Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников




 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации являются: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, уметь восхищаться красотой окружающей природы и бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека – будущего гражданина общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Учителя начальных классов, изучая все лучшее, что было наработано до них известными педагогами прошлого и настоящего, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. В этих целях используются учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий, представляющие особую ценность, так как содержат в себе крупицы опыта по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям народа, страны, региона. Признавая положительное влияние учебно- воспитательного процесса на формирование нравственности, нужно сказать о том, что на практике с каждым годом слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для 40% исследуемых кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков и мультипликационных фильмов. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными ценностями. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей, а «добро» и «сострадание» считают главными качествами человека всего10% детей. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств [ 7, 123].

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношения детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовно – нравственное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Составной частью духовно-нравственное воспитания является патриотическое воспитание школьников, осуществляемое через такие формы деятельности как тематические классные часы под общим названием «О Родине, о доблести и славе», праздники, посвященные Дню Победы, литературные вечера, Дни духовности и культуры, встречи с интересными людьми.

Праздники могут быть распределены по месяцам и представлены в следующем порядке:

сентябрь (День знаний);

октябрь (Посвящение в ученики первоклассников);

ноябрь (Дни духовности и культуры в рамках недели толерантности);

декабрь (Крещенские чтения);

январь (Рождество Христово);

февраль (Неделя патриотического воспитания);

март (Мамин праздник);

апрель (Весенняя неделя добра);

май (Неделя памяти и поминовения).

Неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души оказывают Дни здоровья и спорта, совместные праздники родителей и детей, хороводы дружбы, веселые игры и просто прогулки на свежем воздухе, а так же учебные предметы. Анализируя работу на уроках по окружающему миру, на уроках чтения и русского языка, мы пришли к выводу, что учащиеся недостаточно знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, города, деревни, их прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, необходимо обратиться к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как использовать краеведческий материал при преподавании предмета «окружающий мир»?

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Здесь, необходимо систематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.

Определенную роль в вопросах формирования духовно-нравственной культуры школьников может сыграть предмет «Основы религиозной культуры и светской этики».

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры.

Благочестивая мать и жена, любящая, нежная, твердая и терпеливая в жизненных невзгодах, опора семье и Отечеству – это и идеал русской женщины и наша история, это боль, тревога и забота наших дней. Как воспитать девочку такой? Конечно, это немыслимо без восстановления исторической памяти, возрождения русской национальной традиции и без возрождения истоков духовности.

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги воспитательной работы за год, одним из показателей успешности в этой области является нравственная воспитанность школьников. Для определения её уровня существуют различные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, социальный опрос и другие. Нами в этих целях был выбран социальный опрос, в котором приняло участие 24 учащийся (по месту прохождения преддипломной практики). Опрос включал следующие вопросы:

1. Какие общие дела в классе тебе показались интересными и запомнились больше всего?

2. Чему научили тебя наши дела? Выбери подходящие ответы (доброте, честности, беречь природу, любить родину, уважать старших, ценить семью, укреплять собственное здоровье и т.д.)

3. Что бы ты хотел провести в классе в следующем году?

Отвечая на первый вопрос дети перечислили много мероприятий, но особо выделили такие как совместный поход на природу, веселые старты, день именинников, большинство ответов сошлись на следующем мнении “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”.

На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город (9 чел.), научились охранять природу, добросовестно трудиться (6 чел.), честности и доброте, вежливости (5 чел.), научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде (4 чел.).

Наблюдения показали, что у ребят за год совместной учебы сложились дружеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общественное поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, слушаются старосту и учителя. Детские коллективы живут согласно урокам хороших манер. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу жизнь еще лучше. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа – «Я», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...