Место учебной дисциплины в структуре магистерской программы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия Имени О.Е. Кутафина»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой ____________________
«___»__________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М.1 НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРАВО: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ
Кафедра философии Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная Москва 2011 I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основные цели настоящей дисциплины определяются тем обстоятельством, что жизнь человека в обществе, его профессиональная деятельность, включая юридическую, необходимым образом связана с межчеловеческими отношениями, стержнем которых выступает нравственность. В связи с этим сквозной темой правовых дисциплин, опирающихся на достаточно прочный теоретико-методологический и мировоззренческий фундамент, выступает проблема соотношения нравственности и права. Хотя исторически и логически нравственность предшествует праву, в обществе нет какого-то автоматизма в плане воспроизводства нравственных оснований социальной жизни и тем более гарантий их реализации. Проблема актуализируется известным дефицитом собственно человеческих качеств в современном человеке, что не может не сказываться на всём состоянии социума и государства как субъекта права. Соответственно, к важнейшим целям настоящего курса следует отнести: - формирование у магистров целостного и всестороннего представления о нравственности, праве, их особенностях и тесной взаимосвязи; - теоретическое определение и практическая демонстрация места и роли морально-нравственной и правовой регуляции в современном, прежде всего, российском обществе;
- обоснование теоретико-методологических оснований и принципов, необходимых для осуществления своего рода нравственно-философской экспертизы как идей и ценностей, связанных с правом на уровне теории, так и реальной практики правовых отношений, функционирования различных институтов; - выявление и утверждение значимости ключевых факторов своеобразной этизации права и правового обеспечения воспроизводства нравственности и нравственного прогресса в обществе; - усиление и развитие высоких личностных и профессиональных качеств. Указанные цели ставятся с учётом того, что область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание; а объектами их профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка. Освоение курса «Нравственность и право: прикладные аспекты соотношения» призвано способствовать решению магистром таких задач, как - подготовка нормативных правовых актов с позиций не только собственно правовой, но и этической состоятельности (правотворческая деятельность); - обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с нравственно оправданной реализацией правовых норм (правоприменительная деятельность); - обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; - охрана и целенаправленное культивирование общественного порядка; - защита различных форм собственности, способствующих сохранению и совершенствованию социального целого; - предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц с учётом нравственных критериев оценки их деятельности (правоохранительная деятельность); - оказание юридической помощи и нравственной поддержки, консультирование по вопросам права, соотношения нравственности и права; - осуществление правовой и первичной этической экспертизы нормативных правовых актов (экспертно-консультативная деятельность); - осуществление организационно-управленческих функций (организационно-управленческая деятельность); - проведение научных исследований по правовым и смежным с ними проблемам; - участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (научно-исследовательская деятельность); - преподавание юридических дисциплин в связи с проблематикой общей и профессиональной этики; - осуществление нравственно-правового воспитания (педагогическая деятельность).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ Дисциплина «Нравственность и право: прикладные аспекты соотношения» относится к вариативной (профильной) части общенаучного цикла ООП магистратуры. Данная дисциплина логически, содержательно и методически связана практически со всеми другими частями ООП, проходя, что называется, «красной нитью» сквозь каждую из них. Так, прямым и непосредственным образом она касается философия права (базовая часть общенаучного цикла). В известном смысле, подобно тому, как этика является вершиной философии в целом, так и предлагаемая дисциплина выступает своего рода вершиной последней. Важным условием успешного освоения настоящей дисциплины является наличие «входных» знаний, умений и готовности обучающегося, приобретённых в результате изучения различных предшествующих дисциплин. Содержание этой дисциплины опирается на «Обществознание», «Мировую и отечественную историю», «Логику», «Философию», «Этику», «Профессиональную этику», «Социологию», «Историю отечественного государства и права», «Теорию государства и права». Соответственно, чтобы справиться с задачами предлагаемой дисциплины, необходим вполне определённый уровень подготовки, позволяющий:
в области знаний - описать происхождение и структуру общественной жизни, интересы различных социальных групп и их противоречивую взаимосвязь, иметь общее представление об основных законах и тенденциях развития общества, включая политико-правовые отношения и институты; объяснить природно-биологическиеособенности и социально-историческую сущность человека, содержаниеиструктуру личностного бытия, включая мировоззренческий и ценностный его уровни;раскрыть основные положения социальной философии, философской антропологии, аксиологии, этики, различных правовых дисциплин; в области понимания – уяснить нравственное и правовое измерения культуры и общества в их специфике и взаимосвязи; продемонстрировать владение азами правоведения и конкретной юридической профессии; показать значение высоких нравственных ценностей и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности; в области умения, навыка – разграничить внутренний (нравственный) и внешний (формально-юридический) аспекты профессиональной деятельности; уметь оценивать социальные явления и проблемы с точки зрения морально-нравственных критериев и ценностей; своевременно и постоянно осуществлять нравственно-философскую рефлексию правовых проблем; обладать соответствующими духовно-нравственными качествами, позволяющими должным образом решать профессиональные задачи. В свою очередь, имеется тесная взаимосвязь с последующими дисциплинами. Имея достаточно солидную теоретико-методологическую базу и актуальную прикладную составляющую, данная дисциплина призвана повлиять на более успешное освоение практически всех последующих дисциплин базовой и вариативной частей профессионального цикла (М.2) – философии права, истории политических и правовых учений; истории и методологии юридической науки; сравнительного правоведения; актуальных проблем права и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|