Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Созерцание — это линия связи с «иным миром»




Чем характеризуется созерцание как особое состояние психики?
Можно ли отличить созерцательное состояние от обыденного
сознания? В текстах Вед на эти вопросы прямых ответов не содер-
жится. Только в возникших через столетия различных практических
учениях можно найти определенные суждения о созерцательном
состоянии. Причем они вполне современны и адекватны как с точки
зрения представлений о сверхфункциях мозга, так и с позиций
нейрофизиологии.


161 Часть первая Сверхвозможности человека

Например, в различных комментариях к знаменитым Йога-
сутрам, созданным индийским знатоком древних уже для его
времени духовных систем управления сознанием Патанджали
примерно в период с IV века до нашей эры по II век нашей эры,

дхьяна-созерцание определяется как сфокусированность одно-
родных, однонаправленных состояний сознания на конкретном
объекте или понятии
. Один из комментаторов Йога-сутр, Вачаспати
Мишра, живший в IX веке объяснял, что дхьяна реализуется, дости-
гается с помощью концентрации ума. Причем «однородность, одно-
направленность» трактуется им как непрерывная, без отвлечений на
посторонние мысли, концентрация ума или разума на одном объекте.
С современных нейрофизиологических позиций это означает устой-
чивую и полную концентрацию внимания на определенном объекте.

Созерцание характеризуется следующими психологическими и
нейрофизиологическими особенностями. Во-первых, это «отклю-
чение» от сознания органов восприятия. Во-вторых, прекра-
щение процессов спонтанного, хаотического мыслеобразования.
В-третьих, объект концентрации внимания целиком занимает
объем сознания, сливается с ним, становится главным его содер-
жанием
. Таким образом, достигший дхьяны человек не воспри-
нимает сигналы и стимулы генерируемые как внешним миром, так и
его телом. Человек в этом состоянии нечувствителен к любым
раздражителям, в том числе и таким сильным, как боль. Внешнего
окружающего мира для него не существует. Вместе с тем в его мозге
максимально погашены процессы образования мыслей, желаний,
эмоций и мечтаний. Подобный необычный режим работы мозга
сопровождается процессом «притяжения» объекта внимания к
сознанию. Иногда, наоборот, говорят о «проникновении» сознания в
глубины объекта. В этот момент человеческое сознание очень
глубоко, целиком охватывает суть и содержание объекта внимания.
Издавна, по крайней мере, с середины I тысячелетия до нашей эры
это явление называется процессом истинного познания.


Глава 5 Как творятся чудеса 162

Однако, сознание, трансформировавшееся в дхьяну, поначалу не
полностью освобождено от прежних его обитателей. В первона-
чальном состоянии созерцания в сознании еще присутствуют
чувства, причем достаточно сильные. Это — эмоции восторга,
удовольствия и блаженства. Человеку, устремившемуся к дости-
жению конечной цели Пути, необходимо избавиться и от этих
чувств, а также и от объекта внимания, который заполняет его
сознание. Поэтому в состоянии дхьяна необходимо продолжить
концентрацию внимания, что приведет к достижению следующего,
более полного и глубокого состояния созерцания. Это новое
состояние принято называть Второй дхьяной. Она имеет все те же
признаки, что Первая дхьяна. Но в ней меньше остается положи-
тельно окрашенных чувств восторга и блаженства. Подобный
процесс концентрации внимания продолжается и во Второй дхьяне,
до тех пор, пока из сознания не будут вытеснены остатки чувств и
следы объекта концентрации внимания. Всего обычно насчитывается
до восьми дхьян, последовательно достигаемых друг за другом. Как
правило, следы материального объекта, на котором производилась
тренировка внимания выводятся из сознания при достижении Пятой
дхьяны
. Сознание с этого момента прекращает оперировать матери-
альными объектами. Оно полностью переключилось или трансфор-
мировалось в созерцание.

Если в сознании отсутствует объект, значит прекращается
его «истинное познание». Наступившая разновидность созерца-
тельного состояния в восточных культурах получила название
собственно «йога», что означает истинное «соединение» с «иным
миром».

