Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

П роблемы реализации международно-правовых норм и стандартов обращения с заключенными




 

Тенденции развития международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью обусловлены расширением экономических, гуманитарных, культурных связей различных государств, утверждением прав человека, международно-правовых стандартов и направлены на эффективное достижение целей уголовного наказания.

В самом общем виде международные стандарты по обращению с заключенными представляют собой объединение усилий различных государств и международных неправительственных объединений в целях повышения эффективности исполнения уголовных наказаний. Проблема реализации данных международных стандартов в России на данный момент весьма актуальна, так как сегодня активно осуществляется изменение законодательства России, которое основывается на международных нормах права.

Эффективная реализация международно-правовых стандартов зависит от степени соответствия международных норм национальному законодательству России, а также практики деятельности ее пенитенциарной системы, которая с позиций международных рекомендаций нуждается в дальнейшем совершенствовании. Поэтому внедрение тех или иных стандартов не следует рассматривать как одноименный либо разовый акт.

В связи с вступлением России в совет Европы ей были поставлены конкретные задачи:

) передать управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний в компетенцию Министерства юстиции;

) подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года Конвенцию, касающуюся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления в Совет Европы мораторий на исполнение смертных приговоров;

) в соответствии с Рекомендацией «о единых европейских пенитенциарных правилах» улучшить условия содержания заключенных, в частности безотлагательно улучшить, по сути, нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах;

) продолжать проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Комитета министров Совета Европы и т.д.

Данные требования Комитета министров Совета Европы к России связаны с тем, что в большинстве зарубежных государств смертная казнь отменена и там функционируют специальные тюрьмы, где заключенные отбывают пожизненное заключение; управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний входит в компетенцию Министерства юстиции; исполнение лишения свободы осуществляется в соответствии с Положением о европейских тюрьмах 1987 г., которое, по сути, является пересмотренным и дополненным вариантом Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Для того, чтобы решить данные проблемы в России в полном объеме, предъявленные к ней Советом Европы, и особенно вопросы, связанные с комплексом дифференцированных материально-бытовых условий содержания осужденных в местах лишения свободы, обеспечением правонарушителей оплачиваемым трудом, решения сложнейших в финансовом отношении вопросов социально-реабилитационной помощи освобожденным, по-видимому, потребуется более или менее длительный период времени.В данном направлении многое уже сделано, в частности:

) Распоряжением Правительства РФ была создана Концепция развития УИС до 2020 года, которая закрепила в себе основные формы и методы совершенствования УИС РФ;

) Создана Государственная программа «Юстиция», которая является базисом реформирования как уголовно-исполнительной политики, так и политики государства в целом.

В соответствии со статьей 126 Уголовно-исполнительного кодекса уже функционирует ряд специальных учреждений для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и для лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Одной из наиболее актуальных задач является более углубленная дифференциация условий содержания осужденных в зависимости от степени их социально-нравственной запущенности (деградации), поведения в период отбывания наказания, в том числе состояния здоровья.

Декларации о правах инвалидов указывает, что «если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то сфера и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни». Аналогичная норма стандарта предлагается Декларацией в отношении умственно отсталых лиц.

В указанных международно-правовых документах отсутствуют прямые рекомендации о создании для инвалидов и лиц с умственными недостатками специальных тюрем. Однако тюрьмы такого профиля с лечебным режимом имеются в Англии, Франции, ФРГ, Японии.

В России таких специальных колоний пока нет (за исключением туберкулезных больниц). Строительство учреждений подобного типа в России на ближайшее время не планируется, хотя необходимость в таких местах заключения имеется.

Актуальной является проблема создания центров классификации осужденных по примеру Англии, ФРГ, Японии. Главной целью любой классификации осужденных является обеспечение их безопасности, а также обеспечение микросоциальных условий содержания осужденных (индивидуальное питание, отдельные камеры, материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание и пр.)

Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными повествуют, чтобы каждый осужденный имел отдельную камеру или комнату. Преимущество одиночного тюремного содержания заключенных, как представляется, является более предпочтительным, ибо оно позволяет:

) более глубоко изучить личность правонарушителя и пресечь всякие недозволенные связи исправляемого с другими категориями преступных элементов;

) предупредить в местах лишения свободы массовые беспорядки, погромы, поджоги и иные бесчинства, влияние неформальной субкультуры или так называемых лидеров отрицательной направленности;

) исключить латентное насилие, развращающее влияние одних категорий заключенных на других, терроризировать лиц, вставших на путь исправления, и умышленно творить зло;

) предупредить создание преступных группировок, как в местах лишения свободы, так и за их пределами;

) освободить администрацию от такой сферы оперативно-розыскной деятельности, как использование услуг лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе;

) более эффективно воздействовать на злостных нарушителей отбывания наказания и способствовать более успешному их исправлению;

) реально обеспечить юридическую защиту осужденным и решить подавляющее большинство проблем, связанных с безопасностью не только осужденных, но и персонала;

) сокращать сроки наказания и делать лишение свободы более цивилизованным.

В новом уголовно-исполнительном законодательстве о переходе на тюремную систему, тем более на одиночное содержание, ничего не говорится, хотя некоторые тенденции расширения камерного содержания осужденных предусматриваются (перевод осужденных в единые помещения камерного типа, на строгие условия содержания во всех видах исправительных колоний, где они должны содержаться в запираемых помещениях, и др.).

По мере совершенствования уголовно-исполнительной системы камерное содержание осужденных будет расширяться с учетом обеспечения безопасности осужденных и исключения тех негативных обстоятельств, о которых было сказано выше. К сожалению, следует признать, что при всех достоинствах колоний они достаточных гарантий обеспечения жизни и здоровья осужденным не представляют. Лица, в отношении которых существует реальная угроза физической расправы со стороны лиц, противодействующих установленному порядку отбывания наказания, должны иметь объективно абсолютное право на отдельную камеру либо помещаться в отдельную медицинскую палату-изолятор.

Одним из приоритетных направлений деятельности государства и персонала уголовно-исполнительной системы является организация общеобразовательного обучения осужденных, которое следует увязывать с действующей в государстве системой образования с таким расчетом, чтобы после освобождения осужденные не испытывали затруднений при продолжении своего образования.

В условиях безработицы среди осужденных общеобразовательное обучение должно рассматриваться в качестве важнейшего средства исправления. В связи с этим целесообразно стимулировать получение осужденными не только среднего, но и высшего образования. Таким образом, для достижения целей наказания исправительные учреждения обязаны использовать все воспитательные и духовные силы, которыми они располагают, реализуя их с учетом потребностей исправления каждого осужденного.

Совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связано с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе. Приоритетными направлениями научных исследований должны быть концептуальные проблемы совершенствования всей уголовно-исполнительной системы. Сюда в первую очередь следует включить:

) дальнейшее совершенствование законодательной и подзаконной нормативно-правовой базы деятельности пенитенциарной системы и улучшение ее организационно-структурного построения;

) повышение эффективности форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта;

) повышение качества подбора и подготовки кадров. Формирование у личного состава навыков выполнения поставленных задач;

) создание единой пенитенциарной системы России, исполняющей все предусмотренные уголовным законодательством виды уголовных наказаний;

) внесение соответствующих изменений в учебные программы учебных заведений ФСИН России.

Следует также обратить внимание на положение ч. 4 ст. 12 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170EFDBFr6T5J> УИК РФ, где сказано, что осужденные имеют право обращаться с жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Проведенное исследование установило, что 88% опрошенных (проинтервьюировано 546 осужденных и 106 человек из числа персонала) кроме ООН и Совета Европы - других субъектов, относящихся к межгосударственным организациям, назвать затруднились.

Весьма ограниченная информация о межгосударственных организациях содержится даже в наиболее квалифицированном и полном издании Комментария к УИК РФ 1997 г., подготовленного учеными Рязанского института права и экономики. Здесь дается лишь приблизительный перечень таких международных субъектов (Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа»). И на этом вся информация по данному вопросу фактически исчерпывается.

К тому же, в литературе по пенитенциарным проблемам о месте нахождения таких межгосударственных органов ничего не говорится, куда бы правонарушители смогли обратиться с жалобами и заявлениями. Закон не определяет порядок направления обращений осужденных в Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд. Налицо довольно-таки часто встречающаяся в новом российском законодательстве ситуация, когда законы имеются, а механизмы его реализации еще не установлены.

Тем не менее всем обращающимся с жалобами (заявлениями) в межгосударственные организации следует разъяснять, что рекомендации (решения) международных субъектов для судов и иных правоохранительных органов РФ, в том числе и для администрации исправительных учреждений, обязательными не являются.

