Церковь и духовные движения
Чтобы у читателя не возникло излишнего и необоснованного
восторга по поводу духовных достижений христианской церкви,
необходимо сообщить ему следующие факты.
Официальная церковь, руководители этой крупнейшей мировой
Организации никогда не приветствовали в прошлом и никогда не
одобрят в будущем истинные христианские основания и цели.
Особенно это касается римско-католической ветви Организации, по
политическим мотивам в XI веке отколовшейся от единой структуры,
созданной новозаветными апостолами и ставшей самостоятельной.
Священное безмолвие — исихазм, в рамках официальной церкви
был и останется в будущем нелюбимым и вызывающим раздражение
пасынком.
Глава 2 Подвиг внимания 226
И это несмотря на то, что еще в середине XIV века, о чем мы уже
говорили, греческий священник Григорий Палама в публичной
полемике сумел отстоять взгляды отцов-основателей церкви первых
веков христианской эры. Он доказал, что процесс «обόжения
человека» посредством исихии — психофизических методов воздей-
ствия на сознание, находится в русле истинной христианской
традиции и составляет главную цель вероучения, к которой призывал
Иисус и его первые последователи: «Верующий в меня, дела,
которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…»
После официального признания константинопольским синодом
доктрины Паламы, исихазм дал мощный толчок к появлению и росту
на Руси монашества.
Издавна, со времен киевского князя Игоря и жены его, первой
русской святой Ольги, освоившей исихастские методы в Константи-
нополе-Царьграде, русские люди стремились обрести приемлемые
жизненные условия для интенсивных психофизических тренировок
мозга. Такие условия могла предоставить монашеская жизнь. Мона-
стыри, как коммунальные сообщества людей, посвятивших себя
тренингу мозга, родились в Средиземноморском регионе в первые
века христианской эры.
И именно с этой целью по всей Руси во второй половине
XIV века, после константинопольского триумфа Григория Паламы,
стали создаваться монастыри. Руководил этим процессом великий
русский исихаст Сергий Радонежский.
В начале XX столетия в России было более 1300 монастырей и
принадлежащих им скитов, подворий, архиерейских домов и т. п. В
них нашли убежище для молитвенных занятий более ста тысяч
монахов и послушников. Это были иноки, от слова «иной», то есть
«не такой, как все». Большинство из них пришли в монастыри с
целью стяжания Святого Духа и личного обόжения.
И что же в итоге?
227 Часть вторая Тренинг мозга
В официальных изданиях Русской православной церкви,
например, в «Справочном энциклопедическом словаре» 1849 года,
последователи истинно христианской доктрины уничижительно
именовались «сектой исихастов» и «сектой паламитов».
Не изменилось негативное отношение руководства церкви к
исихазму и через полстолетия. В справочных изданиях церкви и в
пособиях для священников, изданных в начале XX века, утвер-
ждалось, что в России «движение исихастов…скоро прекратилось»,
«вздорное мнение исихастов…предано было забвению». И это утвер-
ждалось в тот момент, когда русский исихазм, из рядов которого
вышли подавляющее большинство православных святых, достиг
наивысшей точки своего развития!
А еще через полвека советские ученые-академики, не пони-
мающие сущности предмета своих высказываний, по поводу
духовного опыта монашества, уничтоженного большевиками, вторя
официальной церковной версии, пренебрежительно отзывались: «…
практика факирская, занесенная из Индии…»
Отрицательное отношение церковной верхушки к процессу
обόжения и к психофизическим средствам его достижения понятно и
объяснимо. В них руководители церкви видят огромную опасность,
как для собственного благополучия, так и для Организации в целом.
Действительно, каждый человек, ориентируясь на заветы Иисуса,
апостолов, евангелистов и первых христианских подвижников,
может освоить психофизические методы обόжения, самостоятельно
достичь «иного мира» и приобрести черты и свойства сверхчеловека,
приблизиться к Богу.
Глава 2 Подвиг внимания 228
Зачем такому человеку, спрашивается, огромная организационная
структура церкви? Целая армия священнослужителей — сего-
дняшних посредников между верующими и иным, Божественным
миром, останется не у дел. Может ли нечто подобное в сегодняшних
организационных рамках допустить церковная иерархия? Ответ, я
надеюсь, ясен любому здравомыслящему человеку.