Нужно ясно представлять себе то, что приобретение сверхвоз-
можностей начинается с достижения состояния созерцания
,
Первой дхьяны. Только в этом состоянии сознание приобретает
способность управлять мозгом таким образом, что становится


163 Часть первая Сверхвозможности человека

возможным его взаимодействие с «иным миром». По мере продви-
жения по Пути тренировки внимания, человек многие сверхвозмож-
ности приобретает «автоматически», вне зависимости от того, хочет
он этого или нет. В восточных цивилизациях считается, что человек,
достигший конечной цели Пути, приобретает способность исполь-
зовать практически все сверхресурсы своего мозга.

Не следует думать, однако, что для расширения возможностей
мозга необходимо обязательное прохождение всех восьми дхьян. Для
практического взаимодействия с «иным миром» и для управляемого
воздействия на материальную природу достаточно выполнить два
условия: научиться переводить сознание в состояние созерцания
и освоить специальные методы управляемого производства в
этом состоянии сверхъестественных явлений.

В нашей книге рассмотрена в основном первая часть задачи: как
с помощью тренировки внимания освоить методы достижения
особого состояния психики в его первой стадии. Однако, некоторыми
сверхвозможностями любой человек может овладеть и в Первой
дхьяне. Кратко остановимся на этих вопросах.

Воспользуемся очень важным понятием, введенным еще
мудрецом Патанджали. Это санъяма, что в переводе с санскрита
означает «упряжка, повозка». И этот дословный перевод как нельзя
лучше выражает смысл понятия. Действительно, санъяма пред-
ставляет собой триаду важнейших понятий, характеризующих
процесс расширения возможностей мозга: концентрация — созер-
цание
самадхи. Эти понятия выражают определенные состояния
как сознания, так и созерцания. И в то же время за ними стоят опре-
деленные тренировочные действия, которые необходимо произвести
со своим вниманием. Последовательность наступления состояний
или совершения действий, составляющих санъяму, строго соблю-
дается последовательностью их перечисления в триаде.


Глава 5 Как творятся чудеса 164

Кратко остановимся на новом для нас понятии — самадхи. В
переводе с санскрита оно обозначает действие — «сосредотачивать».
По сути дела, это то же самое состояние сознания, что и дхьяна-
созерцание. Древние мудрецы с методологическими целями
произвели разделение одного состояния сознания на два: дхьяну и
самадхи. Разница между ними определяется только временем пребы-
вания сознания в каждом из состояний. Так, дхьяна длится
небольшое время, сознание часто «выбрасывает» обратно в предсо-
зерцательное
состояние. Целью тренировки на этом этапе является
приобретение навыка оставаться в состоянии дхьяна как можно
дольше. Как только этого удается достичь (например, некоторые
опытные йоги считают, что достаточно 144 секунд), дхьяна уже
считается состоянием самадхи. Таким образом, самадхи — это
продолжительная и устойчивая дхьяна
. Естественно, сколько
дхьян — столько и состояний самадхи. Длительное пребывание в
Восьмой дхьяне обычно называют Самадхи (с большой буквы). Это
— вожделенный конец Пути, достижение бессмертия или Абсолюта
и т. д. Весь Путь последовательного прохождения дхьян часто
называют Путем Самадхи. Тем самым четко и определенно
указывая на методические особенности тренировки внимания. Для
сведения читателей отметим, что человеческая культура выработала
многие десятки различных методов и способов тренировок
внимания.

Итак, для освоения некоторых видов сверхвозможностей, по
терминологии Патанджали — «совершенных способностей», необ-
ходимо использовать тренировочный процесс под обобщающим
названием «санъяма». Например, посредством санъямы, связанной с
внешней формой тела, «устраняется ее способность быть восприни-
маемой» другими людьми. То есть достигается «невидимость».
Санъяма, объектом которой выступает Солнце, согласно Патан-
джали, рождает космологическое знание, или «знание Вселенной».
Санъяма на области черепной коробки приводит к интуитивному


165 Часть первая Сверхвозможности человека

озарению, с помощью которого можно «познать все». Применение
санъямы к некоторым видам дыхания приводит к появлению способ-
ностей «свободно преодолевать физические препятствия вроде
болотной трясины и водной преграды», или обрести свечение вокруг
собственного тела. И так далее, и тому подобное.

Еще раз напомним читателям, что освоение способов генериро-
вания конкретных сверхъестественных явлений выходит за пределы
этой небольшой книги. Наша сегодняшняя задача выглядит
скромнее: научиться достигать особого состояния — созерцания, без
которого невозможно взаимодействие с «иным миром», а значит, и
обретение сверхвозможностей и становление Сверхчеловеком.

