Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 22 глава

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность
психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость
психических процессов. Отмечаются трудности переключения на
другие виды деятельности, недостаточность концентрации вни-
мания, замедленность восприятия, снижение объема механиче-
ской памяти. Многие дети отличаются низкой познавательной ак-
тивностью, проявляющейся в пониженном интересе к заданиям,
плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной пере-
ключаемости психических процессов. Низкая умственная работо-
способность отчасти связана с церебрастеническим синдромом,
характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выпол-
нении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо оно прояв-
ляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных
нагрузках. При этом обычно нарушается целенаправленная дея-
тельность.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом
представляют крайне разнородную группу: у одних — нормаль-
ный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдает-
ся задержка психического развития, нередко имеет место умствен-
ная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности,
интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Ос-
новным нарушением познавательной деятельности является за-
держка психического развития, связанная как с ранним органи-
ческим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего харак-
теризует благоприятная динамика дальнейшего умственного раз-
вития. Дети легко используют помощь взрослого при обучении, у
них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового ма-
териала. При адекватной коррекционно-педагогической работе они
в умственном развитии часто догоняют сверстников.

 

    245


У детей с умственной отсталостью нарушения психических
функций обычно носят тотальный характер. На первый план вы-
ступает недостаточность высших форм познавательной деятель-
ности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде
всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отста-
лости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астати-
ческой форме ДЦП.

Следует осторожно оценивать в первые годы жизни ребенка
тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психиче-
ской сфер. Тяжелые нарушения двигательной сферы и речевые
расстройства могут маскировать потенциальные возможности ре-
бенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости
у детей с тяжелой двигательной патологией.

Для определенных клинических форм заболевания характерен
ряд нарушений познавательной деятельности. При спастической
диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-ло-
гического мышления при выраженной недостаточности простран-
ственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих
участия логического мышления, речевого ответа, не представляет
особых трудностей для детей с данной формой ДЦП. В то же время
они испытывают существенные затруднения при выполнении за-
даний на пространственную ориентировку, не могут правильно
скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асим-
метричные фигуры; нелегко осваивают схему тела и направление.
У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выра-
жающиеся в трудностях глобального восприятия количества, срав-
нения целого и частей целого, усвоения состава числа, разрядно-
го его строения и усвоения арифметических знаков. Важно под-
черкнуть, что отдельные локальные нарушения высших корковых
функций (пространственного гнозиса и праксиса, функции сче-
та), доходящие иногда до выраженной акалькулии, могут выяв-
ляться и при других формах ДЦП, однако несомненно, что эти
нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.

У детей с правосторонним гемипарезом нередко наблюдается
оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные
нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено
и замедленно, так как дети путают сходные по начертанию бук-
вы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже,
чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они
долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетиче-
ской форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей
в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов
мозга интеллект потенциально сохранен. Ведущее место в струк-
туре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия
и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испы-

 

246


тывают затруднения при выполнении заданий, требующих рече-
вого оформления, и легче воспринимают визуальные инструкции.
Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворитель-
ное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности
обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

Детям с церебральным параличом свойственны разнообразные
расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних они проявля-
ются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздра-
жительности, двигательной расторможенности, у других — в виде
заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колеба-
ниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных
реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может ос-
тановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко
сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью,
реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка
обстановке и при утомлении. Иногда отмечается радостное, при-
поднятое, благодушное настроение со снижением критики к сво-
ему состоянию. Нарушения поведения встречаются достаточно
часто и могут проявляться в виде двигательной расторможен-
ности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружаю-
щим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного без-
различия, равнодушия, безучастное отношение к окружающим.
Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у
всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным ин-
теллектом — реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков —
реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

При ДЦП характерны расстройства личностного развития. На-
рушения формирования личности связаны с действием многих
факторов — биологических, психологических, социальных. По-
мимо реакции на осознание собственной неполноценности име-
ют место социальная депривация и неправильное воспитание. Фи-
зический недостаток существенно влияет на социальную пози-
цию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру,
следствием чего становится искажение ведущей деятельности и
общения с окружающими. У детей с церебральным параличом вы-
являются такие нарушения личностного развития, как понижен-
ная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвиже-
нием и общением, стремление к ограничению социальных кон-
тактов. Причинами этого чаще всего становятся неправильное, из-
неживающее воспитание больного ребенка и его собственная ре-
акция на физический дефект.

Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто
сопровождается отсутствием уверенности в себе, самостоятель-
ности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость про-
является в наивности суждений, слабой ориентированности в
бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков

247


легко формируются иждивенческие установки, неспособность и
нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выра-
женные трудности социальной адаптации способствуют форми-
рованию таких черт личности, как робость, застенчивость, не-
умение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной
чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкну-
тостью.

При сниженном интеллекте особенности развития личности
характеризуются низким познавательным интересом, недостаточ-
ной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство непол-
ноценности, но отмечаются безразличие, слабость, волевых уси-
лий и мотивации. По данным Э.С.Калижнкж, выявляется неко-
торая корреляция между характером неврологических расстройств
(формой ДЦП) и эмоциональными и характерологическими осо-
бенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к
страхам, робки, пассивны, с трудом устанавливают контакт с
окружающими, глубоко переживают свой физический дефект; дети
с гиперкинетической формой ДЦП более активны, эмоциональ-
ны, общительны, чаще недостаточно критичны к своему заболе-
ванию, переоценивают собственные возможности.

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара-
личом значительное место занимают речевые расстройства, час-
тота которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений
при ДЦП посвящено много специальных исследований (Е.Ф.Ар-
хипова, Л.А.Данилова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова,
И.А.Панченко, О.Г.Приходько и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности за-
висят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга.
В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение
определенных структур мозга, но и более позднее формирование
или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые
имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельно-
сти. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наибо-
лее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-
лобная, теменно-височная области коры головного мозга). Отста-
вание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением
объема знаний и представлений об окружающем, недостаточно-
стью предметно-практической деятельности и социальных кон-
тактов. Больные дети имеют сравнительно небольшой жизненный
опыт, общаются с весьма ограниченным кругом людей, как свер-
стников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие
речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания.
Часто они чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать
за него, предупреждают все его желания или выполняют их в от-
вет на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется по-
требность в речевом общении. В таких случаях он лишается важно-

 

248


го для него речевого общения, которое служит определяющим
основанием для развития речи. Отрицательно сказываются на раз-
витии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребы-
вание в различных лечебных учреждениях, а также отрицатель-
ный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко воз-
никающие у больных детей при отрыве от матери и изменении
привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП
имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможно-
сти передвижения и познания окружающего мира. Выявляется
клиническая и патогенетическая общность между речевыми и дви-
гательными нарушениями при ДЦП. Длительное сохранение па-
тологических тонических рефлексов оказывает отрицательное вли-
яние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выражен-
ность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, за-
трудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание
рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения арти-
куляционной моторики задерживают формирование голосовой
активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи.
В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребе-
нок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощуща-
ет положение и движение органов артикуляции и конечностей.
Отмечается определенная зависимость между тяжестью наруше-
ний артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции
рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной мотори-
ки свойственны детям, у которых значительно поражены верхние
конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше-
ний доречевого и речевого развития детей с церебральным пара-
личом и обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для
каждой формы ДЦП характерны специфические нарушения речи.
Но все они затрудняют общение детей с окружающими и отрица-
тельно сказываются на всем их развитии.

Многими исследователями (Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова,
М.В.Ипполитова и др.) описаны особенности речевого развития
ребенка с церебральным параличом начиная с первых месяцев
жизни. Отмечено, что их доречевое и речевое развитие происхо-
дит в замедленном темпе. Более позднее становление речевой функ-
ции обусловлено задержкой развития мозга, так как «молодые»
участки коры головного мозга продолжают развиваться после рож-
дения. При ДЦП не только замедляется, но и патологически ис-
кажается процесс формирования речи.

 Задержка речевого развития отмечается уже с доречевого пе-
риода, который у ребенка с церебральным параличом отличается
от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно
при ДЦП доречевой период затягивается на 2 — 3 года. Имеется

 

         249


определенная патогенетическая общность между нарушением до-
речевого развития и двигательными нарушениями в целом.

У нормально развивающегося ребенка доречевой период состо-
ит из четырех этапов. В соответствии с их последовательностью со-
поставим его протекание у здорового ребенка и у малыша с ДЦП.

1-й этап — безусловно-рефлекторный (до 3 мес). Крику здо-
рового новорожденного громкий, чистый, с коротким вдохом и
удлиненным выдохом. При ДЦП отмечаются качественное видо-
изменение крика, его однообразие, непродолжительность (тихий,
сдавленный, пронзительный), может наблюдаться отсутствие кри-
ка, вместо которого звучат отдельные всхлипывания или на лице
появляется гримаса.

Крик у новорожденного преобладает над другими рефлектор-
ными звуками (кряхтением, ворчанием).

2-й этап — начало гуления (с 3 мес). В норме уже в крике
появляется определенная интонационная выразительность. При
ДЦП отмечается недоразвитие интонационной характеристики
крика, который не изменяется в зависимости от состояния ре-
бенка, т.е. не выражает ни радости, ни недовольства. Гуление от-
сутствует, или его активность крайне низкая.

3-й этап — интонированное гуление (с 4 мес). У детей с це-
ребральным параличом наблюдаются задержка появления певуче-
го гуления, бедность, неполноценность голосовых реакций. Звуки
гуления тихие, редкие, кратковременные. Часто крик преобладает
над другими голосовыми реакциями.

4-й этап — лепет (с 6 до 12 мес). При ДЦП лепет отсутствует
или его появление задерживается. Лепет такого ребенка характе-
ризуется однообразием, бедностью звукового состава, фрагмен-
тарностью, малой активностью, слабой интонационной вырази-
тельностью, и возникает он редко.

К году у детей с церебральным параличом наблюдаются сни-
жение потребности в речевом общении и низкая голосовая актив-
ность. Дети предпочитают общаться жестами, мимикой, криком.
В лучшем случае могут произносить одно-два слова. Нарушение
формирования голосовых реакций сочетается со слабостью слухо-
вых дифференцировок на голос, интонацию, с трудностями ло-
кализации звука в пространстве и недостаточностью слухового
внимания, что задерживает развитие начального понимания об-
ращенной речи. Словом, при ДЦП задерживается доречевой пе-
риод и нарушаются предпосылки к развитию речи.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебраль-
ным параличом значительно колеблются, что зависит от локали-
зации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, време-
ни начала коррекционно-логопедической работы и ее адекватно-
сти. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития на-
блюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором

 

250


году жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, разви-
тие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего
дети произносят первые слова примерно в 2 — 3 года. Значитель-
ный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-лого-
педических занятий происходит в конце третьего года жизни. На
этом этапе темп речевого развития начинает опережать темп раз-
вития общей моторики. Как правило, фразовая речь формируется
к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5 — 7 лет) насту-
пает ее интенсивное становление.

При нормальном развитии все стороны речи внутренне взаи-
мосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП формирование лексиче-
ской, грамматической и фонетико-фонематической сторон речи
задерживается и искажается.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра-
сте крайне медленно увеличиваются активный словарь, длина пред-
ложений, слабо улучшается разборчивость речи. Пассивный сло-
варь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше
активного. Нарушаются развитие мелодико-интонационной сто-
роны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая
активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова,
реже — простые короткие предложения. С трудом формируется
связь между словом, предметом и простейшим действием. Осо-
бенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие, часто
они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко от-
мечается недифференцированное употребление слов.

У всех детей с церебральными параличами в результате нару-
шения функций артикуляционного аппарата недостаточно разви-
та прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено
произношение звуков. На начальном этапе речевого развития мно-
гие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится
искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что при-
водит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебраль-
ными параличами характерно атипичное (патологическое) усвое-
ние фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения
при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фо-
нетическим строем речи могут появляться дефектные артикуля-
ционные уклады, которые в дальнейшем закрепляются по мере
формирования патологического речевого стереотипа.

Для многих характерны нарушения фонематического восприя-
тия, что вызывает трудности звукового анализа. В тяжелых случаях
дети не различают звуки на слух, не выделяют их в словах, не
могут повторить слоговые ряды. В более легких случаях отмечаются
трудности звукового анализа слов и дефектное произношение от-
дельных звуков.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающи-
ми с помощью простых коротких предложений из двух-трех слов.

 

     251


Даже имея достаточный уровень речевого развития, они не реа-
лизуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы ча-
сто дают стереотипные однословные ответы). У большинства де-
тей, страдающих церебральными параличами, отмечаются свое-
образные нарушения лексического строя речи, которые обуслов-
лены спецификой заболевания. Количественное ограничение сло-
варя и медленное его формирование при спонтанном развитии в
значительной степени связаны с ограничением объема, несисте-
матизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью зна-
ний и представлений об окружающем. Лексические возможности
детей ограничены, они не располагают необходимыми языковы-
ми средствами для характеристики различных предметов и явле-
ний окружающего мира. Своеобразное формирование словарного
запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих
языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначаю-
щих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают
трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочета-
ний с предложными конструкциями, а также слов, обозначаю-
щих пространственно-временные отношения, абстрактные поня-
тия. Плохо усваиваются лексические значения слов (иногда ребе-
нок вычленяет в слове только конкретное значение, не понимая
его истинного смысла; заменяет одно значение слова значением
другого, совпадающего с ним по звучанию). Дети затрудняются в
установлении функциональной общности между значениями мно-
гозначного слова. Характерны также нарушения формирования
грамматического строя речи, что зачастую обусловлено лексиче-
скими расстройствами. Грамматические формы и категории усва-
иваются крайне медленно и с большим трудом, что связано с
ограничением речевого общения, нарушениями слухового вос-
приятия и внимания, низкой речевой активностью и недоразви-
тием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности
при построении предложений, согласовании слов в предложении,
употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмеча-
ются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность
предложений, многочисленные повторы одного и того же слова
(тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство
детей с церебральным параличом практически не умеют пользо-
ваться средствами грамматического оформления предложений.
У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связ-
ной речи.

Возрастная динамика речевого развития при ДЦП во многом
зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка,
тем более благоприятна динамика развития речи, более эффек-
тивна логопедическая работа.

Выявляются различные формы речевых нарушений, однако
они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее часто

 

252


при ДЦП обнаруживается дизартрия — нарушение произноси-
тельной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннер-
вации речевой мускулатуры. Она является следствием органиче-
ского поражения ЦНС, при котором расстраивается двигатель-
ный механизм речи. Ведущие дефекты при дизартрии — наруше-
ния звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелоди-
ко-интонационной и темпо-ритмической характеристики речи),
а также речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
Разборчивость речи плохая, речь смазанная, нечеткая.

 

6.2. Система коррекционно-педагогической работы
в образовательной ситуации детей с ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являют-
ся оказание детям медицинской, психологической, педагогиче-
ской, логопедической и социальной помощи; обеспечение мак-
симально полной и ранней социальной адаптации, общего и про-
фессионального обучения. Очень важно развитие позитивного от-
ношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий опре-
деляется их своевременностью, взаимосвязанностью, непрерыв-
ностью и преемственностью в работе различных звеньев. Лечеб-
но-педагогическая работа должна носить комплексный харак-
тер. Важнейшее условие комплексного воздействия — согласо-
ванность действий специалистов различного профиля: невро-
патолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектоло-
га, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при
обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопе-
дической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются
медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная
физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевти-
ческие процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы
предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных,
речевых и психических нарушений в динамике развития ребенка.
Вследствие этого необходимы совместная стимуляция развития
всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение
и коррекция их нарушений. Многое зависит от своевременного
начала онтогенетически последовательного воздействия, опира-
ющегося на сохранные функции.

В последние годы в практику широко внедрена ранняя диагно-
стика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни мож-
но выявить патологию доречевого развития и нарушения ориен-
тировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педа-

     253


гогическая и, в частности, логопедическая работа с детьми не-
редко начинается только после 3 — 4 лет. В этом случае она чаще
всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи
и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патоло-
гии психического и речевого развития и своевременное коррек-
ционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем воз-
расте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить
психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в
старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопе-
дической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского
мозга — его пластичности и универсальной способности к ком-
пенсированию нарушенных функций, а также из того, что наибо-
лее оптимальными сроками созревания речевой функциональной
системы являются первые три года жизни. Коррекционная работа
строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе
психоречевого развития находится ребенок.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках
ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого раз-
вития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутстви-
ем или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекцион-
но-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для дан-
ного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте — эмо-
циональное общение со взрослыми; в раннем возрасте — пред-
метная деятельность; в дошкольном — игровая.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психи-
ческих и речевых нарушений, требуется динамическое наблюде-
ние за развитием ребенка в течение длительного времени. При
этом эффективность диагностики и коррекции значительно по-
вышается. Это особенно важно при коррекционной работе с деть-
ми, имеющими тяжелые и сочетанные нарушения.

При ДЦП важны развитие скоординированной системы меж-
анализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным
включением двигательно-кинестетического. Желательно задейство-
вать одновременно несколько анализаторов (зрительный и так-
тильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм кор-
рекционно-педагогической работы — индивидуальных, подгруп-
повых и фронтальных.

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре-
бенка служит залогом эффективности коррекционно-педагогиче-
ской работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления
личности ребенка важна такая организация среды (быта, досуга,
воспитания), которая могла бы максимальным образом стимули-
ровать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания
на психическое состояние ребенка. Родители — основные участ-
ники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок

 

254


по тем или иным причинам не посещает образовательное учреж-
дение.

Для создания благоприятных условий воспитания членам семьи
надо знать особенности развития ребенка в условиях патологии,
его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный
режим дня, организовать целенаправленные коррекционные заня-
тия, сформировать адекватную самооценку и правильное отноше-
ние к дефекту ребенка, развить необходимые для жизни волевые
качества. Все это требует активного включения ребенка в повсе-
дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно,
чтобы ребенок не только сам обслуживал себя (самостоятельно ел,
одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности,
выполнение которых значимо для окружающих (участвовал в на-
крывании стола, уборке посуды). В результате у него появляются
интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уве-
ренность в своих силах. Многие родители, желая избавить ребенка
от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что
может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое вос-
питание по типу «гиперопеки» приводит к пассивности, к отказу
от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно
сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно по-
степенно формировать у него правильное отношение к своей болез-
ни, к своим возможностям. Ни в коем случае родителям нельзя сты-
диться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей
болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

Основные направления и пути психолого-педагогической и ло-
гопедической коррекции развития детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата уже несколько последних десятилетий
разрабатываются и успешно применяются на практике в различ-
ных учреждениях. Отечественные ученые Е.Ф.Архипова, Л.А.Да-
нилова, М.В.Ипполитова, И.Ю.Левченко, Е.М.Мастюкова,
О.Г.Приходько, К.С.Семенова и другие обосновали необходимость
специального обучения и воспитания детей с церебральным пара-
личом начиная с первых месяцев жизни, раскрыли задачи, содер-
жание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и
дошкольном возрастах и доказали ее высокую эффективность при
условии раннего начала и адекватности коррекционного воздей-
ствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...