Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.




Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:

1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы зияний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов. Это особенно важно для математических дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности.

2. Наличие умений, навыков умственного труда:

а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.

3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.

4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.

5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.

6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,

7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.

Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста.

Всякое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Овладение научной мыслью и языком науки является необходимой составляющей в самоорганизации будущего специалиста исследователя. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения.

Вопросы к экзамену по философии

 

1. Философия как предмет: понятие, функции, методы.

2. Структура и функции философии.

3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука.

4. Философия Древнего Востока.

5. Античная философия и ее космоцентричный характер. Досократический этап.

6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Софисты и Сократ.

7. Классический период античной философии (Платон, Аристотель).

8. Эллинско-римская философия.

9. Основные проблемы философии средневековья. Основные принципы религиозного мировоззрения. Августин Блаженный.

10. Философия Средних веков. Учение о гармонии веры и разума Фомы Аквинского.

11. Натурфилософское направление эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

12. Этические и политические идеи Н. Макиавелли. Социально-политические идеи эпохи Возрождения (Т.Мор, Т. Кампанелла).

13. Философия Нового времени. Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).

14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

15. Пантеистическая философия Б.Спинозы и монадология Г. Лейбница.

16. Социальные учения Нового времени и Просвещения.

17. Гносеология и этика И. Канта.

18. Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля.

19. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

20. Исторический и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

21. «Философия жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

22. Экзистенциализм и его проблематика (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю).

23. Учение З. Фрейда о бессознательном.

24. Формирование русской философии, ее специфика.

25. Основные направления русской философии XVIII века.

26. Спор славянофилов и западников.

27. Русская религиозная философия. В. Соловьев и Н. Бердяев.

28. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

29. Американский прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия.

31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы и категории диалектики.

32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи.

33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.

34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.

35. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.

36. Проблема познаваемости мира.

37. Субъект, объект, уровни и формы познания.

38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания.

39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания.

40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера.

41. Понятие истины в философии. Объективность, относительность и абсолютность истины. Заблуждение, ложь. Критерии истины.

42. Предмет и методы социальной философии.

43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система.

44. Философские концепции происхождения и сущности государства.

45. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общественного развития.

46. Социальная сфера жизни общества, ее структура.

47. Материально-производственная сфера общества. Собственность как основа экономической сферы.

48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты.

49. Духовная сфера жизни общества.

50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия.

51. Общество и глобальные проблемы современности.

52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории.

53. Человек как биопсихосоциальный феномен. Представление о природе и сущности человека в философии.

54. Понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность».

55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль.

56. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека.

57. Проблема смысла человеческой жизни.

58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества.

 

АПИМы

Философское направление, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания, называется…

1. Эмпиризм

2. Рационализм

3. Идеализм

4. Догматизм

 

Философское направление, согласно которому истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений, называется…

1. Рационализм

2. Идеализм

3. Догматизм

4. Эмпиризм

 

Изучением вопросов бытия занимается такой раздел философии, как…

1. Онтология

2. Гносеология

3. Антропология

4. Метафизика

 

Формированию целостной картины мира способствует ______________ функция философии.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая

3. Мыслительно-теоретическая

4. Гносеологическая

 

Характерной чертой научного знания является его…

1. Проверяемость

2. Теоретичность

3. Распространенность

4. Очевидность

 

Философское учение о ценностях называется …

1. аксиологией

2. онтологией

3. гносеологией

4. теологией

 

Верным относительно связи философии и мировоззрения является суждение: «философия – _________ мировоззрения (-ю)».

1. тип

2. чужда

3. тождественна

4. шире

 

Философским не является вопрос…

1. что такое экономика?

2. что такое истина?

3. что первично: материя или сознание?

4. познаваем ли мир?

 

С точки зрения «западников»Россия …

1. отстала от Запада

2. опередила Запад

3. развивается и живет по совершенно другим законом, чем Запад

4. находится на одинаковом уровне развития с Западом

 

В. С. Соловьев являлся автором философской концепции

1. Всеединства

2. Ноосферы

3. Космизма

4. Позитивизма

 

Личное спасение является смыслом жизни в …

1. религии

2. экзегетике

3. гедонизме

4. антропологии

 

Понятие «антропогенез» означает…

1. процесс возникновения и становления человека

2. раздел философии о человеке

3. совокупность генетических признаков человека

4. процесс возникновение живых существ

 

Место человека в системе общественных отношений выражает понятие

1. социальный статус

2. социальная роль

3. социальная направленность

4. социальное действие

 

По мнению Ф. Энгельса _______________________ является основой антропосоциогенеза (создания человека разумного):

1. труд

2. сознание, способность к познанию

3. наличие в человеке инстинкта самосохранения

4. абстрактное мышление

 

