Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Освоение дисциплины «Нравственность и право: прикладные аспекты соотношения» будет способствовать обретению выпускником таких общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
компетентным использованием на практике приобретённых умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-3);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет _1___ зачетную единицу, __36__ часов.
Тематический план (очная форма обучения)
№
п/п
| Раздел
учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя
семестра
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
|
| НРАВСТВЕН-НОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕ-ЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПРАВА Проблема соотношения нравственности и права: история и современность.
Происхожде-ние и сущность нравственности и права: сравнительный анализ.
НРАВСТВЕН-НЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ НРАВСТВЕН-НОСТИ: ПРИКЛАД-
НЫЕ АСПЕКТЫ
От минимума – к максимуму нравственности в праве. Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики.
|
| 1-4
5-9
|
|
|
| Контрольные вопросы, решение модельных заданий, эссе, комментирование первоисточника и т.п.
Творческие групповые и индивидуальные задания, комментирование первоисточника, «круглый стол» и итоговая теоретическая конференция.
Зачёт.
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
|
Тематический план (очно-заочная форма)
№
п/п
| Раздел
учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя
семестра
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
|
| НРАВСТВЕН-НОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕ-ЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПРАВА Проблема соотношения нравственности и права: история и современность.
Происхожде-ние и сущность нравственности и права: сравнительный анализ.
НРАВСТВЕН-НЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ НРАВСТВЕН-НОСТИ: ПРИКЛАД-
НЫЕ АСПЕКТЫ
От минимума – к максимуму нравственности в праве. Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики.
|
| 1-8
9-12
|
|
|
| Контрольные вопросы, решение модельных заданий, эссе, комментирование первоисточника и т.п.
Творческие групповые и индивидуальные задания, контрольные вопросы, комментирование первоисточника, «круглый стол», итоговая теоретическая конференция.
Зачёт.
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
|
Тематический план (заочная форма)
№
п/п
| Раздел
учебной
дисциплины
| Семестр
| Неделя
семестра
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации
(по семестрам)
|
|
|
|
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная работа
|
|
| НРАВСТВЕН-НОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕ-ЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПРАВА Проблема соотношения нравственности и права: история и современность.
Происхожде-ние и сущность нравственности и права: сравнительный анализ.
НРАВСТВЕН-НЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ НРАВСТВЕН-НОСТИ: ПРИКЛАД-
НЫЕ АСПЕКТЫ
От минимума – к максимуму нравственности в праве. Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики.
|
| 1-9
10-18
|
|
|
| Контрольные вопросы, решение модельных заданий, эссе, конспектирование и комментирование первоисточника и т.п.
Творческие групповые и индивидуальные задания, контрольные вопросы, итоговая теоретическая конференция.
Зачёт.
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
|
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1.
| НРАВСТВЕННОСТЬ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТ ПРАВА.
Тема 1. Проблема соотношения нравственности и права: история и современность.
Тема 2. Происхождение и сущность нравственности и права: сравнительный анализ.
| Ключевой характер проблемы соотношения нравственности и права применительно к праву в целом и к каждой из его составляющих. Духовно-нравственный кризис современной цивилизации и завышенные претензии права (юридизм): поиски адекватных ответов на новые вызовы времени.
Нравственность как исторически первая форма общественного сознания и социальной регуляции. Естественное право – специфическая разновидность нравственности в условиях социально-классовых конфликтов. Государство как субъект права в собственном смысле слова. Закон и мораль, власть и общество: из прошлого в будущее. Дефицит человеческого в современном человеке и отсутствие автономных механизмов воспроизводства нравственности в праве. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?
Актуальность нравственно-философской экспертизы идей и ценностей теории права, реальных правовых отношений в современной России.
Конкретные образцы нравственного поведения, этика, включая прикладную и профессиональную её части, – важные факторы духовно-нравственного обеспечения и совершенствования
субъектов и институтов права.
Общественная природа морали и нравственности: исторический и логический аспекты. От принципов равенства и коллективизма к сословно-корпоративной морали и индивидуализму. Золотое правило нравственности: сущность и варианты понимания. Взаимопомощь как фактор нравственного прогресса. Личностное измерение нравственности.
Происхождение права и политико-государственная сущность закона (в узком смысле слова). Право как минимум нравственности и форма преодоления неопределённости её требований и санкций.
Особенности и взаимосвязь нравственности и права. Концепции И. Канта (моральное обоснование права), Г.В.Ф. Гегеля (правовое обеспечение морали) и В.С. Соловьёва (обоснование идеи о том, что право есть минимум нравственности) и нравственно-философские размышления Ю. Хабермаса: возможности применения в современной России. Основные проблемы и тенденции развития нравственности и права в современной России.
|
2.
| НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.
Тема 3. От минимума к максимуму нравственности в праве. Юридическое измерение актуальных проблем прикладной этики.
| Поиски новой парадигмы соотношения нравственности и права.
Максимум нравственности в праве как стержневая установка отечественной культуры и ответ на современные вызовы эпохи.
Классические решения моральных дилемм и новые морально-правовые конфликты.
Экологическая проблема и задачи по усилению ответственного поведения людей по отношению к окружающей среде. Пути и возможности преодоления преступности и социального зла (наркомания, потребительское отношение к жизни, коррупция и т.п.).
Проблемы применения насилия и отношения к нему: история и современность. Ненасилие как цель и средство решения межчеловеческих и социальных проблем: опыт применения и трудности реализации. Эволюция взглядов на смертную казнь и этические аргументы против неё. Эвтаназия в контексте прав человека и прав пациента. Правовое обеспечение гуманистических принципов биоэтики.
Усиление духовно-нравственной составляющей в праве как существенный фактор снижения излишней жёсткости правоохранительной системы и минимизации преступности в целом. Задачи правового обеспечения нравственного прогресса в современном обществе.
|
| | |
Воспользуйтесь поиском по сайту: