Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод последовательных ассоциаций




Когнитивный модуль

СРС-компетенции

Мнемотехники, или как Развить память

Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации.

 
 


Ереванский юрист Самвел Гарибян, обладающий пора­зительной памятью, — с од­ного прочтения он запоми­нает 1970 слов из 2000 - го­ворит, что суть его системы «в парадоксе, абсурде, иг­ре воображения... К приме­ру, нужно запомнить слова ПАРКЕТ, ПИНГВИН, ТА­БЛЕТКА, РАЦИЯ. Вы сочиняете сюжет, в котором по­следовательно играет каждое из предложенных слов. Допустим: "По паркету гуляет пингвин..." Не впечат­ляет. Обычно. А если так: "Паркет натерли пингвином, дали ему таблетку, посадили на рацию»?  

 

Рассмотрим понятие и приемы мнемотехники.

Мнемоника происходит от греческого mnemonika - искусство запоминания - и означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Вы можете запомнить за один прием 300 слов? Или 100 двузначных цифр? А вспомните школу или институт – даты по истории, имена, формулы, горы учебников, экзамены, зачеты. Приемы запоминание те же самые, что и для слов или цифр. Оказалось, что любые виды запоминаемых сведений состоят из «кирпичиков» – элементов информации, и эти элементы-кирпичики повторяются. На часто встречаемые «кирпичики» заранее заучиваются зрительные картинки. Такие картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются в памяти. Этот метод называется методом образных кодов.

Мнемотехника — система способов и приемов запоминания информации, основанная на ассоциативном восприятия информации. В первую очередь она предназна­чена для запоминания несмысловой информации, ко­торую невозможно запомнить ни рационально, ни ме­ханически (числа, даты, ряды слов, таблицы, карты, схемы, имена, сведения о книгах, фирмах).

Механизм запоминания:

потребность (или интерес) мотивация выполнение

концентрация внимания организация информации

Запоминание

! При этом нарушение любого участка цепи ухудшает память

Выделяется четыре этапа запоминания:

 
 


Законы работы памяти

 

 

ЗАКОНЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

   
 
 
 

 


 

   
 
 
 
 
 


Мнемотехнические методы и приемы

 

Метод ассоциаций

Основной метод развития памяти, является частью большинства методов запоминания.

Ассоциация — связь между двумя или более понятиями (предметами, идеями, словами), при которой воспроизведение одного из них влечет появление другого. Например, если вы видите коньки, то вспоминаете о зиме. Если вас спросят с чем у вас ассоциируется лето, то вы скажете, что с пляжем(отдыхом и т.д.).

þ Чтобы ассоциации эффективнее помогали запоминанию, нужно, чтобы они были необычными, невероятными (т.к. лучше всего запоминается яркое, необычное). Вас не должна смущать невероятность связи, так лучше происходит запоминание. Для овладения этим методом, нужно научиться связывать между любые слова, создавая самые невероятные связи.

Пример

Инструкция: свяжите слова «фотопленка» и «стиральный порошок».

Неэффективная связь: купил фотопленку и стиральный порошок.

Эффективная связь: подержал в руках фотопленку, а она превратилась в стиральный порошок.

 

 


Практикум

Упражнение

Инструкция: придумайте самостоятельно ассоциативные связи для слов:

автомобиль и книга

цветок и часы

чашка и велосипед

Метод последовательных ассоциаций

(для запоминания списков слов, дел, идей)

þ Метод заключается в последовательном связывании между собой списка слов. В итоге у вас должен появиться сюжет из всех слов, входящих в список.

Пример

Инструкция: связать при помощи метода последовательных ассоциаций 12 произвольно взятых слов: огурец, лодка, комар, конверт, гусеница, книга, рис, фонтан, фары, медведь, телефон, цветы.

Итак, чтобы запомнить эти 12 слов по порядку, надо составить из них рассказ, связывая сло­ва последовательно друг с другом, используя метод ассоциаций.

Я представляю, как разрезаю огурец вдоль, и получается лодка.. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с комаром. Комар от страха залезает в конверт. Конверт улетает и, сворачи­ваясь, превращается в гусеницу. Гусеница ползет, натыкается на книгу и заползает в нее. В книге вместо букв — рис. Он начинает разбухать и бьет оттуда, как фонтан. Брызги этого рисового фон­тана залепляют фары проезжающей рядом машины, фары разле­таются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоми­нает медведя. Он на моих глазах превращается в настоящего... А теперь закончите этот рассказ сами. Вам осталось связать с преды­дущими слова "телефон" и "цветы".

При этом постарайтесь мыс­ленно представлять рассказ, как фильм.

Зачем нужно запоминать списки слов? На практике это вам поможет, когда, надо запомнить список дел для выполнения.

Пример

Инструкция: необходимо выделить ключевое слово в каждом пункте и составить рассказ, связывая слова.

· вымыть окна (ОКНА)

· пришить вешалку к куртке (ИГОЛКА)

· заплатить за телефон (ТЕЛЕФОН)

· позвонить бабушке (БАБУШКА)

· выучить текст по-английскому (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

· купить хлеб (ХЛЕБ)

· подготовиться к семинару (СЕМИНАР)

Сюжет: представляем как подхожу к окну и разбиваю его огромной иголкой, тут звонит телефон, беру трубку, а там бабушка по-английски просит купить хлеб, потому что она на семинаре.

Практикум

Упражнение

Инструкция: выделите ключевое слово в каждом пункте списка и составьте по ним рассказ, устанавливая необычные ассоциативные связи:

§ уборка в квартире

§ позвонить в деканат

§ написать письмо

§ забрать iPod

§ поискать статьи в Интернете

§ сделать таблицу по истории

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...