Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры региона




Главным инструментом, позволяющим решать проблемы развития инфраструктурных секторов экономики, должна стать региональная инвестиционная политика, имеющая своей целью создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное их функционирование.

Так, целью региональной инвестиционной политики в газовом комплексе является реализация основных направлений общей стратегии социально-экономического развития области, построение взаимовыгодных отношений организаций отрасли с потребителями всех секторов экономики. К основным направлениям региональной политики относятся: структурно-экономические (производственные), финансово-экономические, правовые и организационные.

Структурно-экономическое (производственное) направление должно способствовать формированию круга потребителей газа в регионе и созданию условий их надежного газообеспечения.

Финансово-экономическое направление объединяет задачи, связанные с созданием в регионе благоприятных финансовых и экономических условий деятельности организаций газовой отрасли. К ним относятся:

l удовлетворение платежеспособного спроса на природный газ;

l совершенствование финансово-экономических взаимоотношений с ОАО «Газпром» и предприятиями газовой отрасли, включая обеспечение своевременной и полной оплаты поставок природного газа, а также погашение задолженностей за поставленный газ;

l при невозможности денежных платежей обеспечение поставок организациям газовой отрасли продукции, изготавливаемой в регионе, в счет оплаты за поставленный газ по ценам, применяемым при денежных расчетах;

l совершенствование формирования бюджетов территорий по оплате электро- и теплоэнергии и природного газа в пределах установленных лимитов;

l эффективная организация финансовых потоков и их банковского обслуживания;

l оптимизация финансово-экономических взаимоотношений организаций газовой отрасли и других секторов экономики региона.

Правовое направление региональной политики предполагает создание необходимого правового обеспечения на федеральном и региональном уровнях:

- разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию политики в области газоснабжения региона;

- правовое обеспечение деятельности по газификации Владимирской области;

- разработка нормативного обеспечения энергобезопасности региона;

- разработка отдельных соглашений по конкретным программам и видам деятельности газовой отрасли в регионе.

Организационное направление региональной политики включает следующие задачи:

- обеспечение контроля органов государственной власти области за выполнением заключенных соглашений с организациями газовой отрасли о взаимном сотрудничестве и договоров, заключаемых в их развитие;

- взаимодействие организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность с организациями газовой отрасли;

- выработка совместных мер по соблюдению правил охраны объектов газоснабжения, в том числе запрещающих вмешательство неуполномоченных физических и юридических лиц в работу этих объектов;

- работа со средствами массовой информации;

- загрузка существующих газопроводов-отводов, расширение газовых сетей, увеличение сбыта газа;

- реализация региональных программ по использованию газа в качестве моторного топлива;

- определение источников финансирования работ по газификации и способов привлечения финансовых ресурсов;

- создание и отработка инвестиционного механизма, обеспечивающего устойчивое развитие региональных сетей и систем снабжения потребителей природным и сжиженным газом при оптимальном соотношении различных источников финансирования;

- формирование системы государственной поддержки развития газификации – участие в создании правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития газификации региона;

- реализация государственной политики в области сбережения газа и повышения эффективности его использования – внедрение высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий и оборудования для строительства и эксплуатации систем газоснабжения;

- повышение эффективности инвестиций в газификацию и совершенствование действующей системы ценообразования с учетом современных рыночных условий и наличия незагруженных мощностей при транспортировке газа;

- использование комплекса научных, проектных, производственных, организационных и финансовых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие области за счет более полного обеспечения ее природным газом.

Прямые выгоды от реализации основных направлений газификации региона предполагают: общее оздоровление экономической обстановки в области, создание условий для экономического подъема малых депрессивных городов и сельских районов; увеличение привлекательности периферийных территорий области для хозяйственного развития; улучшение экологической обстановки и качества жизни населения.[65]

Основные направления газификации области:

- продолжение строительства газопроводов высокого давления и газопроводов-отводов к ранее не газифицированным территориям районов;

- развитие сети газопроводов низкого давления с целью дальнейшей газификации жилищного фонда и снятия социальной напряженности;

- решение проблем теплоснабжения городов и населенных пунктов путем реконструкции котельных и перевода их на использование природного газа в качестве основного вида топлива;

- газоснабжение промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Для эффективной реализации этих задач необходимо:

- обеспечить дальнейшее развитие сетей газоснабжения на территории области преимущественно от уже построенных газовых объектов, в том числе газопроводов-отводов и ГРС, разводящих газовых сетей высокого давления;

- осуществлять строительство газопроводов с учетом максимальной их загрузки при дальнейшей эксплуатации и минимизации последующих эксплуатационных затрат газовых распределительных организаций (ГРО);

- при оптимальных затратах на строительство газовых объектов получать максимальную социальную эффективность;

- осуществлять развитие сетей газоснабжения в наименее газифицированных территориях области, в том числе продолжить газификацию сельских населенных пунктов.

Перспективы увеличения газообеспеченности потребителей Владимирской области связаны, прежде всего, с реализацией проектов, осуществляемых в рамках Программы газификации Владимирской области совместно с ОАО «Газпром».

В перечень проектов, согласованных в данный момент, входят строительство нового газопровода Петровск-Грязовец, а также ускоренная модернизация газопровода, идущего на Гусь-Хрустальный и Курлово.

Прогнозируемый объем газопотребления без учета мер по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь составит в 2020 году 3731 млн. куб. м. Меры по оптимизации расходов газа и снижению непроизводственных потерь могут дать эффект экономии 7-8%. Тогда с учетом этих мероприятий прогнозируемый объем газопотребления составит 3500 млн. куб. м.

Потенциал дальнейшего развития газификации Владимирской области определяется возможностями решения текущих проблем:

· увеличение лимитов потребления областью природного газа путем переговоров руководства области и ОАО «Газпром». Снятие проблемы с лимитами газа в 2010г. вследствие либерализации рынка газа в РФ;

· мониторинг газопроводов и газораспределительных станций, достигающих своей максимально пропускной способности вследствие высокой степени износа с приоритетной заменой газового оборудования на данных участках (за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа);

· участие в программе ОАО «Газпром» «Газификация регионов Российской Федерации (строительство межпоселковых газопроводов)».

· обеспечение участия в федеральных целевых программах (строительство распределительных газопроводов);

· обеспечение расширения газотранспортной сети за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа;

· целенаправленная работа над синхронизацией работ ОАО «Газпром» по строительству межпоселковых сетей и работ, выполняемых регионом по строительству внутрипоселковых и домовых газопроводов, а также подготовке потребителей к приему газа (в том числе решение вопросов финансовой поддержки малоимущих слоев населения при газификации жилья);

· газификация малых населенных пунктов сжиженным природным и углеводородным газом.

Газоснабжение потребителей области – это сложный комплекс взаимосвязанных организационных, технических и финансовых задач. Новые современные подходы к их решению в условиях рыночного хозяйствования позволят повысить эффективность функционирования и развития газовой отрасли региона, ликвидировать многие социально-экономические проблемы.

Перечень слабых и сильных сторон системы газификации и газоснабжения Владимирской области, а также ее возможностей и угроз, уже имеющих место или только зарождающихся в ее окружении, представлен в таблице 14.

Сильные (S) и слабые (W) стороны системы газификации и

газоснабжения Владимирской области, возможности (O)

и угрозы (T) ее развития Таблица 14

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
- развитая газотранспортная сеть; - наличие 2-х газонаполнительных станций.   - ряд магистральных газопроводов и газораспределительных станций (ГРС) достигли своей максимальной пропускной способности.
Возможности (O) Угрозы (T)
- участие в программе ОАО «Газпром» - газификация регионов Российской Федерации(строительство межпоселковых газопроводов); - участие в федеральных целевых программах (строительство распределительных газопроводов) - расширение газотранспортной сети за счет специальной надбавки к тарифу ОАО «Владимироблгаз» на транспортировку природного газа; - газификация малых населенных пунктов сжиженным углеводородным газом; - газификация сельских населенных пунктов за счет средств бюджетов всех уровней и привлечения частных инвесторов; -строительство новых газопроводов – отводов и газораспределительных станций - отсутствие технической возможности поставки природного газа новым промышленным предприятиям.    

На базе проведенного SWOT-анализа можно построить матрицы решений для дальнейшего развития инфраструктурного потенциала газификации и газоснабжения Владимирской области (таблица 15).

Обоснование приоритетных направлений развития

системы газификации и газоснабжения Владимирской области

на базе SWOT-анализа Таблица 15

газопроводов;

SO(как сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей) WO(как слабые стороны мешают реализации возможностей)
- повышение уровня газификации сельских населенных пунктов; - использование природного газа в качестве топлива в коммунальной энергетике; - использование природного газа для технологических целей существующими промышленными предприятиями; - использование сжиженного углеводородного газа в качестве основного или резервного топлива. - достижение максимально допустимой пропускной способности ГРС.
ST(какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз) WT(что необходимо сделать для предотвращения кризисных явлений, вызванных проявлением слабых сторон в условиях действия соответствующих угроз)
- дальнейшее развитие газотранспортной системы области; - расширение использования сжиженного углеводородного газа через существующие газонаполнительные станции для промышленных предприятий. - мониторинг технического состояния магистральных и распределительных

- повышение эффективности использования

существующей газотранспортной системы

региона;

- внедрение новых технологий с

использованием сжиженного

углеводородного и природного газов;

- применение энергосберегающих технологий

и оборудования;

- строительство новых объектов газоснабжения в соответствии с разработанной генеральной схемой газификации и газоснабжения области.

 

Для решения проблем, сдерживающих развитие газификации области и привлечение дополнительных инвестиций, необходимо:

- разработать новую, научно обоснованную Генеральную схему газификации области. Это позволит произвести оценку существующего и ожидаемого газопотребления на перспективу в увязке со Среднесрочным планом социально-экономического развития области и значительно облегчит включение объектов газификации области в инвестиционную программу ОАО «Газпром»;

- построить газопроводы-отводы и ГРС на юг Ковровского района, север округа Муром и г. Александров, завершить строительство газопровода-отвода в п. Красный Богатырь Судогодского района. Последовательность работ по дальнейшей газификации Владимирской области более детально систематизирована в приложении № 15.

Предстоит активизировать деятельность по привлечению и использованию внебюджетных инвестиций. Они составляют основную долю в инвестиционном процессе. Внебюджетные инвестиции различаются по источникам поступления и имеют свои специфические особенности. Основными источниками притока внебюджетных средств в газовый комплекс региона являются: средства предприятий области, банков и финансовых компаний; естественных монополий (ОАО «Газпром»), крупных российских промышленных и других компаний, иностранные инвестиции; средства фондовых рынков и населения.

Основными механизмами стимулирования использования заемных и собственных средств предприятий на инвестиционные цели являются: возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, бюджетных субсидий, налоговых льгот по налогу на прибыль,[66] налогу на имущество,[67] и др.

Финансовые и страховые компании, банки и другие кредитные организации также являются перспективными источниками финансирования, с которыми необходимо строить системную работу.

В области сложилась положительная динамика кредитования. Объемы кредитов, предоставленных предприятиям ТЭК, отражены в таблице 16:[68]

Объемы кредитов в газовый комплекс региона Таблица 16

Отрасль На 01.01.2009г., млн.руб. На 01.01.2010г., млн.руб. Темп роста 01.01.2008г к 01.01.2007г.,% Темп роста 01.01.2009г. к 01.01.2008г.,%
ТЭК 290,3 320,3 108,2 110,3

Банковские инвестиции в экономику области необходимы и возможны, однако, для их привлечения требуется выполнение следующих условий:

· залог имущества получателей инвестиций;

· положительный баланс предприятия;

· грамотное руководство предприятием, в первую очередь его финансовыми потоками и постоянный контроль со стороны инвестора.

Еще одна возможность привлечения дополнительных средств инвесторов для развития газового комплекса – выпуск в обращение ценных бумаг. В основе такого рода программ лежат, как правило, векселя или, если компания достаточно широко известна – выпуск акций. В настоящее время существуют акции ОАО «Владимироблгаз», а ООО «Владимиррегионгаз» имеет возможность рассчитываться векселями за поставленный природный газ.

Для реализации этих программ необходимы определенные условия, например, степень развития рыночной инфраструктуры, наличие надежных участников рынка, обеспечивающих хранение и обращение ценных бумаг. К сожалению, в настоящее время профессиональных участников рынка ценных бумаг во Владимирской области явно недостаточно.

Аналогичные задачи предстоит решать и в сфере электроэнергетики. Важнейшей задачей органов государственной власти Владимирской области является разработка и реализация мер в области развития энергосбережения, создание условий для повышения энергетической безопасности региона, значительное снижение коэффициента износа основных фондов инженерных сетей на основе:

1. Увеличения темпов модернизации и строительства наиболее важных инфраструктурных объектов с использованием средств регионального бюджета;

2. Лоббирования приоритетных инфраструктурных проектов на федеральном уровне для вхождения их в федеральные отраслевые программы;

3. Формирования системы взаимодействия между различными собственниками в энергетике;

4. Дальнейшего совершенствования законодательных основ для привлечения инвестиций в развитие энергетических объектов региона;

5. Выстраивания в энергетике системы взаимоотношений с бизнесом для обеспечения потребности развития экономики (промышленность, логистика, сельское хозяйство, туризм и рекреация) и социальной сферы. Это подтверждает SWOT-анализ электроэнергетики региона (таблица 17).

SWOT-анализ электроэнергетики региона Таблица 17

1. Обеспечение кадрами
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
-Есть образовательные учреждения по подготовке специалистов в энергетике. - Есть значительная производственная база для трудоустройства подготовленных специалистов. -Нехватка квалифицированного персонала низшего и среднего звена. - Отсутствие управленческих кадров, способных работать в условиях жесткой рыночной конкуренции в энергетике. - Отток подготовленных специалистов в другие субъекты РФ (Москва, МО).
Возможности (О) Угрозы (Т)
- Возможность трудоустройства наиболее квалифицированных специалистов. - Возможность подготовки специалистов широкого профиля и высокого уровня компетенции, в том числе и управленцев. - Дальнейшее старение научных, инженерных и рабочих кадров, что приводит к проблеме отсутствия преемственности поколений, «передачи знаний», опыта работы в сфере инженерной инфраструктуры. - Утрата инициативы в подготовке кадров, что может привести к нехватке подготовленных специалистов на этапе модернизации энергетики, в целом - усиление «кадрового голода»

Продолжение таблицы 17

2. Возможности и ограничения регионального бюджета
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
- Стабильность поступающих налогов вследствие стабильной работы энергетики. - Низкий темп модернизации и строительства инфраструктурных предприятий за счет федерального и регионального бюджетов. - Необходимость привлечения значительных средств из областного бюджета. - Значительный срок окупаемости созданных объектов. - Необходимость льготного налогообложения для строительных организаций и эксплуатационных организаций на достаточно долгий срок. - Государственное регулирование тарифов на электроэнергию снижает возможную доходность предприятий инфраструктуры. - Неплатежи населения и организаций за предоставленные услуги.
Возможности (О) Угрозы (Т)
- Возможность привлечения средств из федерального бюджета. - Возможность вхождения в межрегиональные и отраслевые программы (РАО ЕЭС). - Возможность привлечения дополнительных инвестиций на основе долевого финансирования (ГЧП). - Возможность увеличения темпов модернизации и строительства наиболее важных инфраструктурных объектов за счет регионального бюджета. - Угроза потери доходов в других сферах экономики, «завязанных» на развитие инфраструктуры (сфера обслуживания, промышленность, АПК, туризм и рекреация), что является ограничением по развитию инфраструктуры.
3. Возможности и ограничения по привлечению внешних инвестиций
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
- Стабильность доходов вследствие стабильной работы энергетики. - Необходимость привлечения значительных средств на обновление основных фондов и строительство новых объектов энергетической инфраструктуры. - Значительный срок окупаемости созданных энергетических объектов. - Необходимость снижения доходов следствие тарифного регулирования со стороны государства. - Неплатежи населения и организаций за предоставленные услуги. - Отсутствие развитой НПБ, способствующей привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры.

Продолжение таблицы 17

Возможности (О) Угрозы (Т)
- Возможность привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры через IPO. - Возможность вхождения частных предприятий энергетики в крупные холдинги, имеющих значительные возможности по долгосрочному инвестированию. - Возможность привлечения государственных инвестиций на основе создания ГЧП. - Угроза потери доходов в случае недофинансирования мероприятий по модернизации основных фондов, что является ограничением по развитию инфраструктуры. - Угроза выбытия мощностей в энергетике, и как следствие снижение возможности по развитию производственного сектора экономики.
4. Организационные возможности и ограничения органов государственного управления
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
- Контроль над государственной частью предприятий инфраструктуры. - Дробление ранее единой энергетической компании на конкурирующие между собой организации, уменьшает возможность влияния местной власти на работу этих компаний. - Сложности выстраивания взаимоотношений между органами управления различных уровней и организациями энергетической системы. - Сложности законодательного регулирования между различными собственниками в энергетике. - Сложности тарифного регулирования между федеральным и региональным уровнями власти.
Возможности (О) Угрозы (Т)
- Возможности выстраивания взаимоотношений, в том числе законодательного регулирования, между органами управления различных уровней и организациями энергетической системы. - Возможности выстраивания в энергетике отношений с бизнесом на основе ГЧП, создание региональной НПБ до момента окончательного формирования НПБ по ГЧП на федеральном уровне. - Угроза медленного развития предприятий инфраструктуры вследствие несовершенства законодательства по регулированию взаимоотношений между предприятиями различной формы собственности.  
5. Возможности выстраивания взаимодействия органов государственного управления с бизнес- и общественными субъектами на территории области
Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
- Наличие опыта совместной работы частных и государственных компаний в энергетике. - Сложности законодательного регулирования между частными и государственными инфраструктурными

