Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы: 1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы зияний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Это особенно важно для математических дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности. 2. Наличие умений, навыков умственного труда: а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой; б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации. 3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе. 4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию. 5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.
6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним, 7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой. Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста. Всякое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Овладение научной мыслью и языком науки является необходимой составляющей в самоорганизации будущего специалиста исследователя. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения. Вопросы к экзамену по философии
1. Философия как предмет: понятие, функции, методы. 2. Структура и функции философии. 3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука. 4. Философия Древнего Востока. 5. Античная философия и ее космоцентричный характер. Досократический этап. 6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Софисты и Сократ. 7. Классический период античной философии (Платон, Аристотель). 8. Эллинско-римская философия. 9. Основные проблемы философии средневековья. Основные принципы религиозного мировоззрения. Августин Блаженный. 10. Философия Средних веков. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.
11. Натурфилософское направление эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). 12. Этические и политические идеи Н. Макиавелли. Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т. Кампанелла). 13. Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). 14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). 15. Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница. 16. Социальные учения Нового времени и Просвещения. 17. Гносеология и этика И. Канта. 18. Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля. 19. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 20. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. 21. «Философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 22. Экзистенциализм и его проблематика (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). 23. Учение З. Фрейда о бессознательном. 24. Формирование русской философии, ее специфика. 25. Основные направления русской философии XVIII века. 26. Спор славянофилов и западников. 27. Русская религиозная философия. В. Соловьев и Н. Бердяев. 28. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский). 29. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). 30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия. 31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы и категории диалектики. 32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи. 33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени. 34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное. 35. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение. 36. Проблема познаваемости мира. 37. Субъект, объект, уровни и формы познания. 38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания. 39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания. 40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера. 41. Понятие истины в философии. Объективность, относительность и абсолютность истины. Заблуждение, ложь. Критерии истины. 42. Предмет и методы социальной философии. 43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система. 44. Философские концепции происхождения и сущности государства.
45. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития. 46. Социальная сфера жизни общества, ее структура. 47. Материально-производственная сфера общества. Собственность как основа экономической сферы. 48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты. 49. Духовная сфера жизни общества. 50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия. 51. Общество и глобальные проблемы современности. 52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории. 53. Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии. 54. Понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность». 55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль. 56. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека. 57. Проблема смысла человеческой жизни. 58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества.
АПИМы Философское направление, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания, называется… 1. Эмпиризм 2. Рационализм 3. Идеализм 4. Догматизм
Философское направление, согласно которому истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений, называется… 1. Рационализм 2. Идеализм 3. Догматизм 4. Эмпиризм
Изучением вопросов бытия занимается такой раздел философии, как… 1. Онтология 2. Гносеология 3. Антропология 4. Метафизика
Формированию целостной картины мира способствует ______________ функция философии. 1. Мировоззренческая 2. Методологическая 3. Мыслительно-теоретическая 4. Гносеологическая
Характерной чертой научного знания является его… 1. Проверяемость 2. Теоретичность 3. Распространенность 4. Очевидность
Философское учение о ценностях называется … 1. аксиологией 2. онтологией 3. гносеологией 4. теологией
Верным относительно связи философии и мировоззрения является суждение: «философия – _________ мировоззрения (-ю)».
1. тип 2. чужда 3. тождественна 4. шире
Философским не является вопрос… 1. что такое экономика? 2. что такое истина? 3. что первично: материя или сознание? 4. познаваем ли мир?
С точки зрения «западников»Россия … 1. отстала от Запада 2. опередила Запад 3. развивается и живет по совершенно другим законом, чем Запад 4. находится на одинаковом уровне развития с Западом
В. С. Соловьев являлся автором философской концепции 1. Всеединства 2. Ноосферы 3. Космизма 4. Позитивизма
Личное спасение является смыслом жизни в … 1. религии 2. экзегетике 3. гедонизме 4. антропологии
Понятие «антропогенез» означает… 1. процесс возникновения и становления человека 2. раздел философии о человеке 3. совокупность генетических признаков человека 4. процесс возникновение живых существ
Место человека в системе общественных отношений выражает понятие 1. социальный статус 2. социальная роль 3. социальная направленность 4. социальное действие
По мнению Ф. Энгельса _______________________ является основой антропосоциогенеза (создания человека разумного): 1. труд 2. сознание, способность к познанию 3. наличие в человеке инстинкта самосохранения 4. абстрактное мышление
«Антропогенез» - это… 1. процесс возникновения и становления человека 2. раздел философии о человеке 3. совокупность генетических признаков человека; 4. соответствие термину «человеческий ген»
Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – это бытие… 1. человека 2. неживой природы 3. живой природы 4. социальное
Согласно Ж.П. Сартру, свобода для человека – это… 1. неизбежное тяжкое бремя 2. завоевание цивилизации 3. великое счастье 4. недостижимая мечта
Целью и смыслом жизни в гедонизме являются… 1. наслаждения 2. отречение от мира ради близость к Богу 3. самопожертвование ради высоких идеалов 4. стремление к счастью
Целью и смыслом жизни в аскетизме являются… 1. отречение от мира ради близость к Богу 2. наслаждения 3. самопожертвование ради высоких идеалов 4. стремление к счастью
Целью и смыслом жизни в этике долга являются… 1. самопожертвование ради высоких идеалов 2. отречение от мира ради близость к Богу 3. наслаждения 4. стремление к счастью
Глоссарий 1. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.
Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств. Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными. Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное. Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни. Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира. Гносеология – учение о познании, теория познания. Онтология – учение о сущем, о бытии. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения. Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы. Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса. Теология – богословие, учение о Боге. Аксиология – учение о ценностях. Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания. Этика – учение о нравственности, морали. Эстетика – учение о прекрасном. Синергетика – наука о самоорганизующихся системах. Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир. 2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального. Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание). Логика – наука о законах мышления. Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным. Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое. Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания. Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли. Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами. Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.). Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов. Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого. Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением. Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности. Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия. Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии. Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия. Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания. Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной. Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю. Атеизм – отрицание Бога. Архе – первопричина. Модусы – свойства. Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции. Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная. Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. 3. Познание – процесс получения информации. Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем. Гностицизм – философское учение о познаваемости мира. Теория – система логически обоснованных концептуальных идей. Дедукция – логический вывод от общего к частному. Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения. Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Антиномии – противоречащие друг другу суждения. Антитезис – противоположное тезису положение. Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный. «Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой. Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное). Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению. Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания. Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины. Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий. Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез). Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект. Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта. Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания. Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения. Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Противоречие – отношение двух противоположностей. Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва. Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания. Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Суждение –связь двух и более понятий. Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода. Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто. Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания. Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|