Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место учебной дисциплины в структуре магистерской программы




ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия

Имени О.Е. Кутафина»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

____________________

 

«___»__________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

М.1 НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО:

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ

 

Кафедра философии

Направление подготовки: юриспруденция

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная

Москва 2011

I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные цели настоящей дисциплины определяются тем обстоятельством, что жизнь человека в обществе, его профессиональная деятельность, включая юридическую, необходимым образом связана с межчеловеческими отношениями, стержнем которых выступает нравственность. В связи с этим сквозной темой правовых дисциплин, опирающихся на достаточно прочный теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент, выступает проблема соотношения нравственности и права. Хотя исторически и логически нравственность предшествует праву, в обществе нет какого-то автоматизма в плане воспроизводства нравственных оснований социальной жизни и тем более гарантий их реализации. Проблема актуализируется известным дефицитом собственно человеческих качеств в современном человеке, что не может не сказываться на всём состоянии социума и государства как субъекта права.

Соответственно, к важнейшим целям настоящего курса следует отнести:

- формирование у магистров целостного и всестороннего представления о нравственности, праве, их особенностях и тесной взаимосвязи;

- теоретическое определение и практическая демонстрация места и роли морально-нравственной и правовой регуляции в современном, прежде всего, российском обществе;

- обоснование теоретико-методологических оснований и принципов, необходимых для осуществления своего рода нравственно-философской экспертизы как идей и ценностей, связанных с правом на уровне теории, так и реальной практики правовых отношений, функционирования различных институтов;

- выявление и утверждение значимости ключевых факторов своеобразной этизации права и правового обеспечения воспроизводства нравственности и нравственного прогресса в обществе;

- усиление и развитие высоких личностных и профессиональных качеств.

Указанные цели ставятся с учётом того, что область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание; а объектами их профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Освоение курса «Нравственность и право: прикладные аспекты соотношения» призвано способствовать решению магистром таких задач, как

- подготовка нормативных правовых актов с позиций не только собственно правовой, но и этической состоятельности (правотворческая деятельность);

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с нравственно оправданной реализацией правовых норм (правоприменительная деятельность);

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана и целенаправленное культивирование общественного порядка;

- защита различных форм собственности, способствующих сохранению и совершенствованию социального целого;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц с учётом нравственных критериев оценки их деятельности (правоохранительная деятельность);

- оказание юридической помощи и нравственной поддержки, консультирование по вопросам права, соотношения нравственности и права;

- осуществление правовой и первичной этической экспертизы нормативных правовых актов (экспертно-консультативная деятельность);

- осуществление организационно-управленческих функций (организационно-управленческая деятельность);

- проведение научных исследований по правовым и смежным с ними проблемам;

- участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (научно-исследовательская деятельность);

- преподавание юридических дисциплин в связи с проблематикой общей и профессиональной этики;

- осуществление нравственно-правового воспитания (педагогическая деятельность).

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Нравственность и право: прикладные аспекты соотношения» относится к вариативной (профильной) части общенаучного цикла ООП магистратуры.

Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана практически со всеми другими частями ООП, проходя, что называется, «красной нитью» сквозь каждую из них. Так, прямым и непосредственным образом она касается философия права (базовая часть общенаучного цикла). В известном смысле, подобно тому, как этика является вершиной философии в целом, так и предлагаемая дисциплина выступает своего рода вершиной последней.

Важным условием успешного освоения настоящей дисциплины является наличие «входных» знаний, умений и готовности обучающегося, приобретённых в результате изучения различных предшествующих дисциплин. Содержание этой дисциплины опирается на «Обществознание», «Мировую и отечественную историю», «Логику», «Философию», «Этику», «Профессиональную этику», «Социологию», «Историю отечественного государства и права», «Теорию государства и права».

Соответственно, чтобы справиться с задачами предлагаемой дисциплины, необходим вполне определённый уровень подготовки, позволяющий:

в области знаний - описать происхождение и структуру общественной жизни, интересы различных социальных групп и их противоречивую взаимосвязь, иметь общее представление об основных законах и тенденциях развития общества, включая политико-правовые отношения и институты; объяснить природно-биологическиеособенности и социально-историческую сущность человека, содержаниеиструктуру личностного бытия, включая мировоззренческий и ценностный его уровни;раскрыть основные положения социальной философии, философской антропологии, аксиологии, этики, различных правовых дисциплин;

в области понимания – уяснить нравственное и правовое измерения культуры и общества в их специфике и взаимосвязи; продемонстрировать владение азами правоведения и конкретной юридической профессии; показать значение высоких нравственных ценностей и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

в области умения, навыка – разграничить внутренний (нравственный) и внешний (формально-юридический) аспекты профессиональной деятельности; уметь оценивать социальные явления и проблемы с точки зрения морально-нравственных критериев и ценностей; своевременно и постоянно осуществлять нравственно-философскую рефлексию правовых проблем; обладать соответствующими духовно-нравственными качествами, позволяющими должным образом решать профессиональные задачи.

В свою очередь, имеется тесная взаимосвязь с последующими дисциплинами. Имея достаточно солидную теоретико-методологическую базу и актуальную прикладную составляющую, данная дисциплина призвана повлиять на более успешное освоение практически всех последующих дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла (М.2) – философии права, истории политических и правовых учений; истории и методологии юридической науки; сравнительного правоведения; актуальных проблем права и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...