Окончание таблицы 17

- Наличие инициативы и программ на федеральном уровне по развитию крупных инфраструктурных объектов региона. предприятиями в регионе и крупными предприятиями на федеральном уровне, в которые они входят.
Возможности (О) Угрозы (Т)
- Есть возможность реализации крупных инфраструктурных объектов на основе ГЧП, которое будет способствовать усиленному развитию всех других сфер экономики региона. -Возможность эффективного взаимодействия федеральных холдингов и местных компаний по решению общих инфраструктурных проблем в интересах нескольких регионов. - Существует вероятность торможения реализации развития инфраструктуры только за счет государственных средств без привлечения частных инвестиций.

 

 

Исходя из SWOT — анализа с тратегическими целями развития электроэнергетики во Владимирской области можно определить:

- обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей Владимирской области;

- повышение энергетической обеспеченности области;

- формирование электросетевой инфраструктуры, соответствующей темпам социально-экономического развития региона;

- создание инвестиционных условий для дальнейшего развития электроэнергетики области. Более подробно стратегические направления развития данного инфраструктурного сектора систематизированы в приложении № 16.

В связи с этим основной задачей, которую необходимо решать органам государственной власти области для достижения данных целей – это координация и поддержка реализации инвестиционных программ ОАО «ТГК-6», филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ОАО «Владимирская энергосбытовая компания».

Предстоит также обеспечить повышение эффективности использования электроэнергии и надежности энергоснабжения в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение и повышение надежности энергоснабжения в топливно-энергетическом комплексе Владимирской области на 2006–2010 годы».

В связи с этим органам государственной власти следует определить источники и механизмы финансирования проектов модернизации электроэнергетики из бюджетов всех уровней и сделать бюджетное финансирование более целевым и эффективным.

Предстоит обеспечить формирование муниципальных программ развития электроэнергетики, инвестиционных проектов крупного бизнеса в сфере электроэнергетики, формирование механизма их согласования с федеральными отраслевыми инициативами в рамках единой энергетической стратегии Владимирской области.

К сожалению, только часть обоснованных инициатив находится в стадии реализации. Так, постановлением Губернатора области «О перспективах развития электроэнергетического комплекса Владимирской области на период до 2015 года» утвержден Перспективный план развития электроэнергетической отрасли Владимирской области, который определяет цели и пути развития электроэнергетики области как основы роста экономики и решения социальных задач.

Наиболее важными мероприятиями инвестиционной программы являются:

1. реконструкция ПС-110 кВ «Гороховец» с заменой силового трансформатора 25 МВА на 40 МВА, что обеспечит увеличение мощности подстанции «Гороховец» на 15 МВА и позволит повысить надежность электроснабжения г. Гороховец и создаст возможность подключения новых потребителей;

2. реконструкция ПС-110 кВ «Западная» в г. Владимире с выполнением работ по расширению распределительного устройства с установкой пяти ячеек, что обеспечит повышение надежности электроснабжения юго-западного района г. Владимира;

3. реконструкция ПС-110 кВ «Городская» в г. Покров Петушинского района с установкой силового трансформатора мощностью 16 МВА, что обеспечит повышение надежности электроснабжения данного района и создаст возможность подключения новых потребителей;

4. реконструкция линий электропередач общей протяженностью более 60 км.

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать надежному энергоснабжению потребителей области за счет развития электросетевой и энергогенерирующей инфраструктуры в соответствии с требуемой динамикой развития экономики и социальной сферы региона.

Делая обобщающие выводы по материалам настоящей главы, следует подчеркнуть, что несмотря на хорошую динамику инвестиций в основной капитал, во Владимирской области накопилось много проблем организационного, правового и экономического характера по комплексному развитию региона. Одной из важнейших является проблема недофинансирования многих важнейших проектов из-за слабой проработки модели интегрирования финансовых ресурсов на модернизацию социально-экономической сферы. Поэтому данным вопросам следует посвятить специальный раздел в настоящем исследовании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...