Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, необходимость, значение экологического нормирования и экологического лицензирования




Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. Сущность: установление допустимых значений нагрузки на экологические системы в целях рег-я воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания.

Виды эколог.стандартов (стандартов качества):

1.стандарты кач-ва ОС-регламентируют допустимое состояние воздушного бассейна, водных объектов,почвы и др.прир.сред. впервые – в СССР в 1951г.

Типы ПДК загрязняющих веществ: в воздухе рабочей зоны; в воздухе насел.пунктов.

Загрязн.вещ-ва: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные.

2.стандарты воздействия-устанавливают эколог.требования к технологич.процессам произв-ва.

ПДВ, ПДС, ВСБ, ВСС, нормативы образования отходов, нормативы допустимого изъятия прир.рес-сов, нормативы допуст.физ.возд-й.

М=с*v

Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

3.товарные стандарты (стандарты кач-ва продукции) - эколог-сть прод-тов, изд-ий, сырья и др.

Экологическая лицензия – это документ на осуществление права деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

Значение: позволяет контролировать деятельность, связанную с природопользованием и воздействием на окружающую среду.

Регламентируется Указом Президента РБ от 1 сент. 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Экологическому лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) деят-ть, связанная с воздействием на окружающую среду:

· обращ-е с озоноразрушающими в-вами;

· использование отходов 1-3 классов опас-ти, обезвреживание, захоронение отходов;

2) деят-ть в обл-ти исп-я атомной энергии и ист-ков ионизирующего излуч-я;

3) деят-ть в обл-ти пром-й безоп-ти (деят-ть, связанная со взрывчатыми материалами (в-вами) пром-го назначения; деят-ть, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами).


 

Сущность, необходимость, механизм экологической экспертизы

Типы экспертиз: ГЭЭ, обществ.эколог.экспертиза.

Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза.

В Республике Беларусь государственная экологическая экспертиза стала осуществляться с 1988 г. В соответствии с постановлением правительства ее проведение было возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В соответствии с законом РБ «О ГЭЭ» - проверка соответствия проектных решений планируемой хоз. д-ти требованиям природоохр.законодат-ва.

Цели ГЭЭ: определение уровня эколог.опасности, определение достаточности мер по охране ОС, оценка соответствия проекта планируемой д-ти требованиям природоохр.законод-ва, предупреждение возм.неблагопр.воздействий хоз.д-ти на ОС.

Заказчики ГЭЭ: органы ГУ, органы местного самоупр-я, юр.и физ.л, общественность.

Принципы ГЭЭ:приоритет охраны здоровья и жизни челка, законности, гласности, обоснованности, комплексности, интегр.оценки социа, эк, эколог аспектов план-мой хоз д-ти, выполнение междунар обяз-в РБ.

Объекты ГЭЭ:

· концепции, программы, схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития, градостроительная документация (генеральные планы городов, планировочные проекты), или предплановые материалы, программы размещения производит.сил;

· действующие предприятия в т.ч. военные, научные;

· экологич.состояние отд. местностей;

· обоснования инвестиций в строительство (раньше называлось ТЭО), то есть предпроектная документация;

· проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, ликвидацию объектов.

Источник фин-я – гос бюджет.

Субъекты ГЭЭ: эксп.подразделения Минприроды, обл.и Минского гор комитетов, гор(рай)инспекции.

Конечной задачей экологической экспертизы является составление Заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экономической безопасности и целесообразности реализации проекта.

Обществ.ЭЭ проводится по инициативе обществ объеденений, граждан, незав.экспертов.

Заключение- рекоменд.характер.


 

Сущность, значение, уровни, структура экологического мониторинга

Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния ОС, позволяющая выделить ее изменения под воздействием чел д-ти.

Значение экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией.

Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь

Цель: обеспечение взаимодействия всех систем наблюдения, оценка и прогноз, предоставление инфы.

Задачи НСМОС:

- получение информации о состоянии окружающей среды;

- оперативная оценка экологического состояния объекта и территорий;

- объединение локальных ИС и создание единой автоматизированной ИС сбора, хранения, обработки и передачи данных о состоянии окружающей среды;

- составление прогнозов изменения окружающей среды;

- подготовка информ. материалов о состоянии окружающей среды.

Принципы НСМОС:

- согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

-достоверности и сопоставимости данных мониторинга окр. среды;

- согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоянии эколог. систем;

- комплексности обработки и использования информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антроп. факторов;

- оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов и др.

Структура НСМОС:

- социально-гигиенический мониторинг;

- мониторинг прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;

- мониторинг окружающей среды.

НСМОС функционирует на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы МинЗдрава и департамента Гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Уровни мониторинга:

- локальный/низовой;

- территориальный/региональный;

- ведомственный;

- национальный/государственный.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...