Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем




Экология как область научных знаний

Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Эрнст Геккель в 1869 г. ввел термин «экология». Как самостоятельная наука сформировалась к началу ХХ века.

Этимология слова: occos- жилище, место обитания, logos-наука.

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов, и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Межотраслевой характер экологии означает, что экология связана с рядом наук: химией, биологией, физикой, математикой и т.д. Решением экологических проблем занимается экологическое право.

Задачи экологии:

1.исследование места и роли человека во взаимосвязи с ОС

2.определение количественных пределов развития техносферы

3.экологизация поведения людей

4.мониторинг состояния ОС и др.

Разделы современной экологии: теоретическая, биоэкология, прикладная экология, экология отраслей, геоэкология.


 

Сущность, функции, задачи экономики природопользования

Экономика природопользования - отраслевая экономическая наука, исследующая социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества.

Впервые термин был использован в 1964г. в Москве.

Предмет изучения – эколого-экономические отношения, т.е. отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления.

Объект изучения – эколого-экономические системы различного уровня.

Функции:

- направляющая (обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации);

- координирующая (сбалансирование важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества);

- стимулирующая (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом, создание заинтересованности в экологизации производства).

Задачи:

- разработка стратегических направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства;

- формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности;

- исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений;

- разработка мероприятий;

- совершенствование организационных основ управления природопользванием;

- разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов;

- установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.


 

Экология и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина

Курс «Экология и экономика природопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем – естественных и общественных. Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества.

Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования.

Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления (эколого-экономические отношения).

Методологическая основа-экономическая теория.

Использует методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический метод (предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии), исторический метод (проследить динамику), системный, нормативный, эмм, картографические, космические методы

Экономика природопольз. связана с рядом наук:

· эконом. науки.

· природоведческие.

· технич. науки.


 

Понятие и виды экологических факторов

Экологический фактор – любой неделимый далее элемент среды, способный оказать прямое или косвенное воздействие на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития.

Среда-все что окружает живой организм, прямо или косвенно влияет на его развитие, состояние, выживаемость, размножение и т.д. Состоит из множества элементов.

Критерии экологического фактора:

- неделимость данного элемента среды;

- действие экологического фактора может быть не прямым, а опосредованным, т.е. он в этом случае воздействует через причинно-следственные связи (птичьи базары).

Виды:

1.Абиотические – это факторы неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы, определяя условия их существования:

-климатические(влажность)

-эдафогенные(механич.состав, плотность почвы)

-орографические(рельеф)

-химические(газ.состав воздуха)

2.Биотические – это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм испытывает прямое или косвенное влияние других особей, вступает во взаимоотношения с представителями своего или иных видов (растений, животных, микроорганизмов), зависит от них или сам оказывает воздействие.

-фитогенные

-зоогенные

-микробиогенные

-антропогенные факторы – все формы деятельности человека, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. К таким факторам относится воздействие промышленности, сельскохозяйственного производства, транспорта и всех других форм ведения хозяйства. Можно выделить в 3 группу.


 

Учение о биосфере

Биосфе́ра— глобальная экологическая система Земли, заселённая живыми организмами, включающая в себя атмосферу, литосферу, гидросферу. Фундаментальное понятие экологии.

Термин «биосфера» был введён в биологии Ламарком в начале XIX в.

В 1875г. австралийский ученый Зюсс определил биосферу как особую оболочку Земли, образуемую живыми организмами. Сейчас-это биота. Целостное учение о биосфере создал русский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. По его мнению, биосфера-среда, в которой развивается живое вещество.

Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности.

Структура биосферы:

1.живое вещество

2.косное вещество — неживые тела и явления, например, горные породы

3.биокосное вещество - разнородные природные тела, напр. почва, ил, кора выветривания.

4.биогенное вещество

5.радиоактивное вещество

6.рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений.

7. вещество космического происхождения.

Значение учения: нацеливало ученых на изучение всех этих элементов в единстве и сыграло большую роль для становления процесса целостного восприятия природных систем.

Ноосфера(фр. Философ Леруа,1927г.) - качественное состояние биосферы, при котором ее развитие определяется сознательной деятельностью человека.

