Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии.




Для успешного освоения учащимися магистратуры данной дисциплины целесообразно последовательно применять, прежде всего, компетентностный подход. Его реализация предполагает использование в учебном процессе активных и интерактивных технологий проведения занятий. Это позволит формировать и развивать не только профессиональные навыки, но и способность к адекватным нравственным оценкам поступков (своих и чужих), тех или иных форм и результатов юридической деятельности с точки зрения высоких нравственных ценностей и всесторонних знаний предмета.

1.Семинары в диалоговом режиме.

2.Групповые дискуссии с подведением итогов.

3.Деловые и ролевые игры.

4.Разбор конкретных ситуаций с применением адаптированного Case Study.

5.Технология обучения как исследования.

6.Коллективная мыследеятельность.

7.Творческие групповые и индивидуальные задания.

8.Подготовка эссе, рефератов и докладов.

9.Анализ конкретных ситуаций, в том числе профессиональных, связанных с

проблемой соотношения нравственности и права.

10. «Круглый стол» и итоговая конференция.

 

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ТЕМЫ ЭССЕ

1. Могло ли право возникнуть раньше нравственности? Проблема нравственных оснований права.

2. Мораль как способ социальной регуляции или оппозиция по отношению к реалиям социума?

3. Можно ли рассчитывать на этизацию современного права и общества в целом?

4. Правомерно ли ставить вопрос о построении нравственного государства?

5. Всегда ли нравственное сознание и поведение ведут к счастью? Феномен страдающего праведника?

6. Всегда ли правовое сознание и поведение награждаются обществом и государством должным образом?

7. Имеются ли нравственные аргументы в защиту мести?

8. Существуют ли примеры правового смягчения (но не запрета) мести? Влияние нравственного сознания на изменения в праве.

9. Как могли бы проявить себя представители сократических школ, если бы

они оказались в ситуации объявления им смертного приговора?

10. Оправдана ли «ложь во спасение»? Прокомментируйте позицию И. Канта по данной проблеме.

11. В чём суть «морального наказания» и достаточно ли его для исправления человека, который совершил какой-либо проступок?

12. Всегда ли правовое принуждение эффективнее морального воздействия?

13. Во всех ли случаях нравственность влияет исполнение закона и почему у Фемиды завязаны глаза?

14. Как совершается нравственная оценка поступка: по последствиям или мотивам?

15. Можно ли говорить о нравственном и правовом оправдании макиавеллизма?

16. Всегда ли цель оправдывает средства? Феномен «честной игры».

17. Можно ли говорить о насилии во благо?

18. Возможно ли существование справедливого государства без насилия?

19. С чем следует согласиться: с толстовским утверждением об абсолютной несовместимости насилия и морали или с оправданием насилия И.А. Ильина?

20. Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?

21. Может ли угроза смертной казни остановить преступника?

22. Совместимо ли загрязнение окружающей среды с человеколюбием и адекватным правосознанием?

23. Можно ли жертвовать (и когда) одним ради спасения многих? Проблема «меньшего зла».

24. Совместимо ли право на жизнь с правом на смерть? Проблема эвтаназии.

25. Бедность – социальный порок, или личная безответственность? Нравственные и правовые факторы преодоления социальных недугов.

26. Существуют ли моральные и правовые ограничения деятельности учёного?

27. Бывают ли случаи, когда человек имеет право не исполнять служебные инструкции?

28. Кто и почему человек имеет право молчать? Феномен профессиональной тайны.

29. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Практическая философия, её место и роль в системе подготовки юриста.

2. Этика и правоведение: возможности взаимодействия.

3. Проблема соотношения нравственности и права как ключ к решению

актуальных морально-правовых проблем.

4. Происхождение нравственности как проблема.

5. Понятие морали, её сущность и структура.

6. Понятие права: варианты толкования.

7. Исторические формы нравственности и их влияние на развитие права.

6. Специфика древневосточных представлений о нравственности и праве.

7. Моральный канон и основные положения права в эпоху античности.

8. Морально-нравственные и правовые аспекты суда над Сократом.

9. Ригоризм Платона в контексте концепции идеального государства.

10.Добродетели как «золотая середина» (Аристотель «Никомахова этика»).

11.Поиски индивидуального спасения в эпоху эллинизма: этико-правовые

последствия.

12.Закон («Ветхий Завет») и благодать («Новый Завет»): сравнительный

анализ.

13.Христианская этика и политико-правовая реальность средневековья.

14.Основные направления этических и правовых исканий в эпоху

Возрождения.

15.Специфика нравственных и правовых воззрений Нового времени.

16.Социально-договорная концепция происхождения государства:

нравственно-философская экспертиза.

17.Этика «разумного эгоизма» и одухотворение права в эпоху

Просвещения.

18.Категорический императив и правовые воззрения И. Канта.

19.Правовое обоснование нравственности в философии Г.В.Ф. Гегеля.

20.Мораль «рабов» и «господ» Ф. Ницше: политико-правовые

последствия.

21.Свобода и подлинность бытия в воззрениях экзистенциалистов:

нравственные и правовые аспекты.

22.Этичесий релятивизм прагматизма и его правовые последствия.

23.Феномен «бегства от свободы», его социальные причины и нравственно-

правовые последствия (по Э. Фромму).

24.Этика «благоговения перед жизнью»: теория и практика (по А.

Швейцеру).

25.Теория справедливости Дж. Ролза и нравственно-правовая реальность.

26.Ю. Хабермас о достоинстве человека и моральных границах евгеники.

27.В.С. Соловьёв «Право и нравственность»: нравственно-философский

анализ права и его актуальность.

28.Принцип «непротивления злу силою» Л.Н. Толстого: нравственно-

философское обоснование и трудности практической реализации.

29.Личностное измерение нравственности.

30.Свобода и нравственность.

31.Свобода выбора и ответственность личности как основания правового

сознания.

32.Актуальные проблемы прикладной этики и право.

33. Нравственные основы профессии юриста.

34.Экологическая проблема: нравственные и правовые аспекты.

35.Смертная казнь: «за» и «против».

36.Эвтаназия в контексте прав человека и пациента.

37.Наркомания как социальное зло: этико-правовой анализ.

38.Коррупция: нравственная оценка и правовые санкции.

39.Правовое обеспечение гуманистических принципов биоэтики.

40.Особенности и основные тенденции развития нравственности и права в

современной России.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...