Слово и дыхание доставят вашу просьбу «иному миру»
Первыми, кто стал использовать дыхание в качестве объекта
тренировки внимания, были древнеиндийские мудрецы. Это
произошло сразу же вслед или с небольшим отставанием во времени
от осмысления решающей роли в достижении сверхвозможностей
процесса рецитации слова. Напомним, что слово было введено в
ритуал обращения к богам в качестве более эффективной замены
материальных жертвоприношений в середине или в начале II тысяче-
летия до нашей эры. Подобным же образом и дыхание стало
считаться более полезной жертвой богам по сравнению с приноше-
ниями в виде продуктов питания или живых существ. И вскоре в
древнеиндийской цивилизации утвердилось понимание того факта,
что связь человека с «иным миром», отклик невидимой части
Вселенной на обращенные к ней просьбы, достигается органичным
сочетанием слова и дыхания.
В древнейшей Чхандогья-упанишаде отчетливо проводится
главная мысль о том, что «обретают миры, имеющие постоянное
пристанище», то есть становятся бессмертными те люди, для
которых «постоянное произношение слога ОМ в совокупности с
дыханием является жертвоприношением, внутренним жертвопри-
ношением слова-дыхания»:
261 Часть вторая Тренинг мозга
«Те люди, которые практически используют это внутреннее
жертвоприношение, добиваются исполнения своих желаний, точно
так же, как с его помощью боги победили асуров в состязании. С
помощью этого жертвоприношения боги нашли убежище, стали
бессмертными и бесстрашными. Так же и человек найдет в этом
жертвоприношении убежище и станет бессмертным, достигнет
полного и неизменного счастья, сольется с бесконечным
пространством вне человека — с Брахманом, этим Высшим
разумом»
Кажется, что яснее и толковее, чем этими словами о способе
достижения счастья и бессмертия, высказанными более трех тысяч
лет назад, и сегодня не скажешь.
В Чхандогья-упанишаде вполне осмысленно «слово» иногда
заменяется понятием «речь», подразумевающим связку понятий
«мысль-слово». Здесь «мысль» более важна, она первична. «Слово»
рождается из «мысли», поэтому оно вторично, но мысли без слова не
существует, слово «материализует» мысль и поэтому в жертвоприно-
шении может использоваться только материализованная форма
мысли — слово. В связи с этим не лишним будет напоминание о том,
что гораздо позже, в древнегреческой традиции, представление
цельного понятия «мысль-слово» стало обозначаться термином
«логос», введенным Гераклитом в V столетии до нашей эры. В
древнеиндийской упанишаде используются обе формы жертвоприно-
шения «слова и дыхания»: «слово-мысль — дыхание» и «речь —
дыхание».
Речь и дыхание составляют пару. Эта пара соединилась в слоге
ОМ.
Когда двое соединяются, они исполняют желание друг друга.
Тот поистине исполняет желание, кто, зная это,
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 262
почитает этот слог как пение гимнов…
Итак, жертвоприношение во исполнение всех желаний вплоть до
разрыва круга сансары, то есть достижения бессмертия, с середины
или конца II тысячелетия до нашей эры превратилось во внутреннее
жертвоприношение, которое позже в западных культурах получило
название «молитва». Заключалось это жертвоприношение в произне-
сении слова в совокупности с собственным дыханием: «к дыханию
привязана мысль», — утверждают Упанишады.
Как реально достигалась подобная совокупность? Тайны здесь
никакой нет. Если отшельник или аскет уединяется в лесу или горах
с «целью почитания слога ОМ» как жертвоприношения, то это
означает, что он будет многократно повторять слово, синхронизируя
повторение-рецитацию с дыханием, то есть с собственным вдохом и
выдохом.
Для освоения взаимодействия с «иным миром» и посредством
него оказания воздействия на физическую природу народами
Древней Индии была выработана система психофизических трени-
ровок, в основу которой была положена концентрация внимания на
рецитации слова и дыхании. Так родилась йога как метод «соеди-
нения мозга человека» с «иным миром».
Должно совершать один обряд.
Вдыхая и выдыхая, должно желать:
«Да не достигнет меня зло, смерть!»
Совершая этот обряд, пусть стремятся завершить его.
Этим достигнут соединения с лучшим Божеством (Брахманом)
И пребывания с ним в одном мире.
