Образовательные технологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для успешного освоения учащимися магистратуры данной дисциплины целесообразно последовательно применять, прежде всего, компетентностный подход. Его реализация предполагает использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий. Это позволит формировать и развивать не только профессиональные навыки, но и способность к адекватным нравственным оценкам поступков (своих и чужих), тех или иных форм и результатов юридической деятельности с точки зрения высоких нравственных ценностей и всесторонних знаний предмета. 1.Семинары в диалоговом режиме. 2.Групповые дискуссии с подведением итогов. 3.Деловые и ролевые игры. 4.Разбор конкретных ситуаций с применением адаптированного Case Study. 5.Технология обучения как исследования. 6.Коллективная мыследеятельность. 7.Творческие групповые и индивидуальные задания. 8.Подготовка эссе, рефератов и докладов. 9.Анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с проблемой соотношения нравственности и права. 10. «Круглый стол» и итоговая конференция.
ТЕМЫ ЭССЕ 1. Могло ли право возникнуть раньше нравственности? Проблема нравственных оснований права. 2. Мораль как способ социальной регуляции или оппозиция по отношению к реалиям социума? 3. Можно ли рассчитывать на этизацию современного права и общества в целом? 4. Правомерно ли ставить вопрос о построении нравственного государства? 5. Всегда ли нравственное сознание и поведение ведут к счастью? Феномен страдающего праведника?
6. Всегда ли правовое сознание и поведение награждаются обществом и государством должным образом? 7. Имеются ли нравственные аргументы в защиту мести? 8. Существуют ли примеры правового смягчения (но не запрета) мести? Влияние нравственного сознания на изменения в праве. 9. Как могли бы проявить себя представители сократических школ, если бы они оказались в ситуации объявления им смертного приговора? 10. Оправдана ли «ложь во спасение»? Прокомментируйте позицию И. Канта по данной проблеме. 11. В чём суть «морального наказания» и достаточно ли его для исправления человека, который совершил какой-либо проступок? 12. Всегда ли правовое принуждение эффективнее морального воздействия? 13. Во всех ли случаях нравственность влияет исполнение закона и почему у Фемиды завязаны глаза? 14. Как совершается нравственная оценка поступка: по последствиям или мотивам? 15. Можно ли говорить о нравственном и правовом оправдании макиавеллизма? 16. Всегда ли цель оправдывает средства? Феномен «честной игры». 17. Можно ли говорить о насилии во благо? 18. Возможно ли существование справедливого государства без насилия? 19. С чем следует согласиться: с толстовским утверждением об абсолютной несовместимости насилия и морали или с оправданием насилия И.А. Ильина? 20. Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни? 21. Может ли угроза смертной казни остановить преступника? 22. Совместимо ли загрязнение окружающей среды с человеколюбием и адекватным правосознанием? 23. Можно ли жертвовать (и когда) одним ради спасения многих? Проблема «меньшего зла». 24. Совместимо ли право на жизнь с правом на смерть? Проблема эвтаназии. 25. Бедность – социальный порок, или личная безответственность? Нравственные и правовые факторы преодоления социальных недугов. 26. Существуют ли моральные и правовые ограничения деятельности учёного?
27. Бывают ли случаи, когда человек имеет право не исполнять служебные инструкции? 28. Кто и почему человек имеет право молчать? Феномен профессиональной тайны. 29. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Практическая философия, её место и роль в системе подготовки юриста. 2. Этика и правоведение: возможности взаимодействия. 3. Проблема соотношения нравственности и права как ключ к решению актуальных морально-правовых проблем. 4. Происхождение нравственности как проблема. 5. Понятие морали, её сущность и структура. 6. Понятие права: варианты толкования. 7. Исторические формы нравственности и их влияние на развитие права. 6. Специфика древневосточных представлений о нравственности и праве. 7. Моральный канон и основные положения права в эпоху античности. 8. Морально-нравственные и правовые аспекты суда над Сократом. 9. Ригоризм Платона в контексте концепции идеального государства. 10.Добродетели как «золотая середина» (Аристотель «Никомахова этика»). 11.Поиски индивидуального спасения в эпоху эллинизма: этико-правовые последствия. 12.Закон («Ветхий Завет») и благодать («Новый Завет»): сравнительный анализ. 13.Христианская этика и политико-правовая реальность средневековья. 14.Основные направления этических и правовых исканий в эпоху Возрождения. 15.Специфика нравственных и правовых воззрений Нового времени. 16.Социально-договорная концепция происхождения государства: нравственно-философская экспертиза. 17.Этика «разумного эгоизма» и одухотворение права в эпоху Просвещения. 18.Категорический императив и правовые воззрения И. Канта. 19.Правовое обоснование нравственности в философии Г.В.Ф. Гегеля. 20.Мораль «рабов» и «господ» Ф. Ницше: политико-правовые последствия. 21.Свобода и подлинность бытия в воззрениях экзистенциалистов: нравственные и правовые аспекты. 22.Этичесий релятивизм прагматизма и его правовые последствия. 23.Феномен «бегства от свободы», его социальные причины и нравственно- правовые последствия (по Э. Фромму). 24.Этика «благоговения перед жизнью»: теория и практика (по А. Швейцеру). 25.Теория справедливости Дж. Ролза и нравственно-правовая реальность.
26.Ю. Хабермас о достоинстве человека и моральных границах евгеники. 27.В.С. Соловьёв «Право и нравственность»: нравственно-философский анализ права и его актуальность. 28.Принцип «непротивления злу силою» Л.Н. Толстого: нравственно- философское обоснование и трудности практической реализации. 29.Личностное измерение нравственности. 30.Свобода и нравственность. 31.Свобода выбора и ответственность личности как основания правового сознания. 32.Актуальные проблемы прикладной этики и право. 33. Нравственные основы профессии юриста. 34.Экологическая проблема: нравственные и правовые аспекты. 35.Смертная казнь: «за» и «против». 36.Эвтаназия в контексте прав человека и пациента. 37.Наркомания как социальное зло: этико-правовой анализ. 38.Коррупция: нравственная оценка и правовые санкции. 39.Правовое обеспечение гуманистических принципов биоэтики. 40.Особенности и основные тенденции развития нравственности и права в современной России.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|