Вопрос 5 виды финансового контроля
Государственный финансовый контроль в РФ представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля - это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов. Непосредственным ПРЕДМЕТОМфинансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует: 1) сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов; 2) обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; 3) выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов; 4) обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); 5) эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений; 6) максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль). В зависимости от СУБЪЕКТОВ, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, независимый контроль, финансовый мониторинг.
ОБЩЕГОСУДАРСВТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ осуществляют органы государственной власти (Президент РФ и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин России и др.). Главная цель такого контроля — обеспечение интересов государства и общества по поступлению доходов, обоснованность, законность, целевое и эффективное расходование государственных средств. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ проводят контрольно-ревизионные управления министерств, агентств и служб. Объект контроля — деятельность подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ осуществляют экономические службы предприятий и организаций. Объект контроля — внутрихозяйственная деятельность: финансовое планирование, денежное хозяйство, уплата налогов и платежей, другие стороны финансово-экономической деятельности. ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Минфина России. Этот федеральный орган исполнительной власти уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. НЕЗАВИСИМЫЙ КОНТРОЛЬ производится специальными органами — аудиторскими фирмами и службами. ВОПРОС 6 СРАВНЕНИЕ АУДИТА С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В области финансового контроля существует несколько подходов: ревизия, аудит, судебно-бухгалтерская экспертиза (СБЭ). Они являются способами организации контроля над финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта. Отличие аудита от других форм финансового контроля представлено в таблице 1. Таблица 1 Сравнительная характеристика аудита, ревизии, налоговой проверки и судебно-бухгалтерской экспертизы
СБЭ | ||||||||||||||
Правовая основа | Гражданское право, на основе договора | Административное право, на основе законов и инструкций | Налоговое, уголовное право, на основе законов и инструкций | Уголовное право, на основе законов и инструкций | ||||||||||
Цели | Проверка БО с целью выражения мнения о ее достоверности | Выявление и оценка недостатков, нарушений и злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных | Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей. | Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, первичных документов с целью обоснования исковых требований, посланных в следственные или судебные органы. | ||||||||||
Задачи | Устанавливаются заказчиком при заключении договора | Устанавливаются органом, назначившим проверку | Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа | Проводится на основании постановления следователя, или суда, для сбора доказательств | ||||||||||
Объект | Годовая бухгалтерская отчетность | Устанавливаются органом, назначившим проверку | Расчеты с бюджетом | Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами | ||||||||||
Субъект | Аудитор | Ревизор | Налоговый инспектор | Эксперт | ||||||||||
Оплата услуг | Аудируемое лицо в соответствии с договором | Платит вышестоящее звено | ||||||||||||
Оформление результатов работы | Аудиторское заключение и рекомендации для клиента, конфиденциальность информации | Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательность разглашения информации | Акт налоговой проверки, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящему и другим органам, обязательность разглашения информации | Заключение эксперта-бухгалтера, которое является доказательством в суде | ||||||||||
Достаточность | Принцип разумной уверенности | Принцип максимально возможной точности в выявлении виновных лиц и размера ущерба | Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений | Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства
| ||||||||||
Сходство рассмотренных видов финансового контроля состоит в использовании одинаковых методов контроля, например, проведение инвентаризации, документальной проверки, сопоставление, арифметический расчет, сверка, аналитические процедуры и др.
|
|