Международное сотрудничество по проблемам исполнения наказания и обращения с заключенными: исторический аспект
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Всякое правовое государство на каждом этапе своего развития проводит в жизнь политику, которая едина по своей сущности и отражает сложившиеся морально-нравственные устои общества, уровень его правового сознания, а так же испытывает влияние международных актов о правах человека, в частности об обращении с осужденными, которые в самом общем виде представляют собой признанный Россией приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, который вызывает насущную необходимость имплементации международно-правовых норм (от лат. «impleo» - выполнять), то есть выполнение международными стандартами роли одного из основополагающих источников российского права. Саму же имплементацию норм международного права необходимо признать в качестве одной из важнейших функций современного российского государства. Поэтому международное сотрудничество рассматривается в качестве важнейшего средства борьбы с преступностью и исправления правонарушителей. Значимость международно-правовых документов, касающихся исполнения уголовных наказаний, продолжает возрастать, поскольку в них сформулирован опыт различных государств обращения с заключенными, гуманистические тенденции отношения к лицам, отбывающим наказания, закреплены юридические гарантии их правового статуса. Вышеуказанное и заострило наш взор на данной проблеме, что и актуализирует ее на сегодняшний день. Научная новизна исследования. Научная новизна заключается в том, что данная бакалаврская работа является комплексным логически завершенным исследованием, отданным проблемам совершенствования института международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний, а так же рассмотрению международно-правовых норм, как источников российского уголовно-исполнительного права. В работе выявлены предпосылки совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, в части создания специальной комиссии по борьбе с пытками в РФ, а так же совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связанной с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе.
Практическая значимость бакалаврской работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и предложений, содержащихся в нем, в процессе совершенствования уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Степень научной разработанности исследования. Степень научной разработанности бакалаврской работы представлена обширным кругом известных авторов, в их число входят: В.Б. Малинин, П.Е. Конегер, Л.Б. Смирнов, А.И. Зубков, В.Н. Черный, С.В. Поленина, В.М. Сырых, Л.В. Головко, А.А. Куприянов, А.Е. Наташев, Р.В. Ковалев, В.А. Владимирова, Л.В. Левицкий, Н.П. Грабовской, Н.С. Лейкина, П.С.Дагель, Ш.С. Рашковская, А.Н. Трайнина, A.M. Лазарева, А.С. Макаренко и т.д. Эмпирическая база исследования. Использовались статистические данные, опубликованные на официальных сайтах министерства Юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний России, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. Объектом исследования - комплекс общественных отношений связанный с использованием международно-правовых актов, как источников уголовно-исполнительного права РФ. Предмет исследования - это нормы уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие сферу организации и функционирования уголовно-исполнительной политики Российской Федерации.
Цель исследования - определение правовой природы международно-правовых норм, в части использования их как источника уголовно-исполнительного права РФ. Задачи исследования определяются поставленной целью и включают в себя: ) рассмотреть исторический аспект международного сотрудничества по проблемам исполнения наказания и обращения с заключенными; ) изучить понятие и отквалифицировать международно-правовые стандарты в области обращения с заключенными; ) проанализировать конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения и наказания; ) дать правовую оценку проблемам реализации международно-правовых норм и стандартов обращения с заключенными. Методы исследования. Работа основана на системе общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Анализ проводился на основе исторического, системно-структурного, формально-логического, сравнительного (с другими отраслями права), социологического методов. Приоритетным стал диалектический подход к анализу предмета исследования. Структура исследования. Представленная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассмотрено понятие и история развития международно-правовых норм в части обращения с заключенными. Во второй главе рассмотрены международно-правовые акты и проблемы их реализации. ГЛАВА 1. общая характеристика норм международного сотрудничества, как источников уголовно - исполнительного права рф Международное сотрудничество по проблемам исполнения наказания и обращения с заключенными: исторический аспект
История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией: по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Начиная с 1846 г., проведено немало международных тюремных конгрессов. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным вопросам оказало влияние увеличение количества преступлений, совершаемых во всех государствах. В связи с этим, в целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями, и появилось мнение о необходимости обмена информацией на международном уровне и унификации национальных законодательств. В самом начале на обсуждение в международном масштабе выносились общие вопросы уголовного законодательства, судебного рассмотрения уголовных дел, а также проблемы исполнения уголовных наказаний.
