Психологическая коррекция как одно из направлений деятельности психолога
Стр 1 из 25Следующая ⇒ Широкова Г. А. Ш64 Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 314, [1]с.: ил. — (Психологический практикум). 18ВМ 5-222-10194-0 В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей-дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, ранний детский аутизм, задержка психического развития и т.д.). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную программу. Предлагаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей. Приведены подвижные и дидактические игры, которые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками. Книга имеет практическую направленность и адресована детским психологам, а также может быть полезна заинтересованным родителям. УДК 159.922.7(076) ББК 88.8я7 ISBN 5-222-10194-0 © Широкова Г. А., Жадько Е. Г., 2004 © Изд-во «Феникс», оформление, 2004 ВВЕДЕНИЕ Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной со стороны родителей и педагогов. Часто такая ситуация обуславливается желанием переложить ответственность за свои ошибки на кого-то другого. При благоприятных обстоятельствах психолог может переориентировать родителей и педагогов с поисков виновного на поиски конструктивного выхода из сложившегося положения. Но главным ориентиром в его деятельности должна быть защита прав ребенка, особенно ребенка, имеющего какие-то проблемы в развитии. В рамках отечественной психологической науки особое место отводится среде как источнику развития личности. В соответствии со взглядами Л. С. Выготского1, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Таким образом, одно из ведущих мест в жизни человека отводится семье, образовательному учреждению и т. д. Поэтому в книге рассматриваются вопросы влияния детско-роди-тельских отношений и стиля воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника, а их нарушение — как фактор, опосредующий появление проблем и деформаций.
Проблемы развития детей-дошкольников, представленные в книге, разнообразны по глубине и распространенности. Это: — синдром дефицита внимания с гиперактивностыо (СДВГ); — агрессивность; — застенчивость и тревожность; — ранний детский аутизм (РДА); — задержка психического развития (ЗПР); — вербализм; 1 Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984. — воровство; — лживость; — онанизм; — «уход от деятельности». Достижение результатов в ходе коррекционной работы возможно при условии знания спектра причин возникновения нарушения у конкретного ребенка. В книге предлагается обзор отечественных и зарубежных исследований по указанным проблемам, включающий описание особенностей проявления симптомокомплекса у детей дошкольного возраста. Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную программу. Оптимизации процесса общения родителей и детей будут способствовать предлагаемые рекомендации. Во второй части имеется обзор подвижных и дидактических игр, которые могут использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми-дошкольниками. Каждая игра сопровождается небольшим комментарием, содержащим рекомендации по ее оптимальной организации или возможности коррекционно-развиваю-щего эффекта. Включены как авторские, так и ставшие народными игры.
Словарь терминов поможет в осмыслении теоретического материала. Книга имеет практическую направленность и адресована детским психологам. Она представляет собой обобщение современных подходов к оказанию помощи детям-дошкольникам и их родителям. Часть 1 СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ВРАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы: — групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); — индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах); — тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ; — индивидуальные занятия с одаренными детьми; — занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению; — тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары). С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В.Дубровиной. М„ 1998. Построение индивидуальных образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и возможностей конкретного ребенка. В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитар-ной1 функции. Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития. Залог успеха коррекционно-развивающей деятельности — правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой. Виды нарушений развития ребенка-дошкольника2: 1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).
2. Нарушения, вызванные систематическим негативным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонентов психики. 3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики. 4. Глобальное отставание всех сфер и процессов. ционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возраста невозможно полноценное психотерапевтическое воздействие, в связи с чем практический психолог ДОУ вправе использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятельности психологической службы являются достижения отечественной психологической школы, а большинство тех- 1 Дефицитарная функция. — определенная область какой-либо 2 На основе классификации Е. И. Рогова. ник разработано в зарубежной. При выборе средств кор-рекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в выборе диагностических методик, в коррекционно-развива-ющем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно предусматривать приоритет игровой формы, а целевая установка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 1. Такой спектр проблем требует наличия обширного багажа средств (схема 2). В процессе подготовки детей к школе необходимо делать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить нестандартные творческие решения, грамотно и связно разговаривать, удерживать необходимое время свое внимание и т. д. Приоритет в развитии операциональных навыков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к учебе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.). 1 Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000. Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|