Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа формирования универсальных учебных действий




Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ТНР определяется требованиями ФГОС НОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно-смысловой сферы; развитие умения учиться.

Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает:

успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания;

реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения содержания образования;

создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;

целостность развития личности обучающегося. 

Задачи программы:

- установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;

- овладение обучающимися с ТНР комплексом учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;

- формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные операции);

- определение состава и характеристики универсальных учебных действий;

- выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;

- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

У обучающихся с ТНР формируются личностные, регулятивные, познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами); оценку (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы); саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий).

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Формируя общеучебные универсальные действия, обучающихся с ТНР учат самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и отбор необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; владеть приемами и видами смыслового чтения в зависимости от цели и характера текста (художественный, научный, публицистический и т.д.); формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, обучающихся с ТНР учатпланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяя его цели, функции участников, способы взаимодействия; разрешать конфликты, выявляя, идентифицируя проблему, осуществляя поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию;управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее предметного содержания.

Формирование универсальных учебных действий реализуется в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.

Каждый учебный предмет и коррекционный курс в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно­следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

· умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

· стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы.

Учебный предмет «Литературное чтение», приоритетной целью которого является формирование читательской компетентности обучающихся с ТНР, обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

· овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;

· умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

· умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

· умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

· умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;

· умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации;

· овладение представлениями о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.

 Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

При изучении иностранного языка развиваются следующие универсальные учебные действия:

· способность работать с текстом, опираясь на умения,

 приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т.п.);

· овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;

· овладение общеречевыми коммуникативными умениями,

например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

· умение осуществлять самоконтроль, самооценку;

· умение самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.

При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:

· способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

· умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи;

· умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учебный предмет «Окружающий мир» помогает обучающимся в овладении практико-ориентированными знаниями для развития экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:

· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

· способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;

· осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

· умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» формируются следующие универсальные учебные действия:

· умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа и России;

· умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

· владение нормами и правилами взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

Сформированность универсальных учебных действий при освоении изобразительного искусства проявляется в:

· умении видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

· желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

· активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературного чтения, окружающего мира, родного языка и др.);

· обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;

· умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

· способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Важнейшей особенностью учебного предмета «Труд» является то, что реализуемая на уроках продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей обучающихся с ТНР, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

На уроках труда все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Поэтому они являются опорными для формирования всей системы универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР и обеспечивают:

· организацию обучающимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция плана и способа действия, оценка результата работы);

· развитие умений осуществлять программу спланированной деятельности;

· развитие умений выбирать наиболее эффективные и рациональные способы своей работы;

· формирование умений самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении практических задач;

· развитие умений создавать и преобразовывать модели, отражающие разнообразные виды технологической деятельности;

· развитие основных мыслительных операций;

· эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе выполнения трудовых операций;

· саморазвитие и развитие личности в процессе творческой предметной деятельности.

Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает:

- в области личностных универсальных учебных действий формирование: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

- в области регулятивных универсальных учебных действий: развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- в области коммуникативных универсальных учебных действий: развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

 

3.2.2. П рограммы учебных предметов,
курсов коррекционно-развивающей области

Примерные программы по учебным предметам начальной школы разработаны в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ.

Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.

Программа учебного предмета (коррекционного курса) должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета (коррекционного курса);

2) общую характеристику учебного предмета (коррекционного курса);

3) описание места учебного предмета (коррекционного курса) в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (коррекционного курса);

6) содержание учебного предмета (коррекционного курса);

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В данном разделе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР приводится основное содержание по всем обязательным предметам и коррекционным курсам на ступени начального общего образования (за исключением родного языка и литературного чтения на родном языке), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов. Остальные разделы примерных программ учебных предметов формируются с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, состава класса, а также выбранного комплекта учебников.

 

Основное содержание учебных предметов

Русский язык

Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью речи в психичес­ком развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешно­го усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем другим предметам.

У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-праксический, сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих детей является недоразвитие языкового уровня речевой деятельнос­ти, которое проявляется в нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в нарушении использо­вания закономерностей языка в процессе речевого общения.

Нарушения речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка. Особенно страдает осознание языковых правил, т.е. формирование языковых обобщений: фонематических, лексических, морфологичес­ких, синтаксических.

В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, формированию диалоги­ческой и монологической речи. Преподавание русского языка осу­ществляется с использованием различных методов, но имеет глав­ной целью коррегировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умения­ми и навыками.

