Особенности глобальных проблем
1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству 3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. 4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. Экологическая проблема: Постоянное развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства требует резкого увеличения затрат энергии и влечет за собой все возрастающую нагрузку на природу. Хозяйственная деятельность человека в наше время уже влечет за собой изменение климата, она воздействует на химический состав водного и воздушного бассейнов Земли на животный и растительный мир планеты, на весь ее облик. Проблема войны и мира превратилась в глобальную прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. Отсталость: Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют нормальных условий жизни. Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Проблема цели и смысла общественной жизни в философии истории. Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее "безликость" и подчиненность всеобщему. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. В средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью.
Одной из особенностей философии эпохи Возрождения является антропоцентризм. Философия Нового времени расценивает человека как специфическую машину. В философии человека ХIХ века можно выделить как углубление изучения духовности человека, Внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (Ф. Ницше), так и формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (К. Маркс). Благодаря фрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были непонятными. Открыв роль бессознательного в жизни человека, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека. В ХХ веке произошло становление философской антропологии. Основой для выводов нее стали догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества. Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий (Индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее (детерминизм). Трансгумани́зм — современное материалистическое философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Постчеловек — гипотетический образ будущего человека, который отказался от привычного человеческого облика в результате внедрения передовых технологий: информатика, биотехнологии, медицина. Оптимистические сценарии будущего Увеличение биологических возможностей человека, человеко-компьютерные системы; возникновение искусственного интеллекта; покорение космоса; технологическая сингулярность — предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума ускорится до такой степени, что приведет к возникновению разума с намного более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.
Пессимистические сценарии будущего В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Библейское откровение о будущем представляет собой наступление Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и страшный Суд. Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернется к доиндустриальному состоянию. Творческие задания: 1. Эссе на темы «Пути развития человечества», «Проблема компьютеризации общества: положительное и отрициательное», «Духовная жизнь, личность и семья в информационном обществе», «Тенденции к интеграции и глобализации мира». Основные понятия и категории:Традиционное, индустриальное постиндустриальное (информационное) общество. Глобализация, глобальные проблемы, биосфера, ноосфера, эсхатология, утопия, антиутопия. Список литературы: 1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. 2. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. 3. Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 1991. 4. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004. 5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. – 1994. – № 1. – С. 33–48. 6. Хейзинга Й. Homo Ludence. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. 8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Программа семинарских (практических) занятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|