Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детско-родительские отношения




КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Дошкольный возраст является предметом присталь­ного внимания ученых и практиков как важный и ответ­ственный период в жизни человека, как момент рожде­ния личности. В этот период происходит ускоренное раз­витие психических процессов, свойств личности, малень­кий человек активно осваивает широкий спектр различ­ных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, про­исходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчи­нение. И именно в этот период наиболее важным являет­ся влияние семьи на развитие личности ребенка, влия­ние существующей в ней системы внутрисемейных, а так­же детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множе­ство сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на кли­мат внутри семьи влияет множество факторов: и полити­ческие, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необхо­димости поиска дополнительных источников дохода, пси­хологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у ро­дителей раздралсительности, агрессивности, синдрома хро­нической усталости. Многие родители, находясь под прес­сом возникающих проблем, считают возможным выплес­нуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, ко­торый не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полнос­тью зависимыми от настроения, эмоций и физического



состояния родителей. Это далеко не лучшим образом ска­зывается на их психическом здоровье, установках в об­щении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные дет-ско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязаннос­тями и повсеместным проявлением жестокости и в физи­ческом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее пол­ную картину отношений между детьми и родителями. Это:

—. реальное взаимодействие родителя с ребенком;

— отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

— отношение к ребенку, сформированное в ходе реф­лексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда фак­торов:

1. Особенности личности родителей и форм их пове­дения.

2. Психолого-педагогическая компетентность родите­лей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

4. Диапазон средств воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании М. Ю. Синягина1 выделила группы семей по типу родительского отноше­ния (табл. 1).

Интересным представляется взгляд американского пси­хоаналитика Дж. Боулби2 на характерные особенности

1 Синягина М. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет­
ско-родительских отношений. М., 2001.

2 Там же.


патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следую­щие ситуации:

— когда родители не удовлетворяют потребности ре­бенка в любви и полностью отвергают его;

— когда ребенок является в семье средством разреше­ния конфликтов между супругами;

— когда родители используют в качестве дисципли­нарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

— когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприят­ностей;

— когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А. С. Спиваковская1 выделила несколько типов неблагополучных семей, ис­пользующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья — санаторий». Мелочная опека, жесткий кон­троль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В ре­зультате — чрезмерные перегрузки нервной системы ре­бенка, при которых возникают нервные срывы, форми­руются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание реши­тельного изменения ситуации.

«Семья — крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безы­нициативности. Во многих случаях фиксируется концен­трация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изо­ляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к посто­янному внутриличностному конфликту, следовательно,

1 Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.


к перенапряжению нервной системы и повышенному рис­ку невротических заболеваний.

«Семья — третий лишний». В такой семье эмоцио­нально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чув­ство неполноценности, фиксируя внимание на недостат­ках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ре­бенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоро­вье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение син­дром опасного обращения с детьми (СООД), включаю­щий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением фи­зической, психической и нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада и становятся предме­том внимания педагогов и психологов.

Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа. Работа пси­холога-практика в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспи­тателям.

В течение пяти лет (с 1999 по 2004 гг.) нами изуча­лись запросы родителей при обращении к психологу. Ос­новными декларируемыми родителями на консультатив­ных встречах, были проблемы, связанные, в основном, с трудностями в обучении, умственным недоразвитием, с точки зрения родителей, детей-дошкольников. Другую группу консультативных запросов составили жалобы ро­дителей на упрямство, негативизм, капризы и непослу-


шание детей. Анализ показал, что большая часть дан­ных претензий является необоснованной и свидетельствует

0 психологической некомпетентности родителей. Многие
родители, например, сталкиваясь с характерными пси­-
хологическими особенностями детей 3—4-х лет, склонны
считать их проявлением своенравия и непослушания.
Частично претензии можно связать с неблагоприятными
личностными особенностями самих родителей и выбран­-
ными ими моделями воспитания. Такие родители часто
характеризуются излишней требовательностью, принци-­
пиальностью, нетерпимостью, завышенным уровнем при­-
тязаний в отношении близких эмоциональных связей со
своими детьми, выдвигают большое количество мораль­-
ных предписаний и требований к ребенку. Осуществляя
консультативный прием, психологу необходимо уметь
классифицировать запросы родителей, разглядеть истин-­
ные мотивы обращений.

Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъектив­ных условиях жизнедеятельности семьи. К этим услови­ям относят ценностные ориентации, установки и ожида­ния супругов. Кроме того, В. В. Юстицкий и Э. Г. Эйде-миллер1 выделили три группы семейно-необходимых ка­честв. Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудно­сти и решать в ней возникающие проблемы. К ним отно­сят: потребности в материнстве и отцовстве; потребнос­ти, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотноше­ний (любовь, сексуально-эротические потребности, хозяй­ственно-бытовые и т. д.). Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для под­держания супружеских отношений и воспитания детей (например, способность понять другого). В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональ­ных состояний, умение подчинять желания данного мо-

1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера-

пия семьи. СПб., 1999.


мента целям будущего. Авторы считают, что совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов помога­ют ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы.

В исследовании Э. К. Гульянц и Т. П. Скрипкиной1, изучавших в 1990-е гг. возможности организации рабо­ты с родителями в рамках психологической службы, от­мечалось, что это — один из основных и наиболее слож­ных аспектов деятельности психолога в дошкольном об­разовательном учреждении. Особенности положения в общей иерархии педагогических работников не позво­ляют психологу постоянно взаимодействовать с родите­лями воспитанников. Сами же родители часто проявля­ют интерес к работе психолога лишь в тех случаях, ког­да поведение ребенка становится неконтролируемым, а от педагогов группы начинают поступать постоянные жа­лобы. Чтобы предупредить данную ситуацию, психологу необходимо выстроить четкую систему взаимодействия с родителями.

Начинать нужно с момента поступления ребенка в дет­ский сад. В процессе первых консультаций и сбора ин­формации о ребенке психолог имеет хорошую возмож­ность для налаживания перспективных контактов с ро­дителями. Ему необходимо раскрыть аспекты своей рабо­ты и рассказать о случаях, в которых родители могут обратиться за помощью.

Построение позитивного взаимодействия с воспитате­лями групп также будет способствовать повышению ко­личества обращений к психологу. В непосредственных беседах в случае возникновения затруднений педагоги могут посоветовать родителям обратиться за профессио­нальной помощью к психологу.

Также необходимо использовать возможности «угол­ков для родителей», имеющихся в каждой группе. В них

Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993.


психолог может помещать информацию о возможнос­ти ознакомления родителей с результатами диагнос­тики развития их детей. Именно такие объявления часто помогают родителям найти время для консуль­тации с психологом и осознать необходимость даль­нейших встреч с ним.

Во многих дошкольных образовательных учреждени­ях существует такая форма связи с родителями, как «по­чта надежды». С ее помощью родители могут выразить свои сомнения, пожелания, задать вопросы. Письма ро­дителей рассматриваются по мере поступления. Ответы на свои вопросы родители получают в виде информации в «уголках для родителей».

При осуществлении непосредственного консультатив­ного приема психолог должен собрать и проанализиро­вать информацию об особенностях взаимоотношений ро­дителей и детей. Для этого в его арсенале должны быть различные диагностические средства.

В настоящее время в зарубежной и отечественной пси­хологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Однако, как справедливо ука­зывают А. Г. Лидере, О. А. Карабанова, А. С. Спиваков-ская и многие другие психологи, занимающиеся изучени­ем психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагно­стики детско-родительских отношений и со стороны ро­дителей, и со стороны детей.

Очень удачной, по мнению многих психологов, явля­ется методика «Родительское сочинение» (автор В. В. Сто-лин, адаптация А. И. Тащевой). Данная методика ис­пользуется в качестве как основного, так и вспомога­тельного инструментария для изучения характера детс­ко-родительских отношений, для изучения особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (са­мого автора). С ее помощью констатируются возможные психолого-педагогические рекомендации по психологиче­ской коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка.