(Брихадараньяка-упанишада)
263 Часть вторая Тренинг мозга
Интересно, что корень слова «йога» совпадает с санскритским
корнем, обозначающим у древних скотоводческих народов понятия
«запрягать», «обуздывать». В психофизической системе йоги эти
термины стали относиться к мыслительной деятельности человека,
к процессу спонтанного, хаотического мыслеобразования, препят-
ствующему достижению «иного мира».
«Сдерживая в теле свое дыхание, пусть наделенный движе-
ниями дышит через свои ноздри меньшим дыханием, пусть мудрец
сдерживает свою мысль, не отвлекаясь, подобно тому, как он
впрягал бы строптивых коней в колесницу… пусть занимается
йогой» (Шветашватара-упанишада).
Упоминавшаяся выше удачная метафора современного поэта:
«мои мысли — мои скакуны», наряду с метафорами обуздания,
запрягания и управления, три тысячи лет назад использовалась в
индийской культуре для обозначения мыслительной деятельности
мозга и методов ее контролирования.
Душа или дух — это едущий в колеснице,
Тело — колесница.
Разум — возница.
Мысль — узда.
Чувства — это кони,
А то, что действует на чувства, — их пастбище15.
Мудрецы говорят, что упряжка из тела, чувств и мысли
И есть наслаждающийся дух.
………….
Тот, кто живет разумно,
15 Пастбище — раздражители, сигналы внешнего мира.
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 264
Мыслями кто никогда не запятнан,
Тот достигает того места,
Откуда не рождаются вновь.
Тот, чей разум — возничий,
Кто обуздывает мысль,
Тот достигает конца Пути,
Высшего обиталища.
(Катха-упанишада)
Первоначально в йоге, при синхронизации рецитации слова с
дыханием в процессе тренировки внимания на слове, или при само-
стоятельном использовании дыхания в качестве объекта концен-
трации, как правило, использовали естественный дыхательный
режим. Однако для освоения методов управления конкретными
сверхъестественными явлениями или, по терминологии автора
«Йога-сутр» Патанджали, «совершенными способностями», приме-
нялась концентрация внимания на специально измененных режимах
дыхания. Таких видов дыхания было пять: прана, самана, апана,
удана и вьяна.
О конкретной физиологической сущности этих разновидностей
дыхания среди ученых единого мнения до сих пор не выработано.
Более поздние комментаторы «Йога-сутр» считают, что удана,
например, имеет область распространения вплоть до головы. При
концентрации на этом виде дыхания, человек может достигнуть
способности свободно преодолевать водные преграды или болотную
трясину, а также совершать «восхождение в момент сознательной
смерти». Если совершать санъяму на самане, распространяющуюся в
области пупка, то человек может добиться свечения своего тела.
Напомним, что санъяма означает последовательность психофизи-
265 Часть вторая Тренинг мозга
ческих процедур, при выполнении которой достигается особое
состояние психики концентрация внимания на объекте, созерцание-
дхьяна и сосредоточение-самадхи.
Наиболее важным видом дыхания признается прана, распростра-
няющаяся в средней части груди. С целью повышения эффектив-
ности «чистки сознания», то есть ограничения и прекращения
процесса хаотического мыслеобразования, может использоваться
непродолжительная задержка дыхания, как на вдохе, так и на выдохе.
Такой вид дыхания называется пранаямой. Однако это имеет смысл
только в процессе концентрации внимания на дыхательном процессе.
И вообще, в серьезных школах йоги индуистского или буддист-
ского направлений изменение режимов дыхания без концентрации на
нем внимания не применяется. Эта особенность позволяет опре-
делять степень знаний и владения предметом разговора авторов
многочисленных «учений и теорий», в которых предлагается исполь-
зовать дыхательные упражнения.
«Прилепи молитву к дыханию»
Православные исихасты-безмолвники были прекрасно осве-
домлены о важнейшей роли дыхания для «соединения человека с
Божественным миром». Концентрируя внимание на Слове-молитве,
они обязательно синхронизировали рецитацию Иисусовой молитвы с
собственным дыханием.
Эта традиция вряд ли родилась в Восточном Средиземноморье:
об этом нет никаких сведений в сохранившихся литературных источ-
никах. Наиболее вероятно ее заимствование в древнеиндийской
культуре. Тем не менее, уже в первых веках христианской эры она
была адаптирована к местным условиям и стала неотъемлемой
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 266
частью исихастского метода тренинга мозга, получившего яркое
название «художество художеств» или «художественная
молитва».
«Иисусова память да соединится с дыханием твоим!», —
наставлял в V веке христиан великий подвижник святой Иоанн Лест-
вичник.