Специально разработанная система занятий по русскому языку предусматривает овладение обучающимися различными способами и средст­вами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

В связи с этим в процессе преподавания русского языка ставятся следующие задачи:

- сформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

- овладение грамотой;

- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

- закрепить практические навыки правильного использования язы­ковых средств в речевой деятельности;

- сформировать фонематические, лексические, морфоло­гические, синтаксические обобщения, а в дальнейшем и осознание некоторых правил языка на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи;

- формировать «чувство» языка, умение отличать правильные языковые формы от неправильных;

- выработать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

- развить умение точно выражать свои мысли в устной и письмен­ной форме;

- овладеть способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;

- расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

- обеспечить условия для коррекции наруше­ний устной речи, профилактики и коррекции дислексий, дисграфий и дизорфографий.

Каждый раздел программы должен включать перечень тем, рас­положенных в определенной логической последовательности, ох­ватывать круг основных грамматических понятий, умений, орфо­графических и пунктуационных правил и навыков. Система подачи материала должна обеспечивать условия осознания языковых закономерностей и формирования языковой системы.

На всех уроках обучения русскому языку ставятся и решаются как образовательные, развивающие, так и коррекционные задачи.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного, художественного, научно-популярного текстов. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Овладение технической стороной процесса чтения.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание (с помощью взрослого/самостоятельно) небольших собственных текстов (рассказов) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Учебный предмет «Русский язык» состоит из двух разделов: «Обучение грамоте» (I дополнительный - I класс) и «Русский язык» (II – IV класс).

 

А) Обучение грамоте

Письменная речь (чтение и письмо) представляет собой более сложную форму речевой деятельности. Овладение чтением и пись­мом характеризует более высокий уровень речевого развития ребен­ка. Вместе с тем овладение навыком чтения и письма требует до­статочно высокого уровня сформированности устной речи, языко­вых обобщений (фонематических, лексических, морфологических, синтаксических).

В процессе овладения чтением и письмом обучающийся переходит от практического владения устной речью к осознанию языковых про­цессов.

Учитывая особенности нарушений речи у обучающихся с ТНР, а также психологическую характеристику процессов овладения чтением и письмом, содержание программы в I (I дополнительном) классе по данному разделу предусматривает формирование следующих умений: анализировать предложения на слова; определять слоговую структуру слова; правильно артикулировать звуки; правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов, осо­бенно многосложных и со стечением согласных в соответствии с пра­вилами орфоэпии; различать звуки, особенно сходные акустически и артикуляторно, на слух и в произношении; определять различия гласных и согласных,  ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких, а также свистящих, шипящих и аффрикат, аффрикат и звуков, входящих в их состав (с-ш, з-ж, ц-с, ч-щ, ч-ц); характеризовать звуки по их основным признакам (согласный - гласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий); осуществлять звуковой анализ слов; сравнивать слова по их слоговому и звуковому составу; различать зрительные образы букв, определять их сходство и различие; синтезировать слоги в слова, слова в предложения; овладевать слитным послоговым чтением; правильно понимать читаемые слова, предложения, тексты; каллиграфически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов.

Ведущим методом обучения грамоте обучающихся с ТНР является звуковой аналитико-синтетический метод.

Процесс обучения грамоте обучающихся с ТНР подразделяется на два периода: подготовительный или добукварный; букварный.

В подготовительный период формируются необходимые речевые и неречевые предпосылки обучения грамоте. Для успешного ов­ладения чтением и письмом обучающиеся должны анализировать предложе­ния на слова, осуществлять слоговой и фонематический анализ, диф­ференцировать звуки на слух и в произношении, иметь достаточный словарный запас, владеть грамматическим строем речи, уметь отвечать на вопросы о прочитанном учителем тексте, составлять простые предложения. Овладению буквенными обозначениями предшествует работа по развитию двигательных умений (развитие тонкой ручной моторики) и анализу зрительно-пространственных отношений, обеспечивающих подготовку кинестетического и зрительного анализаторов к восприятию и письму букв и их элементов, и умение ориентироваться на странице тетради, классной доске, а также формирование графомо­торных навыков, необходимых для дальнейшего воспроизведения букв.

В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму.

Последовательность изучения звуков и букв обучающимися с ТНР определяется следующим образом – от правильно произносимых звуков (и соответствующих им букв) к наиболее трудным по артикуляции, далее к мягким согласным, звонким согласным, аффрикатам. Каждый звук изучается сначала на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков, затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква.

