Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Налоговое бремя как экономическое понятие и показатель.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис. 1. Кривая Лаффера

Налоговое бремя-сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени. 

Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином КР, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НП

НН =______________ * 100%,

В+ВД

где НН- налоговая нагрузка на предприятие;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД— внереализационные доходы.

Избыточное налоговое бремя составляет разницу между суммой потенциальных, начисленных налогов и суммой фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов (отдельных их видов или общей их совокупности).

Тема 4.Содержание и элементы государственного налогового менеджмента.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг).

Государственный налоговый менеджмент – система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг).

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе.

Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков.

Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

                                                                                                   

Задачи государственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

 

Тема 5.Содержание и элементы корпоративного налогового менеджмента.

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Налоговый менеджмент как система управления налогообложением предприятия включает в себя четыре основные функции:
1) организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;
2) налоговое планирование;
3) налоговое регулирование;
4) налоговый контроль.

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и налогового самоконтроля; в узком – это подготовка и создание условий для оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.
На практике управление налогами включает три ступени:
-организацию надежного налогового учета;
-контроль за правильностью расчетов налогов;
-минимизацию налогов в рамках действующего законодательства.
Ошибки в налоговых расчетах, которые со стороны налоговых органов караются огромными финансовыми санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета и только оставшаяся часть — результат несовершенства кыргызского законодательства.

 

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

 

 

Тема 6: Государственное налоговое планирование и прогнозирование

Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.
Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

 

Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов.

 В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.

Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

 

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики.

Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

– тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.


Тема 7: Налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции.

Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.

Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Налоговый контроль осуществляется в следующих формах (ст. 93 НК КР):

  • Налоговая регистрация и учетная регистрация налогоплательщика;
  • Учет поступлений налога в бюджет;
  • Налоговая проверка;
  • Рейдовый налоговый контроль;
  • Налоговый пост.

В соответствии с налоговым законодательством, регистрация налогоплательщиков в налоговом органе бывает двух видов (п.3 ст.94 НК КР):

1. налоговая регистрация;

2. учетная регистрация;

 

Налоговой регистрация является первичной, а учетная регистрации вторичной. Эта норма закрепляется в статье 98 НК КР, учетная регистрация налогоплательщика осуществляется после прохождения субъектом процедуры налоговой регистрации.

 

Проверки осуществляются следующими способами (ч.1 ст.113 НК КР):

  • налоговая проверка;
  • рейдовый налоговый контроль;
  • налоговый пост.

1. Налоговая проверка осуществляется исключительно органами налоговой службы.

Участниками налоговой проверки являются должностное лицо органов налоговой службы, указанное в предписании, и налогоплательщик, а также налоговый представитель.

2. В случае необходимости органы налоговой службы могут привлечь экспертов, не заинтересованных в исходе налоговой проверки, для исследования отдельных вопросов, требующих специальных знаний и навыков и получения консультаций.

3. Целью налоговой проверки является осуществление контроля и оказание содействия налогоплательщику в своевременном и полном исполнении им требований налогового законодательства Кыргызской Республики.

4. Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) выездная проверка;

2) камеральная проверка.

5. Выездная проверка подразделяется на следующие виды:

1) плановая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов;

2) внеплановая проверка - проверка, осуществляемая в следующих случаях:

а) при реорганизации организации, за исключением реорганизации путем преобразования;

б) при ликвидации организации;

в) при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;

г) при получении заявления налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом;

д) при получении органами налоговой службы документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о том, что у налогоплательщика имеются факты неправильного исчисления налога;

3) встречная проверка - проверка, проводимая органами налоговой службы в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговой проверки у органа налоговой службы возникает необходимость в проверке, в том числе по запросам от налоговых органов других государств, отдельных документов, непосредственно связанных с операциями, осуществляемыми налогоплательщиком с указанными лицами;

4) перепроверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы:

а) при получении ими документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о том, что у ранее проверенного налогоплательщика имеются факты неправильного исчисления налогов, не выявленные плановой проверкой, и мотивированного заявления должностного лица органа налоговой службы с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее;

б) при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности за налоговый период, охваченный ранее выездной проверкой.

Перепроверка производится исключительно по указанным документальным сведениям за указанный период. При этом перепроверка должна быть проведена должностным лицом органа налоговой службы, не участвовавшим в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.

Перепроверка, назначенная по результатам произведенного запроса, экспертизы, встречной проверки, полученным после периода завершения выездной проверки, может осуществляться должностным лицом органа налоговой службы, проводившим данную выездную проверку.

6. Камеральная проверка по вопросам правильности исчисления налога проводится непосредственно по месту нахождения органов налоговой службы по отчетным документам налогоплательщика и информации, поступающей в налоговые органы из других источников.

7. Проведение налоговой проверки не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

– внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

– внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

– государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

– корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...