Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект как способ решения проблемы




ЭКЗАМЕН по предмету

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ»

Введение. Общие рекомендации по ответу на экзаменационный билет.

1. На вопросы билета можно отвечать используя конспекты лекций, литературу по предмету и материвлы из сетевых источников.

2. Лучший вариант ответа – раскрытие темы билета на примере вашей выпускной работы (если вы сменили тему – используйте опыт преддиплома или любую из ваших курсовых работ).

3. Если в вопросе содержатся важные определения или положения (отмечены красным) раскройте их смысл на любом достоверном, общеизвестном примере (можете привлечь материал по вашей презентации 7-го семестра).

4. По каждому билету приведены вводные слова и сочетания (выделены синим), по которым рекомендуется провести поиск в Сети. Свежий, оригинальный материал использованный в ответе существенно повысит вашу оценку, но не забудьте указать источник информации. Приветствуется в ответах и ваша личная, отличающаяся от общепринятой точка зрения на раскрываемую тему, при условии, что вы сможете аргументировано ее обосновать.

5. Для уточнения оценки вам могут быть заданы дополнительные вопросы по вашей выпускной работе.

аналогичные вопросам зачетной анкеты по предмету:

 

- что является объектом вашего проекта?

Помните, что объектом проектирования в граф. дизайне не может быть организация или принадлежащий ей физический объект - "магазин", "клуб" и т.п. Не могут быть объектами проектирования музыкальная группа или политическая партия (речь может идти об их продвижении или айдентике). Участие дизайнера-графика в разработке сайта, системы навигации или крупной социальной акции должно быть профессионально-адекватным, например: "визуальная концепция (стиль) онлайн-магазина ".

­­­­­­­­­- охарактеризуйте заказчика (инвестора, инициатора) и адресатов (потребителей) вашего проекта?

- в чем особенности и новизна визуальной концепции (стиля, айдентики) вашего проекта?

- каков вероятный социальный эффект от реализации вашего проекта в экономическом, социальном и культурном плане?

 

Схемы, приведенные в настоящем тексте, рисовать и использовать в ответах не рекомендуется. Экзаменаторы будут оценивать не написанный вами текст и графику, а навыки "живой" профессиональной коммуникации, знание предмета и умение оперативно ориентироваться в теме.

__________________________________________________________________________________________________

Вопросы к экзамену, ключевые положения и примерное содержание ответов.

Билет № 1

Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности

(архитектурное, инженерно-техническое, IT-проектирование, менеджмент/оргпроектирование)

 

Деятельность в целом

Деятельность – целенаправленная, осознанная активность, направленная на познание и преобразование, что может выражаться:

- в материально-физическом изменении окружающего мира (переработка сырья в продукт с использованием орудий, инструментов);

- в самосовершенствовании, развитии возможностей самого субъекта деятельности;

- в познавательной, аналитической и творческой активности в сфере коммуникации, мышления, формирования и трансляции культурных моделей и архетипов.

 

Деятельность, как организованная, сознательная активность противопоставляется инстинктивным, физиологически и рефлекторно-обусловленным действиям, составляющим основу бессознательного существования живых организмов. Так дыхание, пищеварение, сон не являются деятельностью в обыденной жизни, хотя могут приобрести статус деятельности в случае, когда человек ставит целью сознательно управлять этими процессами (напр. тренировка дыхания спортсменами).

 

осуществляемая в рамках определенной профессиональной культуры, включающей специфические средства, методы, формы организации. Профессионализм в какой-либо сфере деятельности предполагает также понимание ее роли (миссии) в развитии общества в целом, ее отношение и взаимосвязи с другими типами (видами) деятельности.

 

1.2. Производственная деятельность ориентирована на переработку исходных материалов, сырья в изделия – продукты, имеющие определенную потребительскую ценность, в дальнейшем поступающие в сферу торговли и формирующие рынок товаров. Промышленное, массовое производство и рыночная торговля – основы современной экономики и цивилизации. Повышение качества жизни в современном мире означает расширение спектра предлагаемых населению товаров и услуг, а значит развитие производственных возможностей, связанных с расходованием сырья и ресурсов. Это определяет ключевую проблему современной цивилизации – нарастающий дефицит природных ресурсов, и, как следствие, загрязнение окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности. Важнейшим признаком производственной деятельности является наличие развитой технологии, требующей специального оборудования, условий производства и подготовленного персонала. Важнейшие тренды в развитии производства – рост производительности на единицу затрат и автоматизация (исключение персонала) процессов.В наше время актуальны также безотходность и экологическая чистота производств. Исторически флагманом производственных технологий была (и остается) военно-космическая промышленность, как главный аргумент в геополитике XIX-XX вв.

