Влияние творческих занятий по предмету «Человек и мир» на развитие младших школьников
Курс «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников «Именно в начальной школе нужно воспитывать у детей не потребительские отношения к окружающему миру, а партнерские, которые дают возможность гармонического сосуществования человека и природы». Способствует этому проведение творческих занятий по предмету «Человек и мир» [22, c. 62]. Младшие школьники должны усвоить, что природа - важная ценность. За человеком не признается никаких привилегий в отношениях к окружающему миру только потому, что он разумное существо. Наоборот, наличие разума накладывает на него дополнительные обязательства по сбережению природного окружения. Развитие человека и природы должно восприниматься как взаимовыгодное единство, потому что человек подчиняется тем же законам, что и природа [1, c. 102]. Постепенное усвоение условий жизнедеятельности, связей и взаимосвязей между компонентами природы формирует у учеников ответственное отношение к своему здоровью, здоровью других людей, положению природного окружения, они начинают понимать, что нарушать эти связи нельзя. Воспитание у детей положительного отношения ко всему живому содействует развитию их моральных качеств. Они учатся чувствовать природу, у них развивается эстетические чувства, чувства сопереживания и сочувствия к другим. При формировании у младших школьников моральных качеств целесообразно использовать такие творческие задания диалоги с растениями, животными, сказочные инсценировки, разыгрывание сценок из жизни и так далее. Природа является бесценным средством эстетического воспитания личности. «Учитель должен использовать каждый удобный момент, чтобы помочь учащимся видеть, чувствовать красоту каждой травинки, каждого лепестка, цветка, завораживаться шепотом листвы, птичьим пением, журчанием ручья» [6, c. 34].
Определенное место на занятиях занимают творческие задания: при этом используются стихотворения, загадки, пословицы и другой литературный материал. Развитию интереса к предмету будут способствовать такие разнообразные дидактические игры, которые можно проводить как на занятиях, так и во время экскурсий и учебных прогулок [9, с. 40]. Педагогическую практику проходила во 2 «Б» классе ГУО «СОШ №13 г. Бреста» у учителя Буриличевой Ирины Михайловны. Количество детей в данном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемость данного класса средняя. Была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей школьников.
Таблица 1. Показатели и критерии уровня творческих способностей школьников
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет организация учебной деятельности школьников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работы учителя на уроках по развитию творческих способностей детей. Наблюдение проходило по следующим показателям: Какие условия создавались на уроке для развития творческих способностей? Какие методы применяет учитель на уроке для развития творческих способностей детей? Как учитываются индивидуально-психологические особенности развития креативности при организации учебной деятельности?
Часто ли даются задания, направленные на развитие творческих способностей детей на уроке? Поощрялись ли учителем нестандартные ответы, творчески выполненные задания, упражнения? Была ли на уроке создана творческая атмосфера? В ходе наблюдения выявили, что учитель уделяет внимание развитию самостоятельности детей. Педагог учит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая тем самым творческие способности. На уроках математики (Приложение 5), давались задания, которые носили творческий характер. Например, по выражению составить задачу, изменить ее условие, изменить выражение и т.п. Многие задачи решались несколькими способами, была введена групповая работа. Учитель стимулировала поиск наиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не была категорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепые предположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданию задавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята в свою очередь пытались найти все возможные варианты его решения. На уроке русского языка также применялись задания творческого характера (Приложение 6). Например, в ходе словарной работы дети знакомились с новыми словарными словами, а затем им давалась возможность придумать различные предложения, используя данные слова. Большее внимание мы уделяли урокам «Человек и мир» (Приложение 7). Желательно при организации контроля учитывать дифференцированный подход: по степени сложности заданий, по степени самостоятельности. Предлагаемые для текущего контроля задания должны обеспечивать обновление (по содержанию, по характеру деятельности) учебной деятельности и ее постепенное усложнение. Так, например, вначале мы давали задания на классификацию предметов природы с указанием существенных признаков, на основе которых осуществляется классификация. Затем предложили задания на классификацию без указания существенных признаков. Далее были задания, где классификация одних и тех же предметов должна осуществляться по нескольким признакам. Также использовались тесты с правильными полными, правильными неполными и неверными ответами. Задача учащихся - выбрать из предложенных ответов правильный полный ответ на поставленный вопрос.
Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда. Следующее педагогическое наблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения: .Желание выполнять творческие задания: а). С большим желанием; б). Не проявляет особого желания; в). Отказывается выполнять. . Включение в творческую деятельность: а). Всегда включается; б). Редко принимает участие; в). Никогда. . Творческий подход к выполнению творческих заданий: а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность); б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя), в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя). . Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях: а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом) б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка); в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне). Наблюдение осуществлялось на первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа. Полученные результаты мы представили в таблице 2. В графе итог сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ - высокий уровень, СУ - средний, НУ - низкий уровень. Обобщая данные наблюдений, можно отметить, что у 48 % детей прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий. 32 % ребят не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий. И 20 % учеников данного класса иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.
Так же мы наблюдали по показателям: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность. Здесь мы видим, что 48 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрывании ситуаций и т.д.