Вместе с тем, разумный, здравомыслящий подход к психофизи-
ческим основаниям вероучения мог бы вдохнуть в Организацию
живительную струю. Если бы священнослужители взяли на себя
роль наставников и консультантов по «тренингу мозга» посредством
молитвы, они оказали бы реальную, неоценимую услугу людям. Этот
их вклад в дело реальной помощи каждому человеку, воспитания в
нем новых ценных и полезных для него самого свойств и качеств,
значительно превысил бы все, что за два тысячелетия сумело сделать
для человечества христианство. Пойдет ли на такую «новую рефор-
мацию», означающую «возвращение к истокам», православная
церковь, настаивающая на том, что именно она является истинным
хранителем этих истоков, покажет время.
Похожая ситуация сложилась и в практике исламского веро-
учения. Возникнув в период организации и становления христи-
анской церковной организации, более молодое учение постаралось
учесть ошибки и промахи христианства.
Прежде всего, это касалось молитвенных обязанностей каждого
человека, которые были возведены в ранг закона. Не предоставить
человеку право выбора продолжительности и объема психофизи-
ческих упражнений, а принудительно заставить его использовать с
пользой для себя слово — вот характерная черта ислама.
229 Часть вторая Тренинг мозга
Чтобы быть правоверным верующим, необходимо, как предпи-
сывает доктрина, не менее пяти раз в сутки совершать молитву. Это
один из столпов, на которых покоится ислам. Помогает ли это
развитию сознания, приносит ли реальную помощь людям?
Наверное, да. Ведь при правильно совершаемой молитве — это час-
полтора ежесуточных упражнений по тренировке внимания.
Однако суфии считают, что этого времени недостаточно для
достижения Божественных глубин собственного сознания. Они
настаивают на том, что необходимо дополнительно заниматься реци-
тацией зикров. Причем, совершенно не обязательно для этого нужно
удаляться от мира, становиться отшельником или монахом. Суфии
иронично относятся к христианской практике создания для личного
совершенствования специальных учреждений — монастырей. Они
считают такой путь слишком простым, расценивают его как
поблажку собственной человеческой слабости. «Быть в миру, но
быть не от мира», — вот жизненный принцип суфизма. Жить в
семье, выполнять обычные работу и обязанности и при этом прибли-
зиться к Божественному миру, слиться с Богом, расценивается
суфиями как истинный человеческий подвиг.
Суфии не первыми пришли к такому выводу. За много столетий
до рождения основателя ислама, пророка Мухаммеда, впервые
озвучил такую мысль бог Кришна в древнеиндийском эпосе «Бхага-
вадгита». Возможность органичного сочетания духовного труда с
повседневной человеческой деятельностью — вот путь приобре-
тения сверхвозможностей, наиболее приемлемый для большинства
людей.
Глава 2 Подвиг внимания 230
Отличается от ортодоксального и суфийское понимание действия
молитвы. Суфии в этих вопросах придерживаются общепринятых в
мировой культурной среде мудрецов взглядов на молитву или зикр,
как на средство «убиения плотской души, которая должна быть
умерщвлена». Тогда уже ничто не помешает прямому общению с
Богом.
Так считал великий суфий и поэт арабского средневековья
Джалаледдин Руми. Он, вполне по-современному, называл сознание
высшей функцией ума. В свою очередь, по его мнению, «существуют
тысячи форм сознания», в которых пробуждаются для общения с
Богом новые органы восприятия.
Молитвы и зикры являются средствами изменения сознания или
психики, служат в этом смысле «Вратами к Знанию», за которыми
открывается способность человека к общению и слиянию с Богом, а
значит, приобретение Божественной силы, могущества и бессмертия.
Так считала еще в VIII веке выдающаяся женщина-суфий, первая
святая мусульманского мира Рабийа аль-Адавийа. Имея природную,
от рождения, склонность, она с помощью психофизических упраж-
нений — рецитации своего любимого зикра «Ла илах илла Аллах»,
усилила имеющиеся и приобрела новые сверхвозможности. И с их
помощью умела поддерживать горение огня в очаге без дров, матери-
ализовывала пищу, могла трасмутировать вещество и получать
золото и т. д. Святая отвергала подход к молитве и зикру, как к
словесным просьбам, автоматически приводящим к осуществлению
желаний, бессмертию, слиянию с Богом. Молитва — это обращение
не к Богу, это послание, прежде всего, своему мозгу.
231 Часть вторая Тренинг мозга
Как к суфизму, его воззрениям и практическим достижениям
относится официальная церковь? Так же, как и христианская, к
исихазму. Не имея возможностей и сил уничтожить или запретить
духовное движение, священнослужители с опаской наблюдают за
развитием ситуации, не забывая при этом различными способами не
допускать к нему или отвращать от него рядовых верующих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: