Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительные результаты обучения стрельбе




 

Группы п Очки
Экспериментальная Контрольная   35 40 28 32 30 25 43 44 23 20 43 35 15 26 24 28

Что же необходимо сделать для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента?

1. Вычислить средние арифметические величины (X) для каждой группы в отдельности по следующей формуле:

где ∑ _ знак суммирования;

Xi - значение отдельного измерения;

п — общее число измерений в группе.

Проставив в формулу фактические значения из таблицы 1, получим:

 

 

 

 

Сопоставление среднеарифметических величин показыва­ет, что в экспериментальной группе данная величина э = 35) выше, чем в контрольной (Хк = 27). Однако для окончательного утверждения о том, что занимающиеся экспериментальной группы научились стрелять лучше, следует убедиться в стати­стической достоверности различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями.

2. Далее необходимо вычислить в обеих группах стандартное (квадратическое) отклонение (δ) по следующей фор­муле:

где Xiмакс - наибольший показатель;

Хi мин- наименьший показатель;

К - табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения (δ):

- определить X i макс в обеих группах;

- определить X i макс в этих группах;

- определить число измерений в каждой группе (п);

- найти значение коэффициента К по специальной таблице (приложение 6), который соответствует числу измерений в группе (8).

Для этого в левом крайнем столбце под индексом (п) находим цифру 0, так как количество измерений в нашем примере меньше 10, а в верхней строке - цифру 8; на пересечении этих строк - число 2,85, что соответствует значению коэффициента К при восьми испытуемых;

- подставить полученные значения в формулу и произвести
необходимые вычисления:

;

3. Следующий этап - вычисление стандартной ошибки среднего арифметического значения (т) по одной из формул:

, когда п > 30, и т = , когда n > 30.

 

Для нашего примера подходит первая формула, так как п < 30. Вычислим для каждой группы значения т:

 
 

; .

4. Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:

5. По специальной таблице (приложение 7) определим достоверность различий. Для этого полученное значение t сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (t = 0,05) при числе степеней свободы f = пэ+пк-2, где пэ и пк- - общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t> 0,05), то раз­личия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5% -ном уровне значимости, и наоборот, в случае, когда полученное t меньше граничного значения (t < 0,05), считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Чтобы определить граничное значение при 5% -ном уровне значимости (t = 0,05), следует:

- вычислить число степеней свободы (f =8 + 8-2 = 14);

- найти по таблице (приложение 7) граничное значение t = 0,05 при f = 14.

В нашем примере табличное значение при t = 0,05 равно 2,15; сравним это значение с вычисленным t, которое равно 1,7, т. е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, и недостаточно оснований говорить о том, что одна методика обучения стрельбе оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 1,7 при Р > 0,05, что означает: при проведении 100 аналогичных экспериментов вероятность (Р) получения подобных результатов (когда средние арифметические величины экспериментальных групп окажутся выше контрольных) больше 5%-ного уровня значимости, или меньше 95 случаев из 100. Итоговое оформление таблицы с учетом полученных расчетов и с приведением соответствующих параметров может выглядеть следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...