Все международно-правовые стандарты с учетом их внедрения в практику пенитенциарных учреждений Российской Федерации можно разделить на два временных периода.

Во-первых, стандарты, для внедрения которых имеются все условия. Рассматриваемая группа стандартов в практику деятельности исправительных учреждений внедряется, как правило, сразу. В связи с этим многие положения, содержащиеся в международно-правовых стандартах, уже восприняты новым уголовно-исполнительным законодательством РФ и успешно реализуются в практике деятельности уголовно-исполнительной системы. В частности, в УИК <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADrATBJ> РФ нашли свое последовательное отражение идеи гуманного отношения к лицам, отбывающим наказания, расширением их правового статуса, а также защиты их прав, чести и достоинства.

В УИК РФ были внесены существенные изменения, направленные на гуманизацию процесса отбывания наказания. Впервые в ст. 8 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FFCB9r6T2J> УИК РФ получили законодательное закрепление его принципы. Получил законодательное урегулирование и такой основополагающий принцип, как принцип гуманизма в процессе исполнения уголовных наказаний. В частности:

) в отношении лиц, лишенных свободы, на общих основаниях распространено обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FF9BEr6T4J> УИК РФ);

) осужденным разрешен ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 104 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FF9B3r6T2J> УИК РФ);

) определенной категории лиц, отбывающих наказание, разрешен выезд за пределы исправительного учреждения на время отпуска за счет собственных средств (ст. 97 УИК РФ);

) осужденные могут выписывать газеты и журналы, издаваемые не только в РФ (ст. 95 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FF9BBr6TAJ> УИК РФ);

) предоставлено реальное право на телефонные разговоры (ст. 92 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FF9BAr6T6J> УИК РФ) и пр.

Часть 4 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=242961D722A2421D9D025B6026219F53DAC79E297C830821381699ADABDA1DFA752C1B170FFCBBr6TBJ> УИК РФ указывает: «Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей». Из данного положения следует, что имеются категории международно-правовых стандартов, для внедрения которых требуется определенный период времени.

Наряду с рекомендацией Совета Европы по вопросу отмены смертной казни, поддержания безопасности и дисциплины перед уголовно-исполнительной системой, в соответствии с международными стандартами, стоят проблемы иного порядка. К таковым следует отнести:

) строительство новых учреждений для лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы;

) дальнейшее совершенствование деятельности мест предварительного заключения под стражу (обеспечение обвиняемых и подозреваемых камерной площадью с учетом правил санитарии и гигиены);

) предоставление осужденным возможности иметь отдельную камеру;

) создание специальных мест лишения свободы для отдельных категорий правонарушителей (умственно отсталых, инвалидов и пр.);

) внедрение в полном объеме прогрессивной системы отбывания наказания, где было бы обязательно предусмотрено первоначальное отбывание лишения свободы в помещениях камерного типа;

) классификация (сегрегация) и распределение осужденных в зависимости не только от тяжести совершенного ими уголовного преступления, но и от характеристики их личности, ее социально-нравственных установок, социально-педагогической запущенности;

) установление международно-правовых стандартов на охрану здоровья осужденных, их медицинское страхование и т.д.

С позиций международных стандартов актуальной остается проблема предупреждения рецидивной преступности среди контингента, освобождаемого из исправительных учреждений. Внедрение таких стандартов должно реализоваться по таким общепризнанным направлениям, как:

) укрепление института социальных работников;

) решение многогранных вопросов социальной адаптации в процессе отбывания уголовного наказания и особенно после освобождения из мест лишения свободы;

) обеспечение права освобождаемых на эффективную социальную поддержку в условиях свободы (обеспечение гарантированной работой, жильем, приличной одеждой и обувью по сезону, необходимой суммой денег и т.д.).

В связи с этим представляется целесообразным урегулировать на законодательном уровне вопросы предоставления гарантированного места проживания с пропиской и работы для освобождаемых, не имеющих возможности вернуться к прежнему месту жительства. Для стимулирования правомерного поведения данной категории лиц их необходимо обеспечивать достаточными денежными средствами к существованию в первоначальный период освобождения их из исправительных учреждений.

Инвалиды первой и второй групп, а также мужчины и женщины, достигшие пенсионного возраста, утратившие социально полезные связи, сразу же после освобождения из мест лишения свободы должны быть направлены в сопровождении социального сотрудника исправительного учреждения в дома для инвалидов либо пансионаты для лиц пожилого возраста.