Обсуждению проблем исполнения наказаний способствовали идеи английских основателей пенитенциарной науки гуманистов - тюремного врача Д. Говарда и философа И. Бентама, которые резко обрушились на старую тюремную систему и выступили за тюремную реформу. Прогрессу развития мировой пенитенциарной системы способствовали также возникновение в США пенсильванской, оборнской систем, а также прогрессивной системы А. Мэконочи. В конце XVIII в. укрепилось мнение, что наибольших успехов в тюремном деле добились США. Туда направлялись делегаты для изучения тюремного законодательства. Отчеты делегатов, их популярные статьи об американской тюремной системе привлекли внимание всей Европы. Изучению опыта тюрьмоведов США, Англии способствовало стремление ученых и практиков обменяться мнениями по вопросам состояния тюремного дела в различных государствах, а также позаимствовать наиболее удачные методы воздействия на правонарушителей. К тому же проблемам пенитенциарной практики в конце XVIII и начале XIX в. уделялось значительное внимание. И.Я. Фойницкий в 40-х годах XIX в. писал, что тюремный вопрос был самым модным в юридической литературе прошлых лет и на законодательных собраниях. Юристы и политики начала XIX в. надеялись, что тюремное заключение является самым эффективным средством борьбы с преступностью. Сложилось мнение, что только новые тюремные реформы способны предупредить совершение новых преступлений. Сначала международные тюремные конгрессы проходили как съезды благотворительных организаций на неправительственном уровне и организовывались частными лицами.
Первый международный тюремный конгресс состоялся во Франкфурте-на-Майне в 1846 г. Его организатором был французский медик Верентрап. На первом конгрессе состоялось знакомство деятелей пенитенциарной системы с содержанием международных пенитенциарных проблем, решались организационные вопросы. Второй международный тюремный конгресс прошел в 1847 г. в Брюсселе, на котором был организован и размещен в Париже Тюремный комитет действия, а также состоялось решение о ежегодном проведении конгрессов. Третий международный тюремный конгресс состоялся несколько позже, в 1857 г., снова во Франкфурте-на-Майне. На нем уже конкретно обсуждались проблемы пенитенциарного характера и предметно предлагались пути их реализации. Тюремным конгрессом в 1857 г. и закончилась первая серия международных конгрессов на неправительственном уровне. Характерной особенностью международных конгрессов первой серии было то, что они: проводились по частной инициативе без широкой огласки, были частными собраниями и немногочисленными, многие государства своих официальных представителей не имели; получили название благотворительных, поскольку на них рассматривались в основном проблемы благотворительности по отношению к осужденным; теоретической основой обсуждения тюремных вопросов служили идеи либерализма. Большинство участников являлись представителями прогрессивной интеллигенции (экономисты, литераторы, медики и т.п.). Центральным вопросом всех тюремных конгрессов была защита одиночного тюремного заключения, которая считалась вершиной научной мысли, признавалась весьма актуальной и широко рекомендовалась для внедрения. Наряду с одиночным тюремным заключением защищалась также идея полнейшей изоляции осужденных, применение масок, система молчания, религиозное воздействие. Конгрессы первой серии под пенитенциарным вопросом понимали собственно только вопрос об одиночной системе заключения и собирались для торжества этой системы; на каждом из конгрессов представлялись точные данные о состоянии в разных государствах тюрем одиночного заключения. Правительства многих государств посылали на эти конгрессы своих представителей, но большинство на конгрессах первой серии составляли литераторы, публицисты, экономисты. Резолюции этих конгрессов были большей частью или общими местами, или повторением ходячих истин. В целом же теоретической базой тюремных конгрессов первой серии были политические идеи либерализма, обсуждаемые вопросы в основном носили общий характер и преследовали благотворительные цели.
