Основы психологии визуального восприятия. Эмоциональные аспекты восприятия продуктов дизайна. «Программирование эмоций» как основа эффективных социальных коммуникаций. Игровые технологии.
12.1. Современные теории психологии визуального восприятия и восприятия образов берут начало в трудах К. Юнга и З. Фрейда. Но если основной целью традиционной психологии было изучение психических отклонений и поиск способов их лечения, то в эпоху послевоенного производственного бума и развития рекламных технологий открытия и теоретические модели из сферы психологии были освоены как средства воздействия на общественное мнение и управления социальными отношениями. Вы легко можете найти все основные принципы формирования нужного впечатления у адресата в книгах по социальному позиционированию (Д. Карнеги) и учебниках для разработчиков рекламы.
Для справки: Основные положения когнитивной психологии Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы(память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.). Когнитивная психология ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д. Понятие когнитивного диссонанса: в сознании возникает противоречие между воспринимаемым образом и принятыми личностью ценностными установками, картиной мироустройства. Это состояние становится неизбежным для современного городского жителя, что приводит к накоплению стресса, скрытой агрессивности либо апатии, депрессии и ощущения бессмысленности существования. Преодолеть это состояние путем включения личности в «параллельные» и виртуальные пространства жизнедеятельности через игровые отношения – основной подход в современном проектировании социальных коммуникаций. Методы партизанского маркетинга и вирусной рекламы в социальных сетях – основной арсенал средств в этой области.
По этому вопросу смотрите также материал к вопросу № 15.
__________________________________________________________________________________________________ темы для поиска в Сети: Когнитивная психология, психология восприятия __________________________________________________________________________________________________
Вопрос № 13 Понятие образа в искусстве и в дизайне. Отличие проектного образа от художественного. Различные подходы к созданию проектного образа (на примере творчества ведущих дизайнеров). Креативные технологии, принципы и схемы взаимодействия профессионалов в сферах искусства и дизайна. Эту тему желательно раскрыть на примере творчества известных вам художников и дизайнеров Обратив внимание на следующие моменты:
1. Художественный образ (образ в искусстве) возникает как результат личностного самовыражения и воплощается в произведении искусства при помощи авторских средств, техник и выразительных приемов, которые становятся неотъемлемой частью произведения. Художественный образ – это остро-личностный ответ на события и явления окружающего художника мира, своего рода «крик души», хотя его «сила и тональность» может быть и тонкой, интимной, понятной только узкому кругу ценителей. Именно поэтому считается, что настоящий художник не работает «на заказ» - вы можете купить только готовое произведение, или «спонсировать» работу по определенной тематике. 2. Проектный образ строится на основе творческого переосмысления проектировщиком ситуации и целей заказчика, он ориентирован на трансляцию важных для заказчика смыслов на конкретную группу адресатов. Зачастую проектный образ является продуктом креативной работы группы специалистов и по сути дела совпадает с понятием «концепция» или использует как основу определенный «стиль», «тренд». Для графического дизайна характерен этап выработки «визуальной концепции», на основе которой создаются и оцениваются дальнейшие конкретные проектные решения.
3. В дизайне работа над образом может успешно сочетать художественные и концептуальные подходы: на определенном этапе, после выработки общей концепции, к работе привлекаются известные авторским стилем или техникой художники, чьи произведения используются как основа для проектных решений в айдентике, интерьерах, дизайне виртуальных пространств и мультимедиа. Примером такой организации работ могут служить признанные шедевры кинематографа – фильмы о будущем (Звездные войны, Аватар) и компьютерные игры. Произведения современного искусства часто используются как доминанта или акцент в современных общественных и элитных интерьерах.
Будьте готовы к тому, что вас спросят об образе в отношении вашего дипломного проекта. Постарайтесь заранее «отточить» формулировки – на чем основана ваша визуальная концепция, к какому стилю ее можно отнести (если она не уникальна на 100%), какие культурные явления, тенденции повлияли на ваше видение, использованы ли метафоры, символы и архетипы восприятия?
О креативных технологиях и взаимодействии творческих профессий см. также билет 4, п. 4.3. ________________________________________________________________________________________________ Вопрос № 14 Экономические основы дизайна. Дизайн в системе маркетинга. Формирование заказа на профессиональный дизайн, основные принципы и схемы взаимоотношения с заказчиком (инвесторами, инициаторами, адресатами, покупателями и потребителями продуктов дизайна). 14. 1. Экономическая основа дизайна – успешное позиционирование и продвижение товаров, услуг, инноваций на соответствующих рынках за счет формирования предпочтения у целевой аудитории путем создания эмоционально-окрашенного визуального образа. Поэтому развитие дизайна предполагает развитый, цивилизованный рынок и конкуренцию производителей, обладающих ресурсами для внедрения инноваций. Именно там, где складываются эти условия, дизайн становится главной движущей силой, «мотором» экономического роста. В современной России профессиональный графический дизайн востребован в крупных мегаполисах и на высококонкурентных рынках, таких как сотовая связь, банковские услуги, медиа-услуги, пишевые продукты массового спроса, массовые издания, популярные телепрограммы.
Используйте также материал к билету № 8 (схема 4). 14.2. В системе маркетинга крупных компаний-производителей, организациях и учреждениях отраслевого и федерального масштаба профессиональный дизайн осуществляет функцию визуального воплощения стратегических планов специалистов-маркетологов и топ-менеджмента. Это означает, что дизайнер имеет дело с задачей, сформулированной в виде конкретных требований по соответствию товара, услуги или инновации запросам определенной целевой аудитории. Для специалиста-графика это означает умение понять (и принять) концептуальное решение начальства и максимально чисто выполнить поставленные задачи, зачастую содержащие скрытые противоречия. При такой системе "подчиненного творчества" результат обычно бывает весьма средний, не претендующий на "взрывную" популярность на рынке, но гарантирующий компанию или организацию от крупных провалов и убытков. Пример - продукция концерна "Калина", федеральные бренды пищевых продуктов массового спроса, реклама банковских услуг и ипотеки. Существуют прямо противоположные ситуации взаимоотношений дизайнеров с маркетологами, когда необходимо активное продвижение на рынок инновационного продукта, обеспечение подавляющего конкурентного преимущества, создание новой "рыночной ниши" с привлечением новой целевой аудитории. В этих ситуациях крупные фирмы заключают договора с независимыми креативными группами, в которых дизайнеры играют главную роль, обеспечивая разработку оригинальных, трендововых концептуальных и визуальных решений. В такой работе заказчик ставит задачу в достаточно свободной форме по конкретным требованиям и формату, но с предельно ответственной формулировкой конечной цели (вплоть до точных цифр охвата аудитории или увеличения доли рынка). Пример - работы молодых независимых студий в крупных мегаполисах (см. рейтинги сайта adme.ru),
14.3. Ключевые принципы выстраивания профессиональных отношений дизайнер - заказчик (в соответствии с мировым и российским опытом):
1. Убедитесь, что заказчик (или инициатор проекта) четко сформулировал свои цели и имеет определенную стратегию рыночного позиционирования (в некоммерческих проектах - твердую и честную социальную позицию). 2. Важные концептуальные (стратегические) решения должны приниматься совместно с заказчиком и утверждаться как основа для решения конкретных проектных задач. Участие заказчика в креативной работе допускается только на уровне концепции, проектные предложения заказчик может только оценивать или выбирать из предложенных вариантов. 3. «Принятие» потребителем (адресатом) реализованных проектных решений и, соответственно, экономический успех заказчика зависит от того, насколько точно вы представляете целевую аудиторию и знаете реальную ситуацию в вашем сегменте рынка - в этих вопросах всегда полезно опираться на независимых экспертов или организовывать пробные ситуации предварительной оценки проекта потребителем (например через виртуальное продвижение в сети). 4. На этапе реализации крупного комплексного проекта (рекламной кампании или ребрендинга) целесообразно иметь специальный независимый менеджмент (это может быть аутсорсинг), чтобы избежать искажения принятых решений, неизбежного при руководстве внедрением заказчиком лично. Задача менеджера по реализации - добиться точного воплощения проектных решений под авторским надзором разработчика. 5. В экономически ответственных, рискованных проектах целесообразно закладывать дополнительное вознаграждение разработчику, размер которого прямо зависит от коммерческого успеха проекта. В России это обычно разовая премия, поскольку определить вознаграждение, как долю от прибыли бывает затруднительно из-за непрозрачности экономических отношений.
Вопрос № 15 Эргономика в дизайн-проектировании. Основные положения инженерной психологии и психологии визуального восприятия при проектировании интерфейсов, рекламных коммуникаций, других объектов графического дизайна. Эргономика — наука о правильной организации человеческой деятельности. Эргоно́мика изучает и обеспечивет соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов. Эргоно́мика — это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Основной объект исследования эргономики — система «человек — машина — среда».
Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии. Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин. В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть строго связана с производственной деятельностью. Определение, принятое Международной эргономической ассоциацией (IEA) в 2007 году: «Эргономика — это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|