«Антропогенез» - это…

1. процесс возникновения и становления человека

2. раздел философии о человеке

3. совокупность генетических признаков человека;

4. соответствие термину «человеческий ген»

 

Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – это бытие…

1. человека

2. неживой природы

3. живой природы

4. социальное

 

Согласно Ж.П. Сартру, свобода для человека – это…

1. неизбежное тяжкое бремя

2. завоевание цивилизации

3. великое счастье

4. недостижимая мечта

 

Целью и смыслом жизни в гедонизме являются…

1. наслаждения

2. отречение от мира ради близость к Богу

3. самопожертвование ради высоких идеалов

4. стремление к счастью

 

Целью и смыслом жизни в аскетизме являются…

1. отречение от мира ради близость к Богу

2. наслаждения

3. самопожертвование ради высоких идеалов

4. стремление к счастью

 

Целью и смыслом жизни в этике долга являются…

1. самопожертвование ради высоких идеалов

2. отречение от мира ради близость к Богу

3. наслаждения

4. стремление к счастью

 

Глоссарий

1. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.

Магия – мистическая способность уметь воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов», не прибегая к помощи естественных средств.

Миф – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается окружающая природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают нерасчлененными и целостными.

Мифология – возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.

Религия – мировоззрениеи мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Гносеология – учение о познании, теория познания.

Онтология – учение о сущем, о бытии.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Социальная философия – философское исследование социальной жизни. Она устанавливает нормы действительности общественной жизни в качестве социально-нормативного учения.

Натурфилософия – совокупность философских попыток объяснять и толковать природу с целью резюмирования и объединения общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познание связей и закономерностей явлений природы.

Космология – философско-научное рассмотрение Вселенной, космоса.

Теология – богословие, учение о Боге.

Аксиология – учение о ценностях.

Экология – наука, изучающая взаимоотношение организмов друг с другом и средой их обитания.

Этика – учение о нравственности, морали.

Эстетика – учение о прекрасном.

Синергетика – наука о самоорганизующихся системах.

Герменевтика – искусство понимания, истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

2. Бытие – объективная и субъективная реальности в своей совокупности; это все то, что существует.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.

Дуализм – сосуществование двух равноправных начал: материального и идеального.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное (сознание).

Логика – наука о законах мышления.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание вторичным.

Объективный мир – объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Время – форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

Движение – свойство материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Развитие – это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая человека главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского вероучения от язычества с помощью доводов, обращенных к разуму.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Патристика – догматизация учений «отцов церкви» (3-5 вв.).

Провиденциализм – религиозно-философское учение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются проведением, Богом.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Субстанция – то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.

Схоластика – «школьная философия», соединившая христианскую догматику с логическим рассуждением.

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Абсолют – основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух – часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, после сотворение мира движение мироздания совершается без его участия.

Субъективный дух – категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Панлогизм – учение о том, что все есть разум; логос, разум является абсолютной действительностью; учение о логической природе Вселенной.

Волюнтаризм – одно из направлений метафизики и психологии, рассматривающего в качестве основного принципа волю.

Атеизм – отрицание Бога.

Архе – первопричина.

Модусы – свойства.

Монада – философский термин, обозначающий в учении Лейбница простые неделимые бестелесные субстанции.

Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция – духовная либо материальная.

Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Имманентный – пребывающий внутри; то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует.

Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, выходящий за пределы человеческого сознания.

3. Познание – процесс получения информации.

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем.

Гностицизм – философское учение о познаваемости мира.

Теория – система логически обоснованных концептуальных идей.

Дедукция – логический вывод от общего к частному.

Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшего в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антитезис – противоположное тезису положение.

Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.

«Вещь в себе» – основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но и непознаваемой.

Иррационализм – направление в философии, которое, в противовес рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает волю (волюнтаризм), интуицию (интуитивизм), инстинкты (бессознательное).

Мистицизм – пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению.

Неопозитивизм – отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в. сводит задачи философии к анализу языковых форм познания.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а общим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей целью познать мир, главное для него –успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Релятивизм – все знания рассматриваются как относительно правильные, т.к. они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения (тезис, антитезис, синтез).

Тождество – категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии, предполагает внутренний источник движения.

Метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Противоречие – отношение двух противоположностей.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Ощущение – то же что и чувство; результата возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва.

Восприятие – совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие.

Представление – психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое «поднимается» из сферы бессознательного и превращается в частичное содержание сознания.

Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Суждение –связь двух и более понятий.

Умозаключение –формально-логический прием, состоящий в мысленном выводе, состоящий в мысленном выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который устанавливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Ноумен – объект мысли, разума; это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной стороны он ничто.

Феномен – явление, данное нам в опыте чувственного познания.

Интуиция – духовное видение; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гете).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...