Творческие занятия младших школьников на уроках
Содержание учебного материала и построения процесса обучения на уроках должны выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать качество личности и деятельности, обуславливающее проявление творчества в любом деле. Качество и эффективность обучения и проведение творческих занятий зависит от выбора и умелого использования форм, методов и приемов работ. Основными из них являются экскурсии и обучающие прогулки, наблюдение, практические работы и опыты, дидактические игры, беседы, рассказы, работа с учебником и тетрадью, подбором рисунков, подготовка сообщений и так далее [5, c. 3]. Используются такие приемы обучения как: сравнение, обобщение, выделение главного, проблемные ситуации, решение логических задач и так далее. Их комплексное применение помогает «активизировать мыслительную деятельность учеников, обеспечить осмысленное усвоение ими программного материала, стимулировать поиск ответов на вопросы, учить рассуждать, развивать мышление и речь, стимулировать творческие способности учащихся» [21,с. 39] По словам М.Н. Скаткина [21,с. 41], знания об окружающей среде дети получают как в процессе непосредственного восприятия (наблюдения на экскурсиях целевых прогулках), так и посредственно в процессе игр, бесед, рассказов учителя, чтения отрывков из художественных произведений. Углубление и систематизация полученных знаний, выработка умений и навыков, работа над творческими заданиями осуществляется не только во время учебы, но и в процессе игр. Важная роль при этом отводится практической деятельности: рисованию, конструированию и так далее. В развитии творческих способностей большая роль отводится игре. «В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, как герои любимых рассказов и сказок. Он может быть врачом, летчиком, путешественником, учителем, космонавтом. И это доставляет ему огромную радость» [23,c. 2].
Содержание дидактических игр по предмету «Человек и мир» богато и разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний, дает свободу творчества [20,с. 40]. Творческие задания, по словам И.А. Анищенко [2,с. 8], могут широко применяться при таких формах работы как экскурсии и целевые прогулки, тематика которых разнообразна: ознакомление с трудом людей, наблюдение за сезонными изменениями в окружающей природе, закрепление знаний, полученных на уроках, выработка умений и навыков (поездка в транспорте, целевая прогулка на дорожный участок). Учитель, по возможности, предусматривает организацию практической деятельности учеников, во время которой они могут использовать полученные знания. Хорошо, если дети получают конкретные задачи (купить конфет или открытку, отметить направление движения - налево, направо, прямо). Одной из эффективных форм творческих занятий является самостоятельная работа, как классная, так и домашняя (подготовка сообщений, подбор материалов, работа над рисунком или композицией и так далее). На такие самостоятельные работы отводится необходимое для подготовки время, что дает ребенку возможность подходить творчески к этой работе. Элементы творческих заданий содержат также и разноуровневые задания и тесты, так широко входящие в наше время в практику школы [8, с. 10].
Нельзя обойти стороной и внеклассную работу по предмету «Человек и мир». Для того, чтобы показать необходимость знаний и умений, полученных детьми на уроке, не лишним будет проведение внеклассной работы по предмету «Человек и мир». Но если включить в нее творческие задания - польза от них повысится. Творчество вносит красоту и задор, желание работать и получать желаемый результат. К внеклассной работе можно отнести такие занятия как КВН, игры-путешествия, игры-конкурсы, олимпиады, турниры и так далее [18, с. 33]. С помощью творческих занятий ученики приучаются выполнять практические работы в своем оригинальном, неповторимом варианте (двух одинаковых работ не бывает). В тех же случаях, когда оригинальны предмет создать нельзя «…мы стареемся развить самостоятельность, активность, инициативу, то есть качество, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей» [10, c. 18]. В основе обучения предмету «Человек и мир» лежит личностно-ориентированный подход, который предусматривает развитие личности: умственную, практическую, этическую, эстетическую, эмоциональную, физическую [5, с. 31]. Основная задача учителей начальных классов состоит в том чтобы «научить ребенка не только различным способам деятельности, но и умению эти способы применять в разных областях проявления личности». Современный урок имеет следующую структуру: . Организационный момент. . Проверка домашнего задания. . Изучение нового материала. . Обобщение, закрепление изученного на основе вопросов. . Подведение итогов. . Разбор домашнего задания. Рефлексия. Центральным звеном современного урока является применение знаний и умений в новой ситуации, то есть выполнение творческих заданий, проявление творчества [5, с. 37]. Задача каждого учителя - воспитать активную личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Именно этому способствуют творческие занятия младших школьников на уроках «Человек и мир» [22, с. 9].
Чаще всего на современном уроке встречаются разноуровневые задания, где пятый уровень является творческим. Например, после коллективного составления нескольких цепей питания, которые складываются в лесу, самостоятельно составляют цепи питания, которые существуют в других природных сообществах. Младшие школьники умеют объяснить, к чему приводит нарушение человеком цепей питания. Они знают и применяют изученные правила поведения в природе, в обществе, правила личной и общественной гигиены [4, с.43]. На применение знаний в знакомой и незнакомой ситуациях (творческие задания) Л.Ф. Мельчаковым [14, с. 17] предлагаются следующие упражнения на заполнение пропусков (вставьте пропущенное слово), на завершение предложения (закончи предложение). Если тесты с предложенными вариантами ответов используются на начальных этапах, то далее лучше использовать творческие тесты, то есть такие к которым варианты ответов не предложены (Приложение 1). При работе с учебником дети сталкиваются с творческими заданиями очень часто. Например, при изучении темы «Я и люди вокруг» они получают задания: подготовить рассказ «Мой знакомый врач». Или же тема «Гигиена умственного труда» - задание: с помощью рисунков и надписей изготовить в группе плакат «Гигиена умственного труда» [5, с. 30]. Часто учителем предлагаются такие занятия как составление сообщения по определенной форме и теме, подбор нужной литературы к уроку по заданной теме и так далее. Нередко уроки по курсу «Человек и мир» проводятся нетрадиционно: урок-путешествие, заочные экскурсии, интегрированные уроки. Это способствует развитию творчества у детей. Могут использоваться разнообразные задания: рисование рисунков, составление композиций, сочинение стихов, составление и продолжение рассказов и так далее [12, с. 27]. Творчество ученика напрямую зависит от учителя. При этом не менее важное значение имеет высокий профессионализм учителя. Сюда можно отнести быть авторитетом для учеников, способность гибко апробировать новые творческие идеи и технологии. Использование творческих занятий на уроках «Человек и мир» является неотъемлимой частью таких технологий как «Шаг за шагом», «Дальтон-план», «Игровые технологии». Приведем пример урока во втором классе по теме: «Лес» (2 часа). Проанализируем урок на наличие в нем творческих занятий (Приложение 2, 3).
. Проверка домашнего задания. Дети самостоятельно готовили дома карточки, наиболее удачные из них были включены в игру «Карусель». . Составление кроссворда по ключевому слову «лес». . Групповая работа над Дальтон-заданиями. (Дети сами отбирают нужные иллюстрации, подбирают нужную литературу). . Работа с листом контроля. В нем содержатся вопросы, требующие творческого подхода с учетом полученной на уроке информации. Как видим использование творческих занятий оживляет процесс обучения, вносит элементы новизны, заставляет учащихся работать с энтузиазмом. Очевидно, что «… сегодняшний урок должен отличаться от вчерашнего, так как новизна, проблемность, доступность - основные требования современного урока. Традиционная, считавшаяся привычной вопросно-ответная система работы по устоявшейся схеме малоэффективна. Поэтому важно, чтобы сегодняшний урок был обязательно творческим» [8, c. 21].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|