Сущность, необходимость, значение экологического нормирования и экологического лицензирования
Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. Сущность: установление допустимых значений нагрузки на экологические системы в целях рег-я воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания. Виды эколог.стандартов (стандартов качества): 1.стандарты кач-ва ОС-регламентируют допустимое состояние воздушного бассейна, водных объектов,почвы и др.прир.сред. впервые – в СССР в 1951г. Типы ПДК загрязняющих веществ: в воздухе рабочей зоны; в воздухе насел.пунктов. Загрязн.вещ-ва: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. 2.стандарты воздействия-устанавливают эколог.требования к технологич.процессам произв-ва. ПДВ, ПДС, ВСБ, ВСС, нормативы образования отходов, нормативы допустимого изъятия прир.рес-сов, нормативы допуст.физ.возд-й. М=с*v Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. 3.товарные стандарты (стандарты кач-ва продукции) - эколог-сть прод-тов, изд-ий, сырья и др. Экологическая лицензия – это документ на осуществление права деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Значение: позволяет контролировать деятельность, связанную с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Регламентируется Указом Президента РБ от 1 сент. 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Экологическому лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 1) деят-ть, связанная с воздействием на окружающую среду: · обращ-е с озоноразрушающими в-вами; · использование отходов 1-3 классов опас-ти, обезвреживание, захоронение отходов; 2) деят-ть в обл-ти исп-я атомной энергии и ист-ков ионизирующего излуч-я; 3) деят-ть в обл-ти пром-й безоп-ти (деят-ть, связанная со взрывчатыми материалами (в-вами) пром-го назначения; деят-ть, связанная с опасными производственными объектами, техническими устройствами).
Сущность, необходимость, механизм экологической экспертизы Типы экспертиз: ГЭЭ, обществ.эколог.экспертиза. Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. В Республике Беларусь государственная экологическая экспертиза стала осуществляться с 1988 г. В соответствии с постановлением правительства ее проведение было возложено на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В соответствии с законом РБ «О ГЭЭ» - проверка соответствия проектных решений планируемой хоз. д-ти требованиям природоохр.законодат-ва. Цели ГЭЭ: определение уровня эколог.опасности, определение достаточности мер по охране ОС, оценка соответствия проекта планируемой д-ти требованиям природоохр.законод-ва, предупреждение возм.неблагопр.воздействий хоз.д-ти на ОС. Заказчики ГЭЭ: органы ГУ, органы местного самоупр-я, юр.и физ.л, общественность. Принципы ГЭЭ:приоритет охраны здоровья и жизни челка, законности, гласности, обоснованности, комплексности, интегр.оценки социа, эк, эколог аспектов план-мой хоз д-ти, выполнение междунар обяз-в РБ. Объекты ГЭЭ: · концепции, программы, схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития, градостроительная документация (генеральные планы городов, планировочные проекты), или предплановые материалы, программы размещения производит.сил;
· действующие предприятия в т.ч. военные, научные; · экологич.состояние отд. местностей; · обоснования инвестиций в строительство (раньше называлось ТЭО), то есть предпроектная документация; · проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию производства, ликвидацию объектов. Источник фин-я – гос бюджет. Субъекты ГЭЭ: эксп.подразделения Минприроды, обл.и Минского гор комитетов, гор(рай)инспекции. Конечной задачей экологической экспертизы является составление Заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экономической безопасности и целесообразности реализации проекта. Обществ.ЭЭ проводится по инициативе обществ объеденений, граждан, незав.экспертов. Заключение- рекоменд.характер.
Сущность, значение, уровни, структура экологического мониторинга Экологический мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния ОС, позволяющая выделить ее изменения под воздействием чел д-ти. Значение экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь Цель: обеспечение взаимодействия всех систем наблюдения, оценка и прогноз, предоставление инфы. Задачи НСМОС: - получение информации о состоянии окружающей среды; - оперативная оценка экологического состояния объекта и территорий; - объединение локальных ИС и создание единой автоматизированной ИС сбора, хранения, обработки и передачи данных о состоянии окружающей среды; - составление прогнозов изменения окружающей среды; - подготовка информ. материалов о состоянии окружающей среды. Принципы НСМОС: - согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды; -достоверности и сопоставимости данных мониторинга окр. среды; - согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоянии эколог. систем;
- комплексности обработки и использования информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антроп. факторов; - оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов и др. Структура НСМОС: - социально-гигиенический мониторинг; - мониторинг прогнозирования ЧС природного и техногенного характера; - мониторинг окружающей среды. НСМОС функционирует на базе учреждений санитарно-эпидемиологической службы МинЗдрава и департамента Гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Уровни мониторинга: - локальный/низовой; - территориальный/региональный; - ведомственный; - национальный/государственный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|