Деятельность международных тюремных конгрессов второй серии, которая протекала с 1872-1950 год, связана с осознанием необходимости решения пенитенциарных проблем на межгосударственном уровне. Они стали созываться по инициативе Нью-Йоркского тюремного общества. Такое общество было организовано для изучения практики деятельности тюремных заведений в США в целях выработки единообразных конкретных рекомендаций по содержанию заключенных. В связи с этим Нью-Йоркское тюремное общество обратилось ко всем цивилизованным государствам мира с предложением описать тюремные заведения и сообщить условия содержания в них осужденных. Тюремные учреждения рассматриваемого периода России описал граф В.А. Сологуб, занимавший пост председателя правительственной комиссии по преобразованию тюремного ведомства и тюрем. Он же был инициатором созыва международного тюремного конгресса на правительственном уровне. Идея Сологуба нашла признание у деятелей американского тюремного общества и была одобрена в 1870 г. в г. Цинциннати на национальном пенитенциарном конгрессе США. Затем с учетом рекомендаций данного национального пенитенциарного общества правительство США обратилось к другим государствам с предложением созыва международного тюремного общества. Первый межгосударственный тюремный конгресс второй серии состоялся в Лондоне в 1872 г. На нем присутствовали 310 человек, которые представляли 22 государства. Организаторами данного тюремного конгресса стали представитель американского тюремного общества доктор Уайнс и граф В.А. Сологуб. На конгрессе было рассмотрено тридцать вопросов, которые в основном были посвящены проблемам тюремного заключения. Так же на первом международном конгрессе была избрана специальная комиссия, которая должна была выполнять роль исполнительного комитета. На втором конгрессе в Стокгольме в 1878 г. был предложен проект создания Международной пенитенциарной комиссии и установлены ее функции, как участник конгресса, Россия выразила согласие принимать участие в работе данной комиссии и принимала участие в ее финансировании. В обязанности комиссии входило: собирать и обобщать практический материал по предупреждению совершения новых преступлений со стороны заключенных, освободившихся из тюрем; рекомендовать правительствам зарубежных государств передовой опыт по исполнению наказания в виде тюремного заключения; вести подготовку очередных конгрессов и программ их деятельности; поддерживать связи с тюремными обществами различных государств. По замыслу организаторов конгресса и исполнительного комитета последующие конгрессы было решено проводить через каждые пять лет и в своем бюллетене публиковать тюремную статистику. Начиная со второго конгресса, а также во всех последующих конгрессах в повестку дня стали включаться не только вопросы по тюрьмоведению, но и вопросы, связанные с совершенствованием уголовного законодательства, разработкой мер предупреждения преступлений, в том числе и со стороны несовершеннолетних. С 1878 г. под руководством Международной пенитенциарной комиссии, а затем под эгидой Международной уголовной и пенитенциарной комиссии, которая просуществовала до 1950 г., было проведено двенадцать конгрессов. В последующий период конгрессы созывались в: Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Санкт-Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.).Тюремные конгрессы второй серии уже не являлись частными собраниями, они организовывались на уровне отдельных государств. Другой их особенностью было то, что уделялось значительное внимание обобщению пенитенциарного законодательства и тюремной практике. Среди участников международных конгрессов все большее признание получает положение о том, что тюрьмоведение не представляет собой какого-то замкнутого явления, а является одним из звеньев в сложной системе борьбы с преступностью. На международных конгрессах второй серии обсуждались и принимались резолюции и по другим важным вопросам исполнения уголовных наказаний: о применении прогрессивной системы отбывания наказания с учетом опыта Англии, Ирландии, США; об исполнении наказаний применительно к несовершеннолетним; неопределенных приговорах и долгосрочных наказаниях; о понятии рецидива преступлений и исполнении наказаний в отношении рецидивистов; о ссылке и особенностях ее исполнения; принципах исполнения наказаний в реформаториях; организации исполнения условного осуждения под надзором (пробация) и условном освобождении из мест лишения свободы и т.д. В целом же международные конгрессы, проходившие на правительственном уровне, характеризуются тем, что: ранее «неоспоримые» достоинства одиночного тюремного заключения осужденных были поколеблены. Это было вызвано появлением новых тюремных систем, где проводилось отбывание наказания по прогрессивной системе; другой отличительной чертой было то, что круг вопросов, которые обсуждались на конгрессах, значительно расширился. Помимо пенитенциарных проблем, вопросов уголовного права, обсуждались вопросы предупреждения преступлений, в том числе и среди несовершеннолетних, общественной благотворительности; основное внимание проводимых конгрессов было направлено на обобщение передового опыта по вопросу о тюремной практике, обмен опытом. Принимаемые конгрессами научные рекомендации и резолюции были авторитетными мнениями специалистов. Принимаемые резолюции сыграли прогрессивную роль в становлении, развитии практики деятельности мест заключения, пенитенциарной науки и законодательств различных стран. Вместе с тем проводимые конгрессы рассматриваемой серии по-прежнему назывались тюремными. Что же касается непосредственного применения резолюций на практике, то они юридической силы не имели. Рекомендации как бы «повисали в воздухе», то есть имели рекомендательный характер, а поэтому не всегда реализовались на практике. Новый, третий этап международной деятельности по борьбе с преступностью берет свое начало после создания ООН. В связи с этим в 1950 г. Международная уголовная и пенитенциарная комиссия была упразднена, а ее функции на себя приняла ООН. С созданием ООН качественно изменились не только характер обсуждаемых вопросов, но и название конгрессов. В настоящее время они называются конгрессами