Таблица 2. Показатели проявления творческих способностей
И всего 20 % всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе. Мы вынесли такой показатель, как творческий подход к выполняемым заданиям. 24% школьников всегда проявляли самостоятельность, неординарность, творчество при выполнении различных заданий. Средний уровень проявления креативности прослеживался у 40% учащихся. Низкий уровень у 36% ребят.
Анализ продуктов творческой деятельности детей: рисунки, поделки, позволил нам выявить степень креативности детей. 24 % учащихся имеют высокий уровень креативности; у 40 % детей наблюдается средний уровень; 36 % - выполняют творческие задания на низком уровне. В итоге всего 16 % учащихся имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 52% имеют средний уровень и 32% - низкий уровень. Для более точного определения уровня развитости творческих способностей у детей, мы провели ряд тестов и анкет. . «Анкета изобретателя» (Приложение 8). В анкетировании участвовало 23 человека. Затем мы проанализировали ответы детей. 32 % учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей, 68% - средний уровень и 0% - низкий уровень. На первый вопрос: «Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?», 84% ответили, что часто; 16% - не часто. На вопрос «Нравится ли тебе монотонная работа?», 28% детей ответили, что нравится; 72% - не нравится. % учащимся нравится решать различные головоломки, 4% не любят. На следующий вопрос 68 % ответили, что им приходят в голову необычные идеи; 32% ответили, что у них не возникают необычные идеи. Результаты следующего вопроса показали, что 44 % детей любят заниматься чем-то одним, и 56 % утверждают, что им это не нравится. Отвечая на следующий вопрос, 86% детей утверждали, что им приходят в голову необычные идеи, 14 - наоборот. На седьмой вопрос 72% детей ответили, что могут назвать себя изобретателем, 28% что нет. На вопрос «Нравится ли тебе узнавать что-то новое», 96% учащихся ответили «да», 4% - «нет». % ребят утверждали, что они всегда заранее просматривают учебник, и всего 20% - нет. На последний вопрос: «Часто ли ты можешь решить новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?», 78% дали положительный ответ, 28% - отрицательный. Полученные результаты мы представили в таблице 3. Если ответ ребенка положительный - «+», отрицательный - «-». Следующее исследование - анкетирование (Приложение 9). Анкета состояла из 5 вопросов, на каждый из которых есть 4 варианта ответа. Ее цель - выявление степени отношения детей к творческой деятельности. В анкетировании приняло участие 25 человек. Далее проанализируем ответы детей. На первый вопрос 40% учащихся ответили «порисую», 32% детей предложили свой ответ, например, «поиграю», 28% предпочли бы почитать книгу, и 0% захотели бы сразу же преступить к выполнению домашнего задания. Во втором вопросе ответ «найду множество способов решения» выбрали 32 % ребят, «решу двумя способами» выбрали 28% учащихся, «решу тем способом, который предлагал на прошлом уроке учитель» ответили 36% детей и последний вариант «спишу у друга» не выбрал никто. На третий вопрос 12 % детей ответили, что больше нравится сочинение, 20% выбрали изложение, 52 % учащихся нравится выполнять различные упражнения, 8 % выбрали вид проверки знаний - диктант.
Таблица 3. Уровень творческих способностей учащихся
На последний вопрос дети ответили следующим образом: 60% уч-ся «сочинили бы стихотворение, рассказ», 24% предложили свой ответ типа «нарисую рисунок», 8% помогли бы найти материал, 8% вообще не приняли бы участия. На уроке «Человек и мир» 20% детей предпочитают сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки, 48% предпочитают выполнять задания в рабочих тетрадях или какой - либо другой вид деятельности, 20% учащимся нравится пересказывать тексты учебника, 12% ребят любят узнавать новое, интересное о природе. Высокую степень отношения к творческой деятельности показывает результат от 45 до 50 баллов; среднюю степень - от 35 до 45; низкую - от 25 до 35 баллов; очень низкую степень - от 20 до 25. Следовательно, высокой степенью (ВС) отношения к творческой деятельности обладают 5 человек, это Катя Ш., Настя Л., Дима К., Диана М. и Саша М. Среднюю степень (СС) имеют 15 человек, низкую - 5 человек, очень низкой степенью не обладает никто. В творческом процессе можно выделить четыре характеристики: . Скорость (как много идей дети выдвигают?) . Гибкость (как много разных идей дети выдвигают?) . Оригинальность (это их идеи или заимствованные?) . Разработанность (насколько их идеи детализированы?). Чтобы понять, как эти характеристики «работают», мы проверили творческие способности учащихся с помощью следующего теста (Приложение 10). Проверка состояла по 4 характеристикам. Полученные результаты представлены в таблицах 5-8.
Таблица 4. Степень отношения детей к творческой деятельности
Таблица 5. Гибкость
Таблица 6. Скорость
Таблица 7. Оригинальность
Таблица 8. Разработанность
Чтобы получить обобщенный показатель творческих способностей мы сложили все суммы и вынесли их в таблицу 9. Учеников, получивших общую сумму от 32 до 45 баллов, относим к высокому уровню показателя творческих способностей, от 24 до 31 - к среднему уровню, от 13 до 23 - к низкому уровню. Из 23 учеников, принявших участие в данном тестировании, результаты 17% учеников отнесены к высокому уровню показателя творческих способностей, 30% детей к среднему уровню и 53% учащихся к низкому уровню. Результаты всех исследований мы поместили в таблицу 10 и в соответствии с результа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|