Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дыхание как объект внимания




В соответствии со своими предрассудками последователи
даосизма считают, что с помощью дыхания можно управлять
внутренними духами и соответствующими им силами или, говоря
осовремененным, околонаучным языком, энергиями. Например,
интенсивное и глубокое дыхание очищает жизненную энергию ци и
направляет ее в верхнюю и среднюю области обитания. Медленное и
поверхностное — используется для ее накопления.

Знаток даосской теории и практики Ева Вонг выделяет в этой
доктрине девять видов дыхания. Все они вполне заурядны и всем
известны, хотя некоторые имеют звучные названия. Это дыхание
через рот или ноздри, или различные комбинации вдоха и выдоха
через рот и нос. Это и обычное диафрагменное дыхание, и не совсем
обычное обратное диафрагменное дыхание, когда в процессе вдоха
живот не раздувается, а, наоборот, опадает, уменьшается в объеме.
Здесь же присутствует и «дыхание промежностью», названное так


Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 254

потому, что при вдохе одновременно с диафрагмой сокращают и
напрягают мышцы промежности. В этом же ряду «черепашье» и
«эмбриональное» дыхание. Последнее, девятое — дыхание всем
телом.

«Черепашье» дыхание такое же легкое и незаметное, как у
черепахи, спрятавшейся под панцирь. Это дыхание возникает есте-
ственным образом у людей, занимающихся психофизическими
тренировками. Считается, что благодаря такому дыханию можно
достичь такого же долголетия, каким отличается черепаха. «Эмбрио-
нальное» дыхание представляет собой комбинацию очень легкого
черепашьего дыхания с движениями диафрагмы, которые происходят
синхронно с вдохом и выдохом. Оно напоминает дыхание эмбриона,
находящегося во чреве матери. Его связывают с зачатием и взращи-
ванием «зародыша бессмертия», то есть изначального духа дао.

Дыхание всем телом — это наиболее совершенный вид дыхание.
Оно появляется, как считают даосы, когда человек достигает
единения с дао, то есть становится бессмертным. Такое дыхание
очень медленное и оно практически незаметно.

Три последних вида не являются принудительными формами
дыхания. Они появляются естественным образом, по мере продви-
жения человека по пути сохранения и регулирования трех основных
видов энергий. А вот «работа с энергиями» происходит посредством
первых шести форм дыхания.

Но мы ранее уже убедились в том, что никакое изменение
режимов дыхания не может вызвать положительных изменений в
организме человека. В чем же отгадка «китайского парадокса»? Быть
может, даосы попросту «дурят легковерных», а сами никогда не
достигали никакого совершенства?


255 Часть вторая Тренинг мозга

Ответ прост: более двух тысяч лет в даосизме используются
заимствованные в Индии методы тренинга мозга, которые и обеспе-
чивают положительное регулирование систем и органов тела. Однако
даосы предпочитают такого заимствования не замечать, а ошибочно
объясняют духовные достижения использованием только нацио-
нальных методов: поеданием ядовитых минералов и другой не менее
экзотической пищи, ограничением половых сношений, взращи-
ванием и перераспределением по организму духов с помощью физи-
ческих упражнений и изменений режимов дыхания и другими
способами, составляющими арсенал китайской алхимии.

За доказательствами существования в китайской культуре
именно такой ситуации далеко ходить не надо: они содержатся в
самих даосских текстах раннего средневековья.

Например, вдумайтесь в следующие древние китайские рекомен-
дации из трактата «Действенного и тайного устного наставления о
некоторых методах поглощения воздуха», который цитируется в
«Йоге» М. Элиаде:

«Практикующий упорядочивает дыхание, потом проглатывает
его и задерживает настолько долго, насколько это возможно; он
концентрируется на пораженной части тела, представляя, как
дыхание проливается на нее или же мысленно заставляя дыхание
бороться с болезнью, воображая, что оно пробивается сквозь пере-
гороженный проход. Когда дыхание истощится, он выталкивает
его, затем начинает снова, и так — от двадцати до пятидесяти
раз; он останавливается тогда, когда ощущает тепло, струящееся
по больному органу».

Не напоминает ли это рекомендации, которые мы дали по поводу
тренировки внимания на дыхании в начале предыдущей главы?
Только там мы предлагали вообразить поршень, который как в вело-
сипедном насосе, перемещает воздух, разливая его по телу.


Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 256

Конечно же, это — идентичные представления о концентрации
внимания на дыхательном процессе, выраженные разными словами и
образами. Именно этот процесс тренировки внимания, как таковой,
обладает лечебным эффектом, он действительно способен восстанав-
ливать нарушения в функционировании систем и органов тела!

Китайская мудрость заключается в том, что некоторые из
мудрецов давно поняли, хотя «вслух об этом не говорили», что
никакая «национальная алхимия» не излечит болезни и не обеспечит
долголетие, а тем более бессмертие, если в ней в качестве главного
элемента отсутствует тренинг мозга.

Позже, в VII веке, Сыма Чэн-чжень, один из основателей знаме-
нитой даосской школы Маошань, по совместительству советник «по
духовным вопросам и бессмертию» китайского императора, не
понимая сути и смысла того нейрофизиологического процесса, о
котором он говорит, тем не менее, дает правильные рекомендации,
которые действительно могут принести пользу людям:

«Те, кто проглатывают дыхание, должны следовать за ним
мысленно, когда оно входит во внутренние органы, так, чтобы и
гуморальные жидкости внутренностей, и все внутренние органы
были пропитаны соответствующим видом дыхания. Так оно
может циркулировать по всему телу и исцелять все болезни».

