Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучив дисциплину, студент должен




Межрегиональный открытый социальный институт

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Йошкар-Ола, 2012 г.

 

УДК

ББК

П

 

 

Рецензенты:

1. Кузнецов В.Ю., доктор философских наук, профессор МОСИ

2. Обидина Ю.С., доктор философских наук, профессор МарГУ

 

 

Философия: учебно-методический комплекс/ Составитель В.Л. Маркин, Васильева О.В. – Йошкар-Ола: МОСИ, 2012.- 204 с.

 

Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предлагаемое пособие содержит учебно-тематический план, лекционный материал, задания для самостоятельной работы, темы семинарских занятий, примерные вопросы к зачету, глоссарий, список литературы. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» предназначен для специальности 030501 «Юриспруденция».

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………….4

2. Учебно-тематический план…………………..…………………….…..….....9

3. Содержание курса …………………………………………………………...14

4. Контенты лекционных занятий……………………………………………...21

5. Практические занятия по дисциплине…………………………………….167

6. Тематика контрольных работ………………………………………………178

7. Методические рекомендации по написанию контрольных работ…………………………………………………………………………180

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работе студента………………………………….……182

9. Вопросы к экзамену………………….………………………………..……184

10. АПИМы……………………………………………………………………...187

11. Глоссарий……………………………………………………………………193

12. Список литературы……………………………………………………..…..202

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины………..…………..204

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и уровню подготовки выпускника по специальностям 0300501 и 030900 «Юриспруденция»:

 

ГСЭ.Ф.09 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.   108

 

Цели дисциплины

Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;

Стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности;

Усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм;

Задачи дисциплины

Выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

Формирование способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

Развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

Овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Место дисциплины в системе социогуманитарного образования

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Курс философии тесно связан с материалом курсов «Отечественная история», «Культурология» и «Логика».

Образовательный результат:

изучив дисциплину, студент должен

знать:

иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

уметь:

понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

 

обладать компетенциями:

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-9);

 

Учебно-тематический план

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...