Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Налоговая система: сущность, принципы, структура налогов, механизм функционирования.

Налоговый менеджмент

Тема 1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

Налоговый менеджмент — это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми дохо­дами и налоговыми расходами на макро- и микроуровнях.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Менеджмент (англ. management — управление, система управления) — это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы предприятия[2].

Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации).

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне.

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

В рамках государственного налогового менеджмента решаются задачи управления налоговыми потоками в масштабе страны и ее регионов.

Корпоративный налоговый менеджмент охватывает уровень управления налоговыми потоками на предприятиях. Его основной задачей является минимизация налогов, уплачиваемых конкретным предприятием на основе принятия управленческих решений.

Структурные элементы налогового менеджмента

1.    -организация управления налоговым процессом;

2.    – налоговое планирование;

3.    – налоговое регулирование;

4.    – налоговый контроль.

Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля.

Налоговый менеджмент — это наука, поскольку принятие налогового решения требует знаний как концептуальных основ управления денежными отношениями в обществе в целом и на отдельном предприятии и разработки научно обоснованных методов их реализации, так и общих закономерностей развития всего воспроизводственного процесса

Налоговый менеджмент предполагает принятие эффектив­ных решений в области управления входящими и исходящи­ми налоговыми потоками.
Налоговый менеджмент — это прак­тическая деятельность субъектов налоговых отношений по управлению налоговыми потоками рыночными формами и методами с целью укрепления финансов и роста доходов субъектов управления.

Тема 2. Налоговая система: сущность, принципы, структура налогов, механизм функционирования.

Налоговая система - это совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчис­ления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответ­ственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговаясистема – это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков, а также формы, методы построения налогов, сбора и контроля над выполнением налогового законодательства.

Налоговая система включает в себя:

1) налоговое законодательство (законы, кодексы, указы, поста­новления, инструкции, руководства и т.д.);

2) налоговую службу, осуществляющую налоговый контроль;

3) финансовую полицию, обеспечивающую экономическую без­опасность государства;

4) налогоплательщиков;

5) налоговых представителей;

6) теоретические положения ученых и практиков в сфере нало­гообложения.

 

 

Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

• государственный сектор;

• коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, обще­ства с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

• финансовый Сектор (банки, страховые общества, финансовые компании, биржи);

• население.

 

Группировка налогов производится по различным признакам (критериям). Поэтому существует несколько вариантов классифи­кации налогов:

• по способу взимания;

• по уровням налоговой системы, определяющим порядок взи­мания и распоряжения налогами;

• по плательщикам;

• по объекту обложения;

• по порядку использования (по назначению).

В КР устанавливаются:

1) общегосударственные налоги,

2) местные налоги,

3) специальные налоговые режимы.

Общегосударственные и местные налоги устанавливаются только Налоговым кодексом. Общегосударственные налоги, в отличие от местных налогов, обязательны к уплате на всей территории КР. Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами местных кенешей, обязательные к уплате на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговый кодекс предусматривает следующую классификацию налогов:

1. В зависимости от подчиненности:

1) Общегосударственные налоги;

2) Местные налоги.

2. В зависимости от способов изъятия:

1) Прямые;

2) Косвенные (ст.20 НК КР)

К общегосударственным видам налогов относятся: (1)подоходный налог; (2) налог на прибыль; (3) налог на добавленную стоимость; (4) акцизный налог; (5) налоги за пользование недрами; (6) налог с продаж.

К местным налогам относятся (с 01.01.2011 г.): (1)земельный налог; (2) налог на имущество (ст.3 Законна КР «О введение в действие НК КР»).

К прямым налогам относятся: (1)налог на прибыль; (2) подоходный налог; (3) акцизный налог; (4) налоги за пользование недрами; (5) налог на имущество; (6) земельный налог; (7) единый налог.

К косвенным налогам (налоги на товары, работы и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика),относятся: (1)НДС; (2) акцизный налог; (3) налог с продаж.

Налоговым режимом признается порядок исчисления и уплаты налогов, применяемый в случаях и в порядке, установленных налоговым законодательством КР. В КР устанавливаются:

1) общий налоговый режим в виде уплаты предусмотренных налогов;

2) специальные налоговые режимы.

К специальным налоговым режимам относятся:(1) налог на основе обязательного патента; (2) налог на основе добровольного патента; (3) упрощенная система налогообложения на основе единого налога; (4) налоги на основе налогового контракта; (5) налоговый режим в свободных экономических зонах; (6) налоговый режим в Парке высоких технологий.

Налоговая система состоит из элементов налогообложения, а именно:

1. объект налогообложения - права и/или действия, с наличием которых возникает налоговое обязательство и устанавливается по каждому виду налога определяется в;

2. налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, на основании которой исчисляется сумма налога;

3. ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставка налога устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

4. налоговый период - период времени, за который определяется налоговая база и исчисляется сумма налога. Если такой период не установлен, налоговым периодом является день возникновения налогового обязательства. Налоговым периодом может быть:

· период времени со дня регистрации в качестве налогоплательщика по данному налогу до конца этого налогового периода;

· период времени с начала налогового периода по налогу до дня исключения налогоплательщика из Государственного реестра;

· период времени со дня регистрации в качестве налогоплательщика по налогу до дня аннулирования регистрации налогоплательщика по данному налогу, в случае, если регистрация и ее аннулирование произошли в течение одного налогового периода.

5. порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, исходя из налоговых льгот и освобождений. Обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов возлагается на органы налоговой службы (земельный налог физических лиц по приусадебным и садово-огородным участкам).

6. сроки уплаты налога устанавливаются для каждого налога отдельно. При наличии определенных обстоятельств и при соблюдении определенных условий, возможно изменение срока уплаты налога путем предоставления отсрочки или рассрочки.

7. порядок уплаты налога. Налог уплачивается по каждому налогу отдельно:

· всей суммой налога или по частям;

· с отсрочкой или рассрочкой;

· до или на дату возникновения налогового обязательства;

· непосредственно налогоплательщиком или от его имени;

· непосредственно по месту нахождения налогоплательщика или обособленного подразделения;

· в наличной или безналичной денежной форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...