Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе




 

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников мы выяснили категориальную структуру нравственности. Для этого мы обратились к первоисточникам. У великих педагогов – философов (Платон, Сократ, Аристотель) мы заимствовали такие категории как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху – «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель).

Таким образом, нами было выделено для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности в исследуемой группе 10 категорий, которые они должны были пояснить.

В опросе участвовало 24 школьника (11 девочек и 13 мальчиков). Опрос проводился индивидуально.

Статистика ответов представлена в табл. 1.

Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), не смогли этого сделать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).

Анализ ответов показал, что школьникам проще всего было объяснить такие понятия как «дружба», «зло», «добро», «долг», а труднее – «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети ограничивались ответом, что это «когда люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании понятия «зло» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

«Добро» в представлении испытуемых – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых – с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Таблица 1

  Объяснили Не объяснили  
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
1. Счастье       81.9   22.8   18.2
2. Свобода   53.2   36.4   45.6   63.7
3. Мудрость   68.4   81.9   30.4   18.2
4.Мужество           22.8   9.1
5.Умеренность           60.8   45.5
6.Справедливость   60.8   81.9       18.2
7 Дружба   83.6       15.2   9.1
8. Добро                
9. Зло           22.8   9.1
10. Милосердие   30.4   45.5   68.4   54.6
11. Долг   22.8   9.1        
12. Вина       45.5       54.6

 

В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать работу по формированию духовно-нравственной культуры в эксперементируемом классе и обогащению словарного запаса детей, направленного на сознание и принятие нравственных категорий. С этой целью учителем была разработан комплекс мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание в классе.

Форма общения.

1. Доброе слово, что ясный день.

2. Ежели вы вежливы.

3. Вот такой ширины, вот такой вышины.

4. Не стоит благодарности.

5. Это слово говорят, если вас благодарят.

Отношение к окружающему

1. Путешествие «Дорогою добра»

2. Маленькое дело лучше большого безделья.

3. У каждого народа свои герои.

4. Мы соберем большой хоровод.

5. Люблю маму милую мою.

6. Любви все живое.

Отношения в коллективе.

1. Если радость на всех одна.

2. Мой класс- мои друзья.

3. Самолюб никому не люб.

4. Поиграем и подумаем.

5. О дружбе мальчиков и девочек.

6. Путешествие в мир доброты, дружбы и мудрых мыслей (итоговое занятие)

Вышеуказанные мероприятия были разработаны и реализованы в феврале- апреле в рамках внеучебных занятий и уроков по риторике.

 


Заключение

 

Вопросы, связанные с проблемой формирования и становления духовно-нравственных качеств изучались ведущими педагогами и учеными на протяжении нескольких тысячелетий. За это время уже были сформированы понятия «мораль», «нравственность», «этика», но на сегодняшний день не до конца изучен вопрос, связанный с формированием духовно-нравственных качеств личности и определена роль в этом процессе школы как основного института воспитания.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, что предполагает:

-выработку понимания жизненной важности морали;

-установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

-выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

- выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

-милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1) моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;

2)моральное принуждение как форма морального осуждения.

Духовно- нравственное воспитание в условиях школы осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (учебной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная, общественная и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, гендерные различия детей, социальная обстановка, сложившаяся в коллективе и в обществе в целом и многие другие факторы, накладывающие определенный отпечаток на формирование и становление личности школьника, в том числе и на его духовно-нравственную составляющую.


Список использованной литературы

 

1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина. – М.: Просвещение, 2005. – 230 с.

2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 78–80.

3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2003. – 534 с.

4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2002. – 354 с.

5. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 67–68.

6. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – 254 с.

7. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д.: РГПИ, 2000. – 361 с.

8. Воспитательный процесс: изучение эффективности / под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

9. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2000. – 376 с.

10. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 9. – С. 10–24.

11. Зазнобина, Л. С. Как же выжить в мире СМИ / Л. С. Зазнобина // Медиаобразование в школе. – 2004. – № 2. – С. 23–26.

12. Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3–6.

13. Матвеева, Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. – Ленинград, 2000. – 265 с.

14. Мудрик, А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. Мудрик // Новые ценности образования. – 2002. – № 6. – С. 56–70.

15. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 436 с.

16. Нравственное воспитание личности школьника / под ред. Я. И. Колдунова. – Калуга, 2000. – 126 с.

17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / [под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой]. – М.: Педагогика, 2001. – 461 с.

18. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Шведова. – М.: Просвещение, 2000. – 478 с.

19. Педагогика школы / под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2000. – 387 с.

20. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.

21. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский – М.: Просвещение, 2000. – 258с.

22. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

23. Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова; [под ред. Н. Л. Селивановой]. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 830с.

24. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2002. – 371с.

 

 

Интернет ресурсы

1. http://festival.1september.ru/articles/212640/

2. http://korped.rkc-74.ru/p24aa1.html

3. http://fgsn.vlsu.ru/index.php

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Nikinina_08_2.htm

 

 


Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...