Модель иного мира

Нам уже стало понятно, что для проникновения психики в «иной
мир» необходимо перевести её в необычный режим работы, отлича-
ющийся от привычного и всем известного обыденного состояния.
Такое новое состояние характеризуется затуханием или тормо-
жением всех мозговых процессов
, особенно тех, которые проис-
ходят на осознаваемом уровне или в сознании человека. Это
утверждение не является умозрительным выводом. Оно, с одной
стороны, подтверждается эмпирическим опытом людей, дости-
гающих состояния созерцания и могущих описать личные впечат-
ления от пребывания в нем. С другой стороны, индивидуальный
опыт различных людей полностью подтверждается результатами
научных исследований мыслительных процессов. В нейрофизиоло-
гических экспериментах по регистрации электрической активности
мозговых структур, называемой электроэнцефалографией, прове-
денных на людях, освоивших методы достижения созерцательного
состояния, например, йогах, установлено, что мозговые процессы
под воздействием сознательного управления мозговой деятель-


Глава 5 Как творятся чудеса 166

ностью, действительно могут затухать. Такое состояние мозга
похоже на состояние глубокого сна, но отличается от него частичным
«включением» сознания.

Аналогичные состояния созерцания, только весьма кратковре-
менные и практически неуправляемые, бывают у экстрасенсов и
медиумов, в моменты производства ими сверхъестественных
явлений. По-видимому, таким же состоянием, только наступающим
самопроизвольно и случайно, характеризуется мозг любого человека,
сталкивающегося в своей жизни с различными проявлениями «иного
мира».

Однако только одной перестройкой режимов функционирования
мозга производство или инициирование всей богатейшей палитры
сверхъестественных явлений, их разнообразие и характерные
особенности, объяснить невозможно. Необходимо отдавать себе
отчет в том, что мозг сам по себе, являясь физическим объектом, не
может нарушать физические законы природы, что повсеместно
наблюдаются в сверхъявлениях. Если мы хотим объяснить природу и
механизм этих явлений, или хотя бы приблизиться к такому объяс-
нению, то должны отвести мозгу лишь роль инструмента, организу-
ющего их и управляющего ими. И предположить, что
производителем сверхъестественных явлений может быть только
«иной мир» под управлением человеческого сознания.

И здесь мы вступаем на «терра инкогнита», неизведанную
землю, на которую еще не ступала нога исследователя. Впрочем,
люди давно догадывались о ее существовании, и недостатка в рассу-
ждениях о природе этой земли нет. Однако все умозаключения, каса-
ющиеся «иного мира» сводятся, в основном, к двум точкам зрения:
либо это Божественный мир, населенный как хорошими, так и
плохими небожителями, либо это мир духов умерших людей. Нет
необходимости серьезно критиковать многочисленные вероучения и
псевдонаучные доктрины о природе и устройстве «иного мира»,


167 Часть первая Сверхвозможности человека

выстроенные на этих точках зрения. В них эти вопросы или вообще
отсутствуют, или представляют собой наивно-невежественные и
лишенные внутренней логики попытки революционного переосмыс-
ления мироустройства с непременным отбрасыванием накопленных
человечеством позитивных научных знаний.

Мы попытаемся найти подходы к осмыслению «иного мира»
руководствуясь тем, что наш физический мир и «иной мир» пред-
ставляют собой два различных структурных уровня цельной
материальной Природы
. В качестве второго предварительного
замечания необходимо отметить, что свойства физических веществ
и полей кардинальным образом отличаются от характера мате-
риальной субстанции «иного мира».
Эти различия гораздо суще-
ственней, чем между, например, физическими макромиром и
микромиром, то есть миром элементарных частиц и квантовых
явлений. «Иной мир» в нашем понимании представляет собой
материальную субстанцию
: невидимую, не ощущаемую человеком,
находящимся в обыденном состоянии сознания, и не регистри-
руемую физическими приборами. Вполне возможно, что это та самая
скрытая часть материи, обнаруженная астрофизиками несколько лет
назад, которая составляет около 95% от всей массы Вселенной.
Окружающий же нас физический мир, представляющий видимую
часть Вселенной, составляет по массе лишь незначительные 5%.