Можно ли более точно выразить словами смысл концентрации
внимания на дыхательном процессе, чем это сделал придворный
алхимик? Вы думаете, что после слов патриарха средневекового
даосизма китайская культура наконец-то отказалась от бессмыс-
ленных и не имеющих отношения к делу представлений о духах и
энергиях, гуляющих в человеческом теле? Ничуть не бывало! Эти
представления живы до сих пор, и кое-кто исповедует их даже в
России!


257 Часть вторая Тренинг мозга

Правдой является и то, что даосы даже себе до сих пор не
признаются, что их духовные достижения обусловлены не поэтизи-
рованной и до предела заметафорированной внешней или
внутренней алхимией, а заимствованным у других народов методом
тренинга мозга.

История духовности, вернее, ее отсутствия в китайской культуре
— весьма показательный пример человеческих заблуждений. Но
далеко не единственный. Что касается предмета нашего непосред-
ственного интереса — дыхания, — то можно привести аналогичные
случаи ошибочных представлений из нашей современности.

Взять, к примеру, известную методику дыхания, разработанную
К. П. Бутейко. Она заключается в том, чтобы приучить человека
дышать как можно реже и неглубоко. Это нужно для того, объясняет
доктор, чтобы не вымывать из крови углекислый газ, который
способствует улучшению питания тканей тела кислородом, а также
нормализует работу громоздкого ферментативного аппарата, то есть
деятельность вегетативной нервной системы, которая «курирует» эти
ферментные реакции. Бутейко на протяжении десятилетий вел
настоящую войну с глубоким дыханием, объявив его виновником 150
заболеваний!

Однако мы уже убедились в том, что любой режим дыхания, в
том числе и глубокое, являются естественным дыханием, если оно
соответствует условиям, в которых находится организм. А вот несо-
ответствие режима дыхания таким условиям попросту выводит из
равновесия нервную регулирующую систему, в том числе и деятель-
ность сложнейшего ферментативного аппарата человека. Искус-
ственное нарушение гомеостаза не может являться лечебным
фактором!


Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 258

Доктор Бутейко — опытный медицинский работник и научный
исследователь. Многие годы в научных экспериментах он накап-
ливал свидетельства выздоровления людей, использующих его дыха-
тельную гимнастику, от различных заболеваний. И у нас нет никаких
оснований подозревать его в недобросовестности и подтасовке
экспериментальных фактов. Парадоксально, но факт: методика,
которая обосновывается ошибочными представлениями и поэтому не
должна давать положительных результатов, все-таки излечивает от
полутора сотен болезней! В чем причина этого парадокса?

Можно высказать предположение, что проблема заключается в
ошибочной трактовке механизма оздоровительного воздействия
методики на организм. Положительный эффект заключается не в
выводе организма из состояния равновесия посредством изменения
режима дыхания, а в факторах, сопутствующих дыхательным упраж-
нениям, не замеченных исследователем.

Давайте ближе познакомимся с дыхательным методом Бутейко.
Сущность методики заключается в том, что человек постепенно
приучает себя к легкому, поверхностному дыханию, от занятия к
занятию увеличивая дыхательную паузу после выдоха, то есть
обучаясь максимально задерживать дыхание. Непременным
условием правильности упражнений является максимальное расслаб-
ление мышечной системы.

Совсем не зря эта дыхательная система названа «методом
волевой ликвидации глубокого дыхания». По замыслу автора, чтобы
правильно осуществить упражнения, необходимо постоянно концен-
трировать волю на измененном режиме дыхания. Вспомните теперь,
что абстрактное понятие «воля» с точки зрения физиологии тожде-
ственно понятию «внимание», на что еще в середине XIX века
указывал К. Маркс. Оказывается, Бутейко в действительности


259 Часть вторая Тренинг мозга

предлагает тренировку внимания на измененном режиме дыхания!
То есть исследователь «разработал» метод, который успешно исполь-
зуется в различных культурах около трех тысяч лет.

Но «подвох» или «фокус» заключается в том, что любой человек
автоматически приобретет легкий и редкий по частоте режим
дыхания, «поверхностное дыхание» по терминологии Бутейко, или
«эмбриональное дыхание» у китайских даосов, если он в расслаб-
ленном состоянии будет концентрировать внимание на обычном
дыхательном процессе. Для того чтобы обрести такой режим
дыхания совсем не обязательно специально изменять ритм дыхания,
достаточно только концентрировать на нем внимание!

Таким образом, наиболее вероятный механизм положительного
воздействия на состояние здоровья дыхательных упражнений заклю-
чается в концентрации внимания на дыхательных движениях или на
перемещении воздуха по дыхательным путям! Сказанное спра-
ведливо и по отношению ко всем другим дыхательным методам, в
которых регистрируется улучшение состояния здоровья.

С этой точки зрения становится понятен и другой «дыхательный
парадокс». Почему, например, излечиваются некоторые болезни при
использовании так называемых методов «затрудненного выдоха»,
когда больным предлагается с усилием выдыхать воздух через
трубки разного диаметра или через специальное устройство в воду?
В то время как эти же болезни могут быть у людей, использующих
приемы «затрудненного выдоха» в своей профессии: стеклодувов
или музыкантов-духовиков, — трубачей, саксофонистов и т. п. Ответ
прост. Первые специально концентрируют внимание на дыхании,
вторые же этого не делают, они вынуждены внимание распределять
между многими другими объектами: формой, цветом, вращением
выдуваемого предмета или нотами, звуками, клапанами музы-
кального инструмента и т. д.


Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 260

Я надеюсь, что теперь читателю понятно, что оздоровительный
эффект объясняется не дыхательными упражнениями как таковыми,
а обусловлен тренировкой внимания. В действительности, тренинг
мозга, как свидетельствует тысячелетняя практика его использо-
вания, обладает мощнейшей способностью регулировать деятель-
ность различных систем и органов тела, о чем более конкретно мы
расскажет в последней главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...