 

Проектировщикам важно знать, что производственный тип деятельности относится не только к материально-физическим технологиям, но и к переработке информации, что позволяет говорить о технологичности и производительности интеллектуального труда. В креативных профессиях не случайно важна роль продюсера (producer)– человека, обеспечивающего своевременную выработку творческого продукта – фильма, рекламного ролика и т.п.. Профессионалы полиграфической верстки знают, что наполнение макета издания текстографическим материалом – на 80-90% чисто производственный, технологический процесс, требующий в основном определенных зрительных и моторных навыков, а не творческого вдохновения. С другой стороны, разработка оригинального, авторского макета издания – деятельность творческая, нетехнологичная и несводимая к отдельным автоматизированным операциям. Пример автоматизации в переработке графической информации – программные эффекты в графических и видео-редакторах: имитация художественных техник, состояний среды, материалов и фактур.

 

1.2. Научно-исследовательская деятельность (наука) исторически связана со стремлением человека понять окружающий мир на основе анализа, логического обобщения, систематизации явлений и процессов. Основа научного подхода – выдвижение гипотез, построение теоретических моделей на основе собранных эмпирических данных, использование математики для количественного анализа и прогнозирования. Теории и гипотезы, проверенные экспериментально, служат для реализации важнейшей функции науки – прогнозиро-вания будущего и определения возможных вариантов развития.

Важнейшие критерии ценности в науке – истинность (для прогнозирования) и применимость научных открытий в технических инновациях. Взаимодействие науки и проектирования в современном мире проявляется в научном обосновании проектных концепций, определении тенденций развития, как перспективных областей для проектирования инноваций.

Фундаментальная наука занимается общими законами мироустройства, возникновения и развития вселенной, прикладные науки используют фундаментальные открытия для инноваций в сфере технологий и материалов для развития производства.

 

Естественные науки (физика, химия, геология, астрономия и др.) изучают природные процессы, не связанные с человеческой деятельностью, а социальные науки (социология, культурология, психология) имеют дело с социальными явлениями, процессами, развитием человека как личности. Социальные науки, в отличие от естественных, не претендуют на абсолютную истинность своих выводов и прогнозов: объект их интереса – социум – настолько изменчив и динамичен, что статистические методы, математические модели и точная экспериментальная проверка практически невозможны. Это приводит к возникновению множества различных школ и подходов (например, в психологии), зачастую противоречащих друг другу, и применимых лишь в ограниченных областях социальной жизни. Поэтому социальные инновации как правило имеют политическую окраску, давая преимущество определенной социальной группе, что создает возможности для проектирования.

 

1.3. Художественная деятельность, и, в особенности, изобразительное искусство исторически сформировалась в результате естественной потребности людей в эмоционально-выразительной коммуникации – возможности выразить и зафиксировать в произведении искусства личное, «авторское» отношение к чему-либо, «объективировать» личное состояние, самовыразиться. В отличие от проектирования, художественная деятельность – результат «внутреннего озарения», вдохновения, в то время как проектирование предполагает ситуацию заказа и четкое целеполагание.

 

Традиционные критерии оценки произведений искусства – красота, возвышенность и гармония образа в современном искусстве все больше уступают место провокативности, стремлению к эмоциональному шоку, что отражает избыточность средств и каналов коммуникации при отсутствии реального эмоционального содержания (нормальная ситуация для эпохи относительной стабильности). Общие для современного искусства и дизайна критерии ценности – новизна и социальный эффект, выражающийся в реальном изменении отношений целевой аудиториик чему-либо. Для графического дизайна все виды искусства, связанные с созданием визуальных образов (главным образом - кино) традиционно интересны как область поиска и создания новых средств выражения и коммуникации.

 

1.4. Проектирование (от латинского projectus, что означает "брошенный вперед")

Проект – в самом простом понимании – это способ реализации идеи, замысла.

В отличие от простого плана действий по достижению цели, проект предполагает создание нового объекта, некую инновацию, за счет которой будет достигнута поставленная цель.

 

Проектирование как процесс - это составление детального описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному заданию ключевых параметров и функций этого объекта.Описание объекта может быть задано по-разному: в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или, что чаще всего, комбинировано в традиционно бумажном или электронном виде. Таким образом, главной особенностью проектирования является работа с еще не существующим объектом. В этом отличие проектирования от моделирования, где объект не может не существовать. Проектирование можно рассматривать с одной стороны как заключительную фазу исследований, а с другой как начальную фазу производства.Главные качества проекта:

- реализуемость (нереализуемый проект в русской ментальности именуется «прожектом» и относится к сфере искусства);

- соответствие цели в плане ожидаемых результатов, предполагаемого эффекта от реализации;

 

Конечный результат профессиональной проектной деятельности - изменение ситуации в пользу заказчика проекта (лица или организации, инициирующих разработку и вкладывающих средства в реализацию).Это предполагает в проектировании определенные этапы и действия: концепцию (общий (стратегический) замысел изменений, средства и ресурсы для их достижения), собственно проект (технологичное, реализуемое описание объекта) и реализацию (осуществление в реальности, «внедрение» проекта). Проектирование социально необходимо в проблемных ситуациях таких, где неприменимы уже имеющиеся, традиционные, стандартные средства. По определению, проблема (в отличие от задачи), не имеет известного решения – поиск такого инновационного решения и составляет главную задачу проектирования, что характеризует его как инновационную (креативную, творческую) деятельность.

 

Схема 1. «велосипед»

Проект как способ решения проблемы

(изменение ситуации в пользу заказчика).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...