Его поддерживает в VII столетии другой великий святой Исихий
Синайский, предлагая метод борьбы с хаотическим рождением
мыслей, желаний и ощущений — помыслами, мешающими взаимо-
действию с «иным миром»: «…Если хочешь покрыть стыдом
чужды помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к
Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней
увидишь желание свое исполненным».
Исихий неустанно внушал христианам, что концентрация
внимания на слове при синхронизации его рецитации с дыханием
повышает эффективность психофизических упражнений:
«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие
сердца… Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери
сердца, так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти
воры-окрадыватели… Сие сладчайшее имя (Иисуса) да прилепится
дыханию твоему, и тогда узнаешь ты пользу безмолвия».
«Художественная молитва» стала основным инструментом
приобретения сверхвозможностей или стяжания Даров Святого
Духа, в теологической интерпретации, не только у отшельников, но и
в большинстве монастырей восточной христианской церкви. Причем
иногда использовался вариант методики, когда объектом концен-
трация внимания становилось самое дыхание, а рецитация Слова
имела подчиненное значение, акцентируя внимание на определенных
этапах дыхательного процесса. То есть именно так, как было
предложено в нашей методике.
267 Часть вторая Тренинг мозга
Никифор, святой подвижник Афонской Горы, в XIII столетии
отдавал предпочтение этой разновидности тренировки, под «сбором
или хранением ума» подразумевая внимание16: «Сядь и, собрав ум
свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до
сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понюдь его сойти в
сердце и там остаться… Когда твой ум утвердится в сердце, то
ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непре-
станно творить молитву… и никогда не умолкать».
Несколькими веками ранее преподобный Симеон Новый
Богослов предлагал методику тренировки, которую можно интерпре-
тировать, как использование в качестве объекта концентрации
внимания сердца, при вспомогательной роли Слова и дыхания:
«Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза;
потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то
есть мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи,
Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом»
В XIV веке преподобный Григорий Синаит составил методику
«художественной молитвы», ставшую в православии одним из источ-
ников громкого скандала и последующей богословской полемики.
«С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из
головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая
грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: «Господи,
Иисусе Христе, помилуй мя…» Удерживай также и дыхательное
движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает
ум и рассеивает мысль».
16 Никифор дает вполне разумные определения внимания: «внимание есть
блюдение (хранение) ума» или «внимание есть собрание ума к себе и углуб-
ление его в один какой-либо предмет при оставлении всех посторонних мыслей
и воображений».
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 268
Богословы увидели в предлагаемой позе, а также в задержке
дыхания, соответствие практике буддийской или индуистской йоги,
прямое заимствование из восточных культур. Более того, исихасты
настаивали на том, что используемый ими метод позволяет общаться
с Божественным миром и достигать самого Бога. Это в корне проти-
воречило доктрине о непознаваемости Бога, которой в основном
придерживались богословы западной, римской, ветви христианства.
Несомненно, православный исихазм и его точка зрения на отно-
шения человека с Богом не могли остаться без внимания.
Итальянский грек Варлаам обвинил исихастов во всех смертных
грехах и ереси и даже обозвал их «омфалопсихами» (от греч.
«омфалос» — «пуп», «психе» — «душа, психика», то есть те, у кого
душа в пупке), намекая, видимо, на восточные методы концентрации
внимания на области пупка.
Однако архиепископ в греческих Фессалониках Григорий
Палама, прошедший исихастскую школу в монастырях Святой горы
Афон, в споре с Варлаамом сумел отстоять необходимость соеди-
нения молитвы с дыханием и естественность принятия молящимся
некоторых телесных поз. Что касается пределов познания, то
архиепископ, опираясь на жизненный опыт православных подвиж-
ников-исихастов, доказал, что познание или общение с Богом
возможно, но только в особом состоянии — созерцании, которое
достигается исихастскими психофизическими методами.
Более того, Палама убедительно показал, что «священное
безмолвие» вообще является основой христианского вероучения. Все
это официально в середине XIV века неоднократно подтверждалось
константинопольским Собором. Варлаам вынужден был признать
себя побежденным и каяться. Показательно, что он сразу же покинул
Константинополь и по прибытию в Рим в качестве «компенсации» за
269 Часть вторая Тренинг мозга
проигранную с православием полемику получил от Папы сан
епископа. Впоследствии Варлаам, блестяще образованный человек,
обучал греческому языку великого поэта Петрарку.
«Художественную молитву», в которой тренировка внимания
основана на сочетании слова с дыханием, до сих пор используют в
православных монастырях как на Святой горе Афон, так и в других
местах православного Востока.
