Понятие наследования. Правопреемство при наследовании.
Наследование – переход имущества умершего лица (наследодателя) к одному или нескольким лицам (наследникам) в результате правопреемства (successio mortis causa). В римском праве преемство могло просходить не только после смерти лица (mortis causa), но и между живыми субъектами (inter vivos). В обоих случаях преемство подразделялось на два вида: - универсальное преемство (successio per universitatem). По общему правилу, наследование – преемство универсальное, поскольку наследник, вступая в наследство, принимает единым актом все имущество наследодателя как единое целое, все права и обязанности, связанные с наследственной массой. К универсальному преемству относятся: а) наследование по цивильному праву (hereditas); б) наследование по преторскому праву (bonorum possessio). - сингулярное преемство (successio singularis) возникает в случае, когда субъект преемства принимает лишь отдельные права, прежде принадлежавшие другому лицу. К случаям сингулярного преемства относятся: а) легат (legatum) – отказ по завещанию; б) фидеикомисс (fideicommissum) – приказ наследодателя наследнику по завещанию передать наследственную массу третьему лицу. § 2. Наследование по закону (successio legitima) Наследование без завещания (ab intestato) считается древнейшим, будучи урегулированным Законами XII Таблиц. В дальнейшем наследование без завещания получило название законного преемства (successio legitima). Существенные изменения в развитие данного института были внесены законодательством Юстиниана. По Законам XII таблиц наследование по закону распространялось в первую очередь на агнатов умершего домовладыки, а в случае отсутствия агнатов – на сородичей (т.н. gentiles). Говоря о наследовании агнатов, отметим, что наследниками первой очереди являлись непосредственные подвластные наследодателя – «свои наследники» (her e des sui) или «необходимые наследники» (her e des necessarii). Эта категория наследников характеризовалась тем, что они приобретали наследство ipso iure, т.е. автоматически, а кроме того, получали наследство независимо от их воли, т.е. не могли отказаться от его получения.
В случае, если «своих наследников» у наследодателя не находилось, к наследованию призывался т.н. agnatus proximus – «следующий агнат», т.е. лицо, следующее по значимости после наследодателя (называемого зачастую de cuius), ближайший к нему член семейста (например, родной или двоюродный брат). Если agnatus proximus не принимал наследства, то оно более не передавалось никому и становилось выморочным[45]. Однако если наследование не состоялось потому, что наследодатель не имел ни «своих наследников», ни «следующего агната», то к наследованию призывалась третья группа – так называемые gentiles, т.е. персоны sui iuris, принадлежащие к роду наследодателя, иными словами, его сородичи. Перечисленные очереди определялись цивильным правом, главным недостатком такого правового регулирования являлось то, что не придавалось необходимого значения кровному (когнатскому) родству, в то время как развивающиеся общественные отношения требовали обратного. В результате необходимые изменения были внесены преторским правом. Преторы своими решениями стали допускать к наследованию лиц, являющихся кровными родственниками наследододателя, но не всегда его агнатами. Такое наследование называлось bonorum possessio, предусматривались следующие очереди наследников без завещания: Первая очередь – ordo unde liberi – сюда относились дети наследодателя, в том числе эманципированные. Однако в эту группу не входили те дети, что перешли в другую семью (например, усыновленные или женщины in manu). Лица, относящиеся к рассматриваемой первой очереди, конкурировали с sui heredes по цивильному праву.
Вторая очередь – ordo unde legitimi – к этим лицам относились heredes sui по цивильному праву, которые не относились к первой очереди bonorum possessio unde liberi. Право наследования в рамках второй очереди можно было испросить в отсутствие претендентов unde liberi, т.е. спустя год после открытия наследства. Как отмечает Д.В. Дождев, «подвластные дети, не успевшие испросить bonorum possessio в срок, могли претендовать на него в качестве агнатов, устраняя всех лиц более отдаленных степеней родства»[46]. Третья очередь - ordo unde cognati – в рамках данной очереди на наследство могли претендовать когнаты: кровные родственники вплоть до седьмого колена, включая и детей, отданных на усыновление в другую семью. Тем не менее, даже в рамках данной очереди предпочтение отдавалось когнатам. Четвертая очередь – unde familia patroni – речь идет о наследстве либертина, вольноотпущенника. В данную очередь включались члены семьи патрона (его супруга, дети), в то время как сам потрон наследовал после либертина по праву агнатства. Пятая очередь - ordo unde vir et uxor – к наследованию призывался переживший наследодателя супруг и только в том случае, если отсутствовали в качестве наследников кровные родственники. Что касается развития института наследования по закону, то в постклассическом праве Новеллами Юстиниана были установлены лишь четыре очереди: 1) Дети наследодателя и их нисходящие потомки; 2) Восходящие родственники наследодателя (в первую очередь, родители), а также родственники по боковой линии (братья, сестры, их потомки); 3) Сводные (неполнородные) братья и сестры, а также их дети (призываемые к наследству только по праву представления[47]); 4) Остальные боковые кровные родственники без ограничения степеней, однако ближайшая степень исключает дальнейшую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|