Глава 1. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Курсовая работа на тему: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: студентка 3 курса, группы АН Никифорова А.Н. Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Арестова Вероника Юрьевна
Дата защиты___________________ Оценка________________________
Чебоксары 2012 Оглавление Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников 1.1. Сущность и природа нравственности ……………………………………. 8 1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников…………………………………………………………………..….11 Глава 2. Из опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников 2.1. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников……………………………………………………………………...22 2.2. Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе………………………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………...31 Литература….…………………………………………………………………..33 Приложение….…………………………………………………………………35
Введение Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда, так как духовно-нравственные ценности являлись и являются важной стороной функционирования и развития любого общества. Они определяют духовную атмосферу жизни людей и способствуют улучшению морально-психологического климата, без них обществу грозит самая настоящая бездуховность, что пагубно скажется на всех сторонах жизни и деятельности людей. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые часто отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в образовательных учреждениях предметов и т.д. Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.
Если судить о понятии «нравственность» по словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией. Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание – организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у школьников и молодежи. В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношение к миру природы и миру людей и является результатом воспитания, отражая при этом ценностные ориентации личности. Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится в стадии становления. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация традиционных институтов воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Российские педагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в современной школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных трудах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются принципы, формы и методы нравственного воспитания. Однако комплексное использование всех основ духовно-нравственного воспитания еще не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: – во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными чертами личности; – во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; – в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [19, 67];
– в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Вопросы, связанные с определением места и роли духовно-нравственного воспитания в становлении личности сегодня волнуют всю педагогическую общественность и интеллигенцию. Особенно остро этот вопрос стоит перед общеобразовательной школой, призванной готовить ответственного Гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач образования должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Это направление особо подчеркнуто и в новом стандарте ФГОС НОО, в котором одной из приоритетных задач обозначено духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Цель исследования: изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательной деятельности. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание младших школьников. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи: 1. Раскрыть на основе проанализированной литературы сущность и природу нравственности. 2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников. 3. Провести диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников. 4. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе Методы исследования: 1) изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 2) наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|