Предпосылки возникновения ноосферы:

1.расселение хомосапианс

2.единая информ.сеть

3.новые источники энергии

4.победа демократии

5.вовлечение людей в научную деятельность


 

Понятие, структура, классификация экологических и эколого-экономических систем

Экосистема – это исторически сложившаяся система совместного использования совокупностью живых организмов определённого пространства обитания в целях питания, роста и размножения.

Структура экосистемы:

· неживые компоненты:

1) неогранические вещества (углерод, азот, вода и т. д.), вступающие в круговороты;

2) органические соединения (белки, углеводы, жиры и т. д.);

3) климатич. режим (температура и др. физ. факторы)

· живые компоненты:

1) продуценты – это организмы (зеленые растения), которые способны создать пищу из простых неорганическиж веществ;

2) консументы – это орг-мы (животные), которые поедают другие организмы или частицы неорганического в-ва;

3) деструкторы – это организмы (бактерии и грибы), которые разрушают сложные соединения до простых, пригодных для исп-я продуцентами.

Экологич. системы классиф-ся в завис-ти от климат. зоны, хар-ра среды обит-я, влияния экол-х ф-ров и т. д.

Они м. б. естественными (лес, озеро, океан и т. д.) и искусств. (аквариум, с/х поле).

Микро, мезо, макро, глобальная экосистема.

Эколого-экономическая система – это ограниченная определённой

территорией часть технобиосферы, в кот. прир., соц. и производств. стр-ры и процессы связ. взаимоддерживающими потоками в-ва, энергии и информации.

Понятие технобиосферы в данном сл-е отр-ет факт существенного преобраз-я части биосферы возд-ями технич. ср-в человека в соотв-ии с его соц.-экон. потр-тями.


 

Законы экологии

Афоризмыамериканского ученого-эколога Б.Коммонера (1974 г.) получили название законов:

- все связано со всем (закон всеобщей связи вещей и явлений в природе и обществе);

- все должно куда-то деваться (закон сохранения вещества и энергии);

- ничто не дается даром (закон цены развития);

- природа знает лучше (о главном критерии эволюционного отбора).

Из закона всеобщей связи («все связано со всем») вытекает несколько следствий: природа и общество включены в единую систему, изменения в одной части системы вызывают изменения в других ее частях. Экологическая система состоит из элементов, незначительное изменение одного из них может вызвать сильные изменения других.

Из закона сохранения вещества и энергии («все должно куда-то деваться») вытекают по меньшей мере два постулата:

Закон развития системы за счет окружающей ее среды: любая природная или общественная система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно.

Закон неустранимости отходов или побочных воздействий производства, согласно которому образующиеся в процессе производственной деятельности отходы неустранимы бесследно, они могут быть лишь переведены из одной формы в другую или перемещены в пространстве, а их действие может быть растянуто во времени. Этот закон исключает принципиальную возможность безотходного производства и потребления в современном обществе. Материя не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую, оказывая влияние на жизнь.

Закон «ничто не дается даром» означает, что любое новое приобретение в эволюции экосистемы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежнего достояния и возникновением новых, все более сложных проблем.

Из этого закона следуют:

закон необратимости эволюции (однонаправленности развития): большие системы эволюционируют только в одном направлении – от простого к сложному;

правило ускорения эволюции: с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают. Это правило в равной степени может быть отнесено и к сменяемости видов в эволюции органического мира, и к человеческой истории, и к развитию техники.

не существует бесплатных ресурсов: пространство, энергия, солнечный свет, вода, какими бы неисчерпаемыми они ни казались, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой.

Закон «природа знает лучше» определяет прежде всего то, что может и что не должно иметь места в биосфере. Главный критерий эволюционного отбора – вписанность в глобальный биотический круговорот.


 

Принципы экологии

· принцип сопутств. эколог. посл-й (что бы мы ни делали, всё вызывает те или иные последствия);

· принцип взаимосвязанности;

· пр-п химического невмешательства (химические вещества не должны вызывать неблагоприятного воздействия);

· принцип предела (природа может выдержать многое, но всему есть предел);

· принцип диапазона толерантности (каждый вид и организм существует в пределах определённых экологических условий);

· принцип ёмкости (никакая популяция не может расти беспредельно);

· принцип сложности (природа сложна, мы знаем о ней далеко не всё);

· принцип пределов (ресурсы ограниченны и не д. расходоваться впустую).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...