Афонские монахи использовали и методы регулирования соотно-
шения между временем вдоха и временем выдоха посредством
произнесения достаточно длинной Иисусовой молитвы в ее полной
форме.
«Молитву пусть он произносит по одному разу на каждый
вдох», — пишет в своем наставлении безымянный православный
исихаст XIX века. Если большую часть молитвы произносить на
выдохе, то время, за которое он производится, будет многократно
превышать время вдоха.
«Молитва прилепляется к дыханию, а ум пробуждается и
следит за ней. Со временем ослабевают страсти, умиряются
помыслы и утихает сердце», — объясняет смысл «художеств» Иису-
совой молитвы наш современник, архимандрит Ефрем, игумен
Афонского монастыря преподобного Фелофея.
Однако в русском православии отношение к «художественной
молитве» до сих пор остается сложным. О ее истинном содержании
вряд ли подозревают не то что простые верующие, но даже монахи и
священнослужители. Корни такой ситуации образовались во второй
половине XIX века, когда епископ Феофан (Говоров), активный и
искренний поборник исихазма, взял на себя огромный труд пере-
вести на современный русский язык многотомное «Добротолюбие».
Это была антология письменных работ христианских подвижников-
исихастов, собранная афонскими монахами. Руководствуясь благими
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 270
побуждениями, Феофан Затворник позволил себе изъять из русского
перевода весь текст, связанный с описанием «художественной
молитвы».
«Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть
доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы
разве возлагать, если б это было опасно?! Опасно то художество,
какое придумали и приладили к сей молитве. Оно иного ввергает в
прелесть мечтательную, — а иного, дивно сказать, в постоянное
похотное состояние. Его потому надо и отсоветовать, и
запрещать», — оправдывал свой поступок переводчик «Доброто-
любия».
Суть дела, которое не до конца понял святитель Феофан, заклю-
чается в следующем. Действительно, в первоначальный период
тренировки внимания при синхронизации рецитации рефла с
дыханием, проявляются первые физиологические и психические
симптомы изменения сознания. В их числе обычно бывают
ощущения нарастания творческих способностей, «творческий зуд»,
«мечтания», а также повышение сексуальности, проявляющееся в
усилении как желания, так и потенции, вплоть до эрекции половых
органов. Особенно такие изменения заметны при концентрации
внимания на дыхании. Однако эти симптомы — временное явление,
при продолжении тренировок такие изменения, если их специально
не культивировать, как это делают некоторые тантристские секты,
проходят сами собой. Несомненно, такие изменения создадут на
какое-то время неудобства в жизни монахов и лишние хлопоты по
обузданию сильных чувств. Но следует иметь в виду, что цена отказа
от таких хлопот — замедление продвижения по Духовному пути,
которое было бы более быстрым при использовании тренировок с
дыханием.
271 Часть вторая Тренинг мозга
Феофан Затворник особое внимание в своих трудах и частных
письмах обращает на появление при Иисусовой молитве особого
рода «духовной теплоты», как на положительный признак изменения
сознания. Эта «сердечная теплота» как раз и генерируется в дыха-
тельных упражнениях.
Во всех духовных школах, где практикуется тренировка
внимания на рецитации рефла, почти всегда используются дыха-
тельные упражнения. Люди давно поняли, что использование
дыхания в качестве самостоятельного объекта концентрации либо
вспомогательного средства, сопровождающего рецитацию, суще-
ственно повышает эффективность освоения сверхвозможностей.
Не являются исключением и исламские духовные школы и
направления, объединенные общим понятием — суфизм. Развитые,
устоявшиеся представления о Духовном Пути к Богу здесь обяза-
тельно включают те или иные способы контроля за дыханием.
«Выдохи должно считать; каждый выдох без поминания
Е го (Бога) мертв, но каждый выдох с поминанием Господа — живой
и связан с Ним», — вот типичный взгляд на дыхание у суфиев
различных орденов и школ.
В средневековье в мусульманских Индии и Афганистане стали
практиковаться при рецитации зикра длительные задержки дыхания.
Кое-где, например, в современном Пакистане, и в наши дни можно
встретить подобную практику. В иных школах еще в XIX веке
упражнения с дыханием считались «тайным методом» достижения
состояния созерцания (вадж), или экстаза, то есть «выхода» за
пределы обыденного сознания.
Глава 4 Дыхание и тренинг мозга 272
Воспользуйтесь поиском по сайту: