Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения и наказания
Проблема применения пыток всегда занимала особое место в истории человечества. Осмысление и научный анализ этой проблемы являются объектом исследования многих социальных и гуманитарных наук: истории, философии, социологии, политологии и др. В рамках юридических наук данная проблема изучается не только уголовно-исполнительным правом, но также конституционным и международным правом. Анализ данной проблемы в разных юридических науках имеет свои особенности. Согласно положениям Статута Международного Уголовного Суда преступления пыток входят в категорию «преступлений против человечности». В то же время, необходимы и комплексные междисциплинарные исследования, особенно «на стыке» правовых систем национального и международного права. В современном международном праве создан ряд механизмов международного контроля за запрещением и предупреждением пыток. Наиболее эффективно действующим является Европейский механизм, созданный как Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, так и Европейской Конвенцией по предупреждению пыток 1987 года. Эффективность данного механизма обусловлена: во-первых - юридической обязательностью решений, выносимых Европейским Судом по правам человека и, во-вторых - обязательным характером решений Европейского Комитета по предупреждению пыток, а также превентивной направленностью деятельности последнего. В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая содержала 33 статьи. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и на территории бывшего СССР 26 июня 1987 г. вступила в обязательную силу. Поскольку Россия является преемником СССР, указанный документ автоматически действует на всей территории РФ. Конвенция устанавливает, что все государства, ратифицировавшие данный документ, обязаны рассматривать пытки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. При этом ст. 2 Конвенции запрещает оправдание пыток в связи с военными действиями, политической нестабильностью, чрезвычайным положением, с иными исключительными обстоятельствами, а также ссылками на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти».
В соответствии со ст. 7 Конвенции любому лицу, в отношении которого осуществляется разбирательство в связи с любым преступлением, гарантируется справедливое обращение. Это одно из основополагающих положений Конвенции. Поэтому ни одно государство не должно выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются серьезные основания полагать, что тому или иному гражданину может угрожать применение пыток. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, являясь основным законом Российской Федераци, в своей преамбуле обозначает, что человек его права и свободы являются высшей ценностью в РФ. Статья 21 Конституции РФ определяет, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. При этом, согласно статьи 17 Конституции РФ, подчеркивается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Пытки как средство воздействия не могут применяться и к подсудимым на всех уровнях судебного разбирательства, а также в период содержания обвиняемого (подозреваемого) в местах предварительного заключения. Любая информация, установленная под пыткой, не может использоваться в качестве доказательства. Важно отметить, что данный стандарт в полной мере относится и к осужденным, отбывающим уголовные наказания. В ч. 1 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=3656A5C74C608895DF8D3E222194E66DF0DFE733DCF4B5E61F968B0F8D18DA6BC50B1BD088FF6AqDT4J> УИК РФ специально выделяется положение о том, что «уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жесткого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными». В своём Послании, посвященном Международному дню в поддержку жертв пыток, 26 июня 2008 года Генеральный секретарь ООН отметил, что пытки представляют собой одно из самых серьёзных международных преступлений и являются свидетельством ужасающих отклонений в человеческом сознании. «Несмотря на то, что статья 5 Всеобщей Декларации прав человека, которая служит основой международных норм в области прав человека, однозначно запрещает применение пыток при любых обстоятельствах, тем не менее, спустя 60 лет после её принятия пытки продолжают применяться, оказывая разрушающее воздействие на жизнь миллионов жертв и их семей». Генеральный секретарь ООН призвал принять все меры в защиту жертв пыток и против тех, кто прибегает к пыткам. По мнению Конора Фоли, пытки продолжают применять, несмотря на их полное и безоговорочное запрещение, как международным правом, так и большинством, если не всеми, национальными правовыми системами. Публично они осуждаются, однако тайно применяются во многих странах мира. Обычно пытки применяют те же самые государственные чиновники, которые отвечают за поддержание и обеспечение соблюдения закона.
Решающая роль в борьбе с применением пыток принадлежит судьям и прокурорам. Прежде всего, они являются стержневыми фигурами в деле поддержания верховенства закона. Ничто так не разъедает правовые нормы, как официальное несоблюдение законов, и в особенности преступные деяния со стороны официальных лиц. Во-вторых, если государство участвует в борьбе с применением пыток и терпит в этой борьбе поражение, то это приводит к нарушению его международно-правовых обязательств. Лица, отвечающие за отправление правосудия, должны быть предупреждены о своей роли и не должны ставить свою страну в такое положение. В третьих, несмотря на то что исполнительная и законодательная ветви власти могут поддаться искушению проигнорировать как нормы права, так и права человека в ответ на давление со стороны общества, направленное на снижение уровня обычной преступности и транснационального терроризма (в особенности после трагедии 11 сентября 2001 г.), судебная ветвь власти располагает большими возможностями для предохранения общества от попадания в ловушку - она может не позволить кратковременной целесообразности перевесить долгосрочную институционную стабильность и основные ценности общества. Борьба с пытками требует от судей и прокуроров умения обращаться как со щитом, так и с мечом правосудия. В качестве щита они должны использовать соответствующие национальные и международные гарантии, направленные на защиту лиц, находящихся в руках правоохранительных органов, от применения к ним пыток и иного запрещенного плохого обращения. В качестве угрожающего меча должна выступать ответственность за нарушение закона всех лиц, виновных в плохом обращении с заключенными.
Действительное состояние применения пыток непосредственно отражает реальную ценность личности, ее прав в любой сфере общественных отношений, поскольку никакими, даже самыми благородными мотивами пытки не могут быть оправданы. Для того чтобы исключить пытки, нужно воспитать у людей уважение к личности, сформировать правосознание, основанное на гуманистических принципах. Это, разумеется, требует длительного времени. Однако рассматриваемая проблема не может быть отложена, она требует скорейшего решения в силу ее остроты, степени опасности пыток, наконец, в силу обязательств, которая несет Россия, являясь участницей ряда международных соглашений, предусматривающих запрет подобных деяний и требования по созданию эффективного правового механизма по борьбе с ними.
Поэтому уже сегодня необходима реализация соответствующей образовательной, воспитательной, пропагандистской и культурной государственной политики. Таким образом, понятие «пытка» означает любое действие государственного должностного лица, которым умышленно причиняется сильная боль либо страдание (физическое, нравственное) тому или иному гражданину в целях получения тех или иных сведений, в том числе и при исполнении уголовного наказания. В данное определение не включается причиняемая боль либо страдания, которые возникают в результате законных санкций. Лица, подвергавшиеся пыткам, согласно ст. 14 Конвенции имеют право:- на справедливую и адекватную компенсацию;- на материальные средства для возможно полной реабилитации;- в случае смерти жертвы соответствующие компенсационные выплаты предоставляются иждивенцам погибшего. Что же касается механизма реализации рассматриваемой Конвенции, то ее правоприменителем выступает специально созданный Комитет против пыток, действующий под руководством Генерального секретаря ООН. Комитет состоит из десяти экспертов и избирается сроком на 4 года. При этом государства-участники берут на себя покрытие расходов по содержанию Комитета. Если Комитет получает информацию, что в каком-то государстве применяются пытки, то Конвенция допускает возможность проведения международного расследования. Соответствующее расследование предполагает посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток для выявления требуемых обстоятельств. По итогам работы Комитет представляет доклад государствам-участникам и Генеральной Ассамблее ООН. С позиций отраслевой принадлежности Конвенция является источником международного права, однако она имеет прямое отношение к деятельности мест лишения свободы. Статья 10 Конвенции указывает, что ее положения должны войти в программы подготовки персонала мест заключения и других лиц, которые могут иметь отношение к вопросу о содержании осужденных в местах лишения свободы. С учетом меняющейся обстановки юридическое содержание Конвенции может быть изменено. Для этого каждое государство - участник Конвенции имеет право предложить свою поправку, которая, в свою очередь, либо принимается, либо отклоняется. Генеральный секретарь ООН в случае изменения или дополнения содержания Конвенции направляет заверенные экземпляры в новой редакции всем государствам-участникам, ратифицировавшим данный международно-правовой стандарт.
Итак, проблема применения пыток всегда занимала особое место в истории человечества. В рамках юридических наук данная проблема изучается не только уголовно-исполнительным правом, но также конституционным правом РФ и международным правом. Анализ данной проблемы в разных юридических науках имеет свои особенности, так например, согласно положениям Статута Международного Уголовного Суда преступления пыток входят в категорию «преступлений против человечности». В 1975 г. ООН была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе этой Декларации 10 декабря 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, которая содержала 33 статьи. Конвенция устанавливает, что все государства, ратифицировавшие данный документ, обязаны рассматривать пытки в соответствии со своим законодательством как уголовное преступление. В современном международном праве создан ряд механизмов международного контроля за запрещением и предупреждением пыток. Наиболее эффективно действующим является Европейский механизм, созданный как Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, так и Европейской Конвенцией по предупреждению пыток 1987 года. Эффективность данного механизма обусловлена: во-первых - юридической обязательностью решений, выносимых Европейским Судом по правам человека и, во-вторых - обязательным характером решений Европейского Комитета по предупреждению пыток, а также превентивной направленностью деятельности последнего. В рамках дальнейшего развития, представляется целесообразным согласиться с мнением Д.А. Морякова, в части создания специальной комиссии по борьбе с пытками в РФ. Особый и чрезвычайный характер такого государственного органа обусловлен чрезвычайной ситуацией с данным видом преступлений, длительностью и широкомасштабностью практики применения пыток, традицией безнаказанности за совершение данного вида преступления. В полномочия данного органа должны, в частности, входить: разработка соответствующих нормативно-правовых актов и право законодательной инициативы в соответствующих вопросах; право проведения превентивных проверок и расследований по имеющейся информации, право контроля за проведением расследований по случаям пыток. Статус органа должен включать в себя обязанность всех государственных органов власти и должностных лиц беспрекословного выполнения решений Комиссии. Проблемы реализации международно-правовых норм и стандартов обращения с заключенными мы рассмотрим в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|