«Иной мир» — самая глубокая материальная структура. Он поро-
ждает внутреннее строение объектов микромира, является их перво-
основой. В этом смысле физический мир, все его объекты, в том
числе человек и его мозг, состоят из субстанции «иного мира». Но
взаимоотношения этих различных по масштабу структур миро-
здания, с нашей точки зрения, весьма странные и удивительные.
Однако именно они предоставляют редкую возможность с разумных
позиций попытаться нащупать тропинку к объяснению природы и
механизма сверхъестественных явлений.


Глава 5 Как творятся чудеса 168

В основе нашей модели лежат три главных предположения:

• в материальной субстанции «иного мира» существуют некие
информационные матрицы, содержащие сведения о текущей
функции состояния любого объекта физического мира;

• периодические возбуждения информационных матриц, осцил-
ляция (то есть колебания) «иного мира», приводит к таким же осцил-
ляциям мира физического, то есть к его периодическому
возникновению или материализации и последующему полному
исчезновению;

• осцилляция сопровождается периодическим обновлением
информации о состоянии физического объекта, причем, в информа-
ционную матрицу можно при определенных условиях вносить
дополнительную информацию «извне», «подправляя и изменяя»
функцию состояния; изменение содержания матрицы доступно и
человеку.

Эти относительно простые постулаты, не противоречащие
научной логике и имеющие точки соприкосновения с современными
физическими представлениями о Природе, позволяют объяснить, по
меньшей мере, в первом приближении, механизм почти всех
таинственных явлений, инициируемых в физическом мире челове-
ческим сознанием. Сама идея осцилляций, периодического возник-
новения и исчезновения физического мира имеет под собой
эмпирическую почву. Подобные процессы обнаруживаются доста-
точно подготовленным сознанием, достигшим Седьмой-Восьмой
дхьян. Именно они явились основой для широко известных
буддистских суждений об иллюзорности и непостоянстве физиче-
ского мира и, в силу этого, пренебрежительного к нему отношения.
Будда две с половиной тысячи лет назад опытным путем определил
частоту подобных превращений примерно равную десяти в двадцать
первой степени циклов в секунду. Современные же физики теорети-
чески оценивают частоту осцилляций, или флуктуаций, физического


169 Часть первая Сверхвозможности человека

вакуума, как одной из разновидностей скрытой материи, в десять в
сорок третьей степени колебаний в секунду. Сегодня многие ученые
считают, что в таких периодических флуктуациях рождаются и
исчезают известные нам элементарные частицы, то есть, по сути
дела, физический мир. Идея «иного мира» оказалась очень близка к
научной гипотезе о физическом вакууме, заполненном некоей
первичной субстанцией с высоким уровнем энергии, как перво-
основе физического мира.

Камнем преткновения является возможность записи в
субстанции «иного мира» информации о состоянии объектов физиче-
ского мира и взаимодействие с такими информационными
матрицами человеческого сознания
. Такой процесс не имеет
известных аналогий в нашем мире. Но и эти трудности логически
преодолимы.

Поясним это с помощью следующей метафоры. Представим себе
человека, жующего жевательную резинку и периодически выдува-
ющего изо рта резиновый шар. Этот процесс является условной
аналогией осцилляций. Пока резинка во рту — она субстанция
«иного мира». Выдутый из нее шар — возникший физический мир
или любой объект этого мира: человек, мозг, электрон или «более
элементарные частицы», например, гипотетические кварки, из
которых, как уверенно предполагают физики, состоит электрон и
прочие известные микрочастицы. Человек втянул резинку обратно в
рот — физический мир исчез из реальности. Он превратился опять в
матрицу, в которой записана информация о состоянии только что
существовавшего физического мира или любого его объекта. В
следующее мгновение снова выдули резиновый пузырь — первичная
субстанция материализовалась в физические объекты с параметрами,
соответствующими определенной информационной матрице состо-
яния. Таким образом, матрица является информационным прооб-


Глава 5 Как творятся чудеса 170

разом любого физического объекта. Тем, что философ Платон в
глубокой древности назвал эйдосом, или идеей, прообразом, перво-
основой материального объекта.

Функция состояния, записанная в матрице, представляет собой
информацию как о координатах простейших элементов физического
объекта, так и об их качественной характеристике. Именно эти пара-
метры, находясь в созерцательном состоянии, способен считывать
или изменять человек. В этом и заключается смысл такого часто
используемого нами понятия, как «взаимодействие сознания или
мозга с «иным миром». Как же мозг это делает?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...