Освобождаемые, не прошедшие полного медицинского лечения и нуждающиеся в дальнейшем врачебной помощи, направляются в медицинские учреждения министерства здравоохранения, где им должна оказываться необходимая медицинская поддержка за счет государственных средств.

Все вопросы социальной адаптации освобожденных должна, как правило, решать районная, городская служба трудового и бытового устройства граждан при содействии социальных работников исправительных учреждений, представителей общественности и благотворительных организациями. Органы полиции от вышеперечисленных функций целесообразно освободить, поскольку они не соответствуют ее назначению.

С учетом изложенного внедрение в практику деятельности уголовно-исполнительной системы международно-правовых стандартов - это не разовое мероприятие, а длительный процесс, который будет зависеть от многих факторов, и в первую очередь от экономических возможностей РФ.

В целом изучение, а также внедрение международно-правовых стандартов будет способствовать не только совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства РФ, качественному улучшению деятельности уголовно-исполнительной системы, гуманному обращению с осужденными, защите их прав и законных интересов, но и формированию нового мышления с учетом последних достижений пенитенциарной науки и мирового опыта, практики ресоциализации правонарушителей.

Указанные проблемы в законодательстве РФ постепенно устраняются, поскольку процесс реформирования пенитенциарной системы России начался и еще продолжается. Это подтверждает действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ, которое в основном отвечает международным нормам и принципам обращения с осужденными, закрепленными в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, международных пактах о правах человека и других международных стандартах.

Итак, история международно-правовых норм в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII в. стали появляться первые, получившие общественное звучание, идеи о возможности и необходимости обмена информацией: по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. В самом общем виде международные нормы по обращению с заключенными представляют собой объединение усилий различных государств и международных неправительственных объединений в целях повышения эффективности исполнения уголовных наказаний. Проблема реализации данных международных стандартов в России на данный момент весьма актуальна, так как сегодня активно осуществляется изменение законодательства России, которое основывается на международных нормах права.

Международно-правовые нормы обращения с заключенными, в ходе своей реализации, как отмечалось выше, носят проблемный характер и для их дальнейшего разрешения необходимо совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связанной с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе. В подтверждение наших суждений уместно будет привести в пример доводы В.А. Пертли, которые заключаются в том, что в рамках совершенствования деятельности УИС, «в первую очередь следует включить: создание и обновление законодательной и нормативно-правовой базы деятельности всей пенитенциарной системы; улучшение организационно-структурного построения системы исправительных учреждений; повышение форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта; повышение качества подготовки кадров, формирование у личного состава навыков выполнения поставленных задач; создание единой пенитенциарной системы России, исполняющей все предусмотренные уголовным законодательством виды наказаний; проведение научно-практических конференций по обращению с осужденными».

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов явились фундаментальной базой для разработки нового уголовно-исполнительного законодательства, обновления правительственных и ведомственных нормативных актов в области исполнения наказания. Признание и имплементация их в российском праве могут служить прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, законности и гуманности в правоприменительной деятельности соответствующих должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в настоящем исследовании, нами была рассмотрена и изучена одна из наиболее проблемных и перспективных в развитии тем уголовно-исполнительной науки, такая как - «Международно-правовые акты, как источники уголовно-исполнительного права». В ходе исследований по данной теме был рассмотрен и изучен исторический аспект международного сотрудничества по проблемам исполнения наказаний. Дано понятие и юридическая классификация международно-правовых стандартов. Проанализированы международно-правовые акты и проблемы их реализации.

Исходя из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

. История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период, который берет свое начало с 18 века. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным вопросам оказало влияние увеличение количества преступлений, совершаемых во всех государствах. В связи с этим, в целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями, и появилось мнение о необходимости обмена информацией на международном уровне и унификации национальных законодательств. Первой формой международного сотрудничества являлись конгрессы. Сначала международные тюремные конгрессы проходили как съезды благотворительных организаций на неправительственном уровне и организовывались частными лицами. Конгрессы и принятые ими резолюции были призваны ориентировать мировое сообщество на более эффективное использование цивилизованных средств, борьбу с преступностью. Особенно подчеркивается, что преодоление преступных проявлений должно осуществляться активной деятельностью национальных правоохранительных органов (учреждений) и представителями широкой общественности того или иного государства. При этом выполнение своих национальных планов в вопросах борьбы с преступностью должно максимально согласовываться с учетом соблюдения тех стандартов, которые были приняты и одобрены мировым сообществом.

. Под международно-правовыми стандартами обращения с заключенными следует понимать принятые на международном уровне документы ООН (нормативные акты, рекомендации по правилам обращения с заключенными), которые направлены на совершенствование национального законодательства в такой сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, как исполнение уголовных наказаний. В свою очередь, внедрение источников международного права в российское уголовно-исполнительное законодательство имеет значение не только для науки об исполнении уголовных наказаний, но и для науки международного права.

Соответствующий механизм реализации норм международного права в самом общем виде уже разработан и закреплен в ч. 2 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=3656A5C74C608895DF8D3E222194E66DF0DFE733DCF4B5E61F968B0F8D18DA6BC50B1BD089FC6CqDT1J> УИК РФ, где говорится: «Если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора».

Признание международно-правовых стандартов и внедрение их в уголовно-исполнительное законодательство РФ сделает его более эффективным, послужит гарантом законности прав человека, явится безошибочным направлением в правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов власти и должностных лиц. Исходя из вышеизложенного, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов являются фундаментальной базой для разработки как национального законодательства в целом, так и законодательства в сфере обращения с заключенными.

. Проблема применения пыток всегда занимала особое место в истории человечества. В рамках юридических наук данная проблема изучается не только уголовно-исполнительным правом, но также конституционным правом РФ и международным правом. Анализ данной проблемы в разных юридических науках имеет свои особенности, так например, согласно положениям Статута Международного Уголовного Суда преступления пыток входят в категорию «преступлений против человечности».

В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая содержала 33 статьи. Конвенция устанавливает, что все государства, ратифицировавшие данный документ, обязаны рассматривать пытки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. В современном международном праве создан ряд механизмов международного контроля за запрещением и предупреждением пыток.

Наиболее эффективно действующим является Европейский механизм, созданный как Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, так и Европейской Конвенцией по предупреждению пыток 1987 года. Эффективность данного механизма обусловлена: во-первых - юридической обязательностью решений, выносимых Европейским Судом по правам человека и, во-вторых - обязательным характером решений Европейского Комитета по предупреждению пыток, а также превентивной направленностью деятельности последнего.

. В рамках дальнейшего развития, представляется целесообразным согласиться с мнением Д.А. Морякова, в части создания специальной комиссии по борьбе с пытками в РФ. Особый и чрезвычайный характер такого государственного органа обусловлен чрезвычайной ситуацией с данным видом преступлений, длительностью и широкомасштабностью практики применения пыток, традицией безнаказанности за совершение данного вида преступления. В полномочия данного органа должны, в частности, входить:

разработка соответствующих нормативно-правовых актов и право законодательной инициативы в соответствующих вопросах;

право проведения превентивных проверок и расследований по имеющейся информации, право контроля за проведением расследований по случаям пыток.

Статус органа должен включать в себя обязанность всех государственных органов власти и должностных лиц беспрекословного выполнения решений Комиссии.

. Международно-правовые нормы обращения с заключенными, в ходе своей реализации, носят проблемный характер и для их дальнейшего разрешения необходимо совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы связанной с непосредственным развитием прикладной и фундаментальной науки специальными научными центрами на постоянной основе.

В подтверждение наших суждений уместно будет привести в пример доводы В.А. Пертли, которые заключаются в том, что в рамках совершенствования деятельности УИС, «в первую очередь следует включить: создание и обновление законодательной и нормативно-правовой базы деятельности всей пенитенциарной системы; улучшение организационно-структурного построения системы исправительных учреждений; повышение форм и методов воспитательного воздействия на осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта; повышение качества подготовки кадров, формирование у личного состава навыков выполнения поставленных задач».

. Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международных стандартов явились фундаментальной базой для разработки нового уголовно-исполнительного законодательства, обновления правительственных и ведомственных нормативных актов в области исполнения наказания. Признание и имплементация их в российском праве могут служить прочной основой гарантии соблюдения прав осужденных, в правоприменительной деятельности соответствующих должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. - М., 1995. - 368 с.

2. Европейские пенитенциарные правила от 12 февраля 1987 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1988. - 352 с.

3. Итоговый документ Венской встречи 1989 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1989. - 377 с.

4. Конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 года // Международная защита прав и свобод человека: документы и материалы. - М., 1992. - 297 с.

5. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955года // Международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. - М., 1991. - 367 с.

6. Международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями: некоторые терминологические проблемы, обзор основных нормативно-правовых актов / М.Н. Садовникова: Сибирский Юридический Вестник. - 2005. - №4.

7. Свод принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию, или заключению в какой-то бы ни было форме от 9 декабря 1988 года // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. - М., 1988. - 252 с.

8. Конституция Российской Федерации (с учетом изменений внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 №7 - ФКЗ, от 05.02.2014 №2 - ФКЗ): основной закон РФ // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №1. - Ст. 1135.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 12 января 2014 года // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №01. - Ст. 1044.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 12 февраля 2014 года // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №02. - Ст. 1454.

11. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказание в виде лишения свободы: закон РФ от 21.07.1993 №5473-1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №10. - Ст. 1136.

12. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 г. - №1772-р // СЗ РФ - 2010 - №43. - Ст. 5544.

Научная и методическая литература

1. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью: метод. пособие. - М., 2003. - 308 с.

2. Боровиков В.Б. Вопросы уголовно-исполнительного права в практике ВС РФ: монография / В.Б. Боровиков. - М.: НОРМА, 2012. - 115 с.

3. Галямова Д. С. История международного сотрудничества в области обращения с осужденными // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - 342 с.

4. Городинец, Ф.М. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации в Российской Федерации: дис. … докт. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2003. - 557 с.

5. Евдокимова Е.Г. Правовой режим законности: теория и история / Е.Г. Евдокимова. - М.: Юристъ, 2011. - 207с.

6. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Зубкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. - 338 с.

7. Карпец И.И. Современные проблемы уголовно-исполнительного права: монография / И.И. Карпец. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2010. - 198 с.

8. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под ред. П.Г. Мищенкова. - М., 2007. - 375 с.

9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. С.В. Степашина. - М.: Юристъ, 2012. - 457 с.

10. Конегер П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России: учебник. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 378 с.

11. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции: учеб. пособие / В.В. Лунеев. - М.: Юристъ, 2011. - 201 с.

12. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юрид. вузов. - М.: Контракт, 2009. - 378 с.

13. Международное право в документах: учеб. пособие / Н.Т. Блатова. - М.: КОНТРАКТ, 2008. - 367 с.

14. Международная защита прав и свобод человека: сб. док. - М.: НОРМА, 2007. - 378 с.

15. Моряков, Д.А. Международно-правовое регулирование запрещения и предотвращения пыток и правовая система РФ: дис. … канд. юрид. наук. - Казань, 2008. - 220 с.

16. Михайлова А., Музалева Л. Концепции развития УИС РФ // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 22. - 55 с.

17. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Иванова. М.: ИКЦ МарТ; Ростов-на-Дону: МарТ, 2009. - 629 с.

18. Пертли, В. Реализация международных стандартов по обращению с осужденными в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 4. - 7 с.

19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская Газета. - 2008. - 5 ноября.

20. Ременсон А.Л. Теоретические вопросы перевоспитания заключенных: учеб. пособие / А.Л. Ременсон. - М.: ПРОСПЕКТ, 2011 - 289 с.

21. Сизый А.Ф. Международно-правовые акты, стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации в свете нового уголовно-исполнительного законодательства РФ: учеб. пособие. - Чебоксары, 2008. - 275 с.

22. Ткаченко В.П. Общие сведения о состоянии преступности в РФ / В.П. Ткаченко // Юридическая газета. - 2011. - №50. - 25 с.

23. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: НОРМА, 2011. - 489 с.

24. Утевский, Б. IX Международный тюремный конгресс // Право и жизнь. - 2009. - №4. - 257 с.

25. Фойницкий И.Я. Пенитенциарный конгресс в Риме // Вестник Европы. - 2009. - №4. - 367 с.

26. Чобанян, Р.С. Пытка: уголовно-правовое и криминологическое исследование: дис.…канд. юрид. наук. - Москва, 2007. - 218 с.

27. Чухвиев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Д.В. Чухвиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 355 с.

28. Шмаров И.В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. С.В. Степашина. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 539 с.

Электронные ресурсы

1. Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России: учебник

2. Конор Фоли. Борьба с пытками: руководство для судей и прокуроров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...