В процессе работы большая роль отводится звуко-слоговому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

     В ходе обучения чтению и письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

При обучении грамоте необходимо привлечь внимание обучающихся к речи, ее звуковой стороне, научить выде­лять из речевого потока отдельные слова, познакомить с основной функцией слова — обозначением предмета, действия, признака пред­мета. Обучающиеся учатся определять общие, повторяющиеся слова в пред­ложениях, дополнять предложение словом, определять место того или иного слова в предложении.

Лишь после закрепления представлений о слове как значимой единице речи рекомендуется переходить к анализу звукослогового состава слова.

В процессе развития слогового анализа выделяются 3 этапа:

определение слогового состава слова с опорой на вспомогатель­ные приемы (отхлопывание, отстукивание и др.);

определение слогового состава слова с опорой на гласные зву­ки;

определение количества слогов во внутренней речи (например, по заданию подобрать слова с двумя слогами).

Работа по анализу звуковой структуры слова проводится с уче­том онтогенетической последовательности появления различных форм звукового анализа в процессе речевого развития и содержит:

- узнавание звука на фоне слова;

- выделение первого и последнего звука в слове и определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

- определение последовательности, количества, позиционного места звука в слове по отношению к другим звукам (какой по счету звук в слове, перед каким звуком, после какого звука слышится).

Навык узнавания звука на фоне слова в серии заданий по выде­лению 5 - 6 звуков (последовательно), например а, у, м, ж, р. Рабо­та над каждым звуком начинается с анализа сюжетной картинки. В процессе беседы по картинке выделяется и оречевляется обучающимися со­ответствующее звукоподражание (а-а - плачет ребенок, у - у - воет волк, м-м - мычит теленок, ж-ж - жужжит жук, р-р - рычит со­бака).

После воспроизведения звукоподражания обучающиеся учатся слы­шать этот звук в односложных и двухсложных словах, включающих данный звук и не включающих его (например, определяют, слышит­ся ли жужжание жука в словах жук, окно, пожар, мыло, жираф).

Выделение первого и последнего звука в односложных — двух­сложных словах, определение места звука: начало, середина, конец.

Прежде всего обучающиеся учатся выделять первый ударный глас­ный из слова (Оля, Аня, Уля), далее формируется умение выделять первый согласный (не взрывной) из односложных слов (например, звук м в словах мак, мох, мал и др.).

В дальнейшем обучающиеся учатся выделять глухой взрывной звук в конце слова (кот, мак), сонорный звук в конце слова (дым, дом, сон, сын).

Определение последовательности, количества и места звука в слове. Эта форма фонематического анализа является наиболее слож­ной и формируется у обучающихся с ТНР длительное время. Вместе с тем определение последовательности, количества и места звуков в слове представляет собой важную предпосылку для успешного овладения чтением и письмом.

Развитие этой формы фонематического анализа рекомендуется проводить в букварный период в два этапа: развитие фонематического анализа простых односложных слов (без стечений согласных); раз­витие фонематического анализа двух-трехсложных слов.

Развитие фонематического анализа односложных слов необхо­димо проводить с учетом поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин): а) выполнение дей­ствия фонематического анализа с опорой на внешние действия (гра­фические схемы и фишки); б) выполнение действия фонематичес­кого анализа в речевом плане; в) анализ звукового состава слова по представлению.

На первом этапе предполагается использование картинок, гото­вой графической схемы, фишек. Анализируя хорошо знакомые сло­ва (например, ум, ах, мак, дом), обучающиеся последовательно выделяют зву­ки и закрывают клеточки фишками.

На втором этапе обучающиеся определяют звуковую структуру односложных слов только в речевом плане, без опоры на готовую графическую схему.

На третьем этапе обучающиеся выполняют задание на фонематический анализ в умственном плане (например, выбирают картинки, в на­звании которых 3 звука, подбирают слова, в которых 3 звука).

В процессе анализа звукослоговой структуры двух-трехсложных слов обучающиеся знакомятся с понятием слог, со слоговым составом слова, анализируют звуковую структуру более сложных слов, усваи­вают слогообразующую роль гласных.

Фонематический анализ двух-трехсложных слов проводится па­раллельно по следам слогового анализа.

Предусматривается постепенное усложнение речевого материала, предлагаемого обучающимся для звукового анализа: односложные слова без стечений согласных; слова типа мама, муха; слова типа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...