителям разложить все вещи, сходить в магазин, организовать вечерний досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни.   Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.,Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
IX. Самостоятельная работа Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Найди четвертое лишнее: 1.джинсы, штаны, юбки, шорты 2.соки, супы, макароны, напитки 3.шашки, шахматы, викторины, прятки 4Сухиничи, Калуга, Износки, Думиничи 5сумерки, потёмки, сутки, заморозки Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.,Р).
X. Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения (включая орфографические), которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные. Организует рефлексию через подводящий диалог. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Чему научились на уроке? Что следует доработать? Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки? Отвечают на вопросы, подводят итог работы Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
XI. Домашнее задание   45. Упр.398, инд. задания.      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...