по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые являются специализированными конференциями ООН. В их работе принимают участие правительственные делегации; представители специализированных учреждений ООН и международных организаций; делегации международных неправительственных организаций; отдельные граждане, являющиеся специалистами в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. Международные конгрессы ООН проводятся с 1955 г. один раз в пять лет. Всего за истекший период по настоящее время было проведено десять Конгрессов: 1955 г. (Женева), 1960 г. (Лондон), 1965 г. (Стокгольм), 1970 г. (Киото), 1975 г. (Женева), 1980 г. (Каракас), 1985 г. (Милан), 1990 г. (Гавана), 1995 г. (Каир), 2000 г. (Вена). Россия участвует в международных конгрессах третьей серии со второго конгресса, то есть с 1960 г. Правовой основой деятельности Конгрессов ООН являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета. Деятельность Конгрессов ООН по рассматриваемым вопросам, как правило, завершается принятием итогового документа - резолюции либо доклада по обсуждаемой проблеме, которые по своему содержанию имеют рекомендательный характер. Конгрессы ООН и принятые ими резолюции ориентируют мировое сообщество на более эффективное использование цивилизованных средств, борьбу с преступностью. Особенно подчеркивается, что преодоление преступных проявлений должно осуществляться активной деятельностью национальных правоохранительных органов (учреждений) и представителями широкой общественности того или иного государства. При этом выполнение своих национальных планов в вопросах борьбы с преступностью должно максимально согласовываться с учетом соблюдения тех стандартов, которые были приняты и одобрены мировым сообществом. В результате деятельности международных конгрессов были приняты ряд документов среди которых такие, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме, в 1989 году, Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними правонарушителями в 1990 году, Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения и защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1990 года. В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства - участники приняли на себя обязательства «обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности». Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 года; Конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9.12.1975 года; и ряд других документов. Россия как член Совета Европы должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами. Интеграция России в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции Российской Федерации требуют нового подхода к организации и содержанию социальной политики государства. Российская государственная социальная политика включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социальной политики в отношении осужденных к различным видам наказаний. Эти существенные проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства. Несмотря на то, что Россия не должна копировать модели социальной политики других стран в отношении осужденных, мировой опыт в этой области - один из важнейших источников новых немаловажных идей. Обмен опытом в сфере исполнения наказаний является неотъемлемой частью международного пенитенциарного сотрудничества. В 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. В 1987 году она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Одно из требований Совета Европы к государствам - членам этой организации состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законодательства в его основу были положены принципы и стандарты Европы. Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Это, прежде всего, относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных. Вместе с тем при решении вопросов приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международно-правовыми актами необходимо учитывать, что международные акты не являются нормативными актами прямого действия, они соответствующим образом должны быть трансформированы в уголовно-исполнительном законодательстве. Таким образом, первым шагом в этом направлении стало принятие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 июля 1997 года. Существенным достоинством УИК РФ, в сравнении с прежним исправительно-трудовым законодательством, является то, что он учитывает основные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, закрепленные в международных правовых актах. Данное положение УИК РФ исходит из ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, определившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законом, применяются правила международного договора, так как новелла о приоритете действия международных норм перед национальными явилась одним из условий принятия Российской Федерации в Совет Европы. Итак, история международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период, который берет свое начало с 18 века. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным вопросам оказало влияние увеличение количества преступлений, совершаемых во всех государствах. В связи с этим, в целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями, и появилось мнение о необходимости обмена информацией на международном уровне и унификации национальных законодательств. Первой формой международного сотрудничества являлись конгрессы. Сначала международные тюремные конгрессы проходили как съезды благотворительных организаций на неправительственном уровне и организовывались частными лицами. Конгрессы и принятые ими резолюции были призваны ориентировать мировое сообщество на более эффективное использование цивилизованных средств, борьбу с преступностью. Особенно подчеркивается, что преодоление преступных проявлений должно осуществляться активной деятельностью национальных правоохранительных органов (учреждений) и представителями широкой общественности того или иного государства. При этом выполнение своих национальных планов в вопросах борьбы с преступностью должно максимально согласовываться с учетом соблюдения тех стандартов, которые были приняты и одобрены мировым сообществом. Понятие и классификацию международно-правовых стандартов мы рассмотрим в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|