Родительское сочинение

(автор — В. В. Столиц, адаптация — А. И. Тащевой)

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке.

Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, подели­тесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие об­стоятельства:

1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и до­стоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предло­жений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения.

3. Все сочинение в целом связано с мотивом.обраще­ния за консультацией. Существенным показателем акту­альности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использу­ет в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложе­ния данных, может определяться характером взаимоот­ношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предва­рительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребен­ка, то сочинение может принять форму оправдания. Кон-


тент-анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, бли­зость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— Любование, умиление ребенком, одобрение его по­ступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окра­шенных слов, ласкательных, уменьшительных суффик­сов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, соци­альных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

— Негативное отношение к внешности ребенка, нега­тивная оценка черт, даже социально одобряемых, утри­рование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыс­лям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.
Уважение

— Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряе­мых черт;

— отношение к ребенку как к равному;

— уважение ребенка как врага, ощущение конкурен­ции со стороны ребенка.

Неуважение

— Отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают


его как неадаптивного (слабый, неответственный, неса­мостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

_ Ощущение родственности, единства (выражения типа

«мы», «наш» и т. д.);

- хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нор­мой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

— Отстранение, итерирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привя­занностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пун­ктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.
Порядок анализа информации может быть следующим:

о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодей­ствия между ними, о социальной ситуации в семье.

В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предла­гает три формы: взрослый вариант для родителей дошколь­ников и младших школьников, вариант для подростков.

В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены сле­дующие 10 шкал.


1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя.

Данные этой шкалы показывают тот уровень требо­вательности родителя, который проявляется во взаи­модействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2-я шкала: мягкость — строгость родителя.

По результатам этой шкалы можно судить о сурово­сти, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях меж­ду родителями и детьми, о степени принуждения де­тей к чему-либо.

3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку.

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль мо­жет приводить к полной автономии ребенка, к вседозво­ленности, которая может быть следствием либо безраз­личного отношения к ребенку либо следствием любова­ния. Возможно также, что низкий контроль связан с про­явлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональ­ная близость ребенка к родителю.

Следует обратить особое внимание на то, что эта шка­ла отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркаль­ной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым со­кровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение — приятие ребенка родителем.


Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ре­бенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятно­го развития ребенка, его самооценки. Поведение родите­лей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудни­чество.

Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ре­бенка во взаимодействие, признание его прав и досто­инств. Оно отражает равенство и партнерство в отноше­ниях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, без­различного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем.

Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и сте­пень согласия между ними в различных жизненных ситу­ациях. Используют две формы опросника: детскую и взрос­лую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхож­дение между ними тоже позволяет судить о различиях во взглядах ребенка и родителей, оценить воспитательную ситуацию в семье.

8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя.

Последовательность родителя является важным пара­метром взаимодействия. В этой шкале отражается, на­сколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность ро­дителя может быть следствием эмоциональной неуравно­вешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего

отношения.


9-я шкала: авторитетность родителя.

Результаты этой шкалы отражают самооценку роди­теля в сфере его влияния на ребенка, насколько его мне­ния, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оце­нок родительского авторитета. Когда дети дают высо­кую оценку авторитетности родителя, это чаще всего означает выраженное положительное отношение к ро­дителю в целом. Показатели по этой шкале очень важ­ны для диагностики позитивности — негативности от­ношений ребенка к родителю, как и показатели по сле­дующей 10-й шкале.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

По данным 10-й шкалы можно судить об общей степе­ни удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о на­рушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложив­шейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послу­жил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, оказавшиеся неадек­ватными для детей этого возраста р заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие — согласие» и «ав­торитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) авторы ввели две новых шкалы:

7-я шкала: «тревожность за ребенка»;

9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье».

Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать цепную информацию для психолога-кон­сультанта, к которому родители обращаются за помо­щью и которому необходимо иметь более полную инфор­мацию о характере воспитания в семье. Кроме того, за­мена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной


формы для детей, так как в этом возрасте детям доста­точно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отно­шениями к родителям, а без сравнения с детскими дан­ными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...