Организация творческих занятий по предмету «Человек и мир»
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При организации творческих занятий по предмету «Человек и мир» учитель должен осознавать, что ученик работает на высоком уровне (творческом, продуктивном), который предполагает: свободное оперирование программным учебным материалом с использованием сведений из других учебных курсов, из прочитанной литературы, радио и телепередач; владение такими приемами учебной деятельности, как аналитическое описание изучаемых растений и животных, их сравнение, установление признаков различия и сходства, выделение существенных признаков ведущих природоведческих понятий; не только усвоение санитарно - гигиенических навыков, правил поведения в природе и обществе, но и их выполнение. Умение применять полученные знания для решения проблемы в нестандартной ситуации, проводить экологическое прогнозирование. Например, объяснить к чему приведет чрезмерное осушение болот, загрязнение водоемов, исчезновение насекомых, хищных животных и так далее. Или может объяснить, почему нельзя совершать прогулки вдоль улиц с оживленным движением, а лучше это делать в сквере, парке или во дворах домов, где много земли и т.п. Проявление познавательной активности, целеустремленности, ответственности, желание помочь одноклассникам решить ту или иную познавательную задачу [8, c. 3]. Но для этого, чтобы ученик смог работать на этом уровне, учитель должен научить его работать творчески. Иногда дети даже и не подозревают, что получают от учителя задание творческого характера. Например, подобрать стихи об осени (к экскурсии), подготовить рассказ о своей семье и так далее. Творческие задания могут иметь место на любом этапе урока в зависимости от его организации. Задания могут располагать по возрастающей степени сложности. Например, в ходе беседы о поведении человека в природе учитель показывает карточки с различными знаками, а дети рассказывают, о чем они напоминают. Можно усложнение задание и предложить детям самим придумать и изобразить рисунки к теме.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию педагогических условий, выдвинутых нами первоначально в гипотезе. Развитие творческих способностей младших школьников будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: ). При реализации содержания текстов заданий учебников по окружающему миру для развития творческих способностей. ). При систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока. ). При включении школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы. Для реализации первого условия гипотезы нами были использованы задания учебника и рабочей тетради для развития творческих способностей учащихся. В этапах уроков мы старались включить задания и упражнения на развитие фантазии и креативности. Детям были предложены такие задания, как написать сочинение, ответив на вопрос «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?»; (Приложение 11). Предшествующим этапом к написанию сочинения было изучение тем: «Растения - живые существа», «Человек и лес», «Лесная аптека». Для начала мы с детьми выяснили, для чего же нам нужны растения, какую пользу они приносят. Была организована работа с текстом учебника, выполнены все задания: проведена беседа о пользе леса по стихотворению. работа с рубрикой «Картинная галерея».
речевая разминка. Результаты проверенных сочинений показали, что многие дети не имеют навыков написания сочинения. Большинство сочинений написано не творчески, здесь мы видим перечисление ответов на вопрос. Но имеется несколько работ, где прослеживается логически связный текст, с использованием распространенных предложений и прилагательных. В этих сочинениях мы можем выделить следующие предположения детей по данному вопросу: «Если из нашей жизни исчезнут все растения, то нам нечем будет дышать. Повсюду будет пыль и жара….», «…Земля превратится в свалку останков всех живых организмов…», «…Вся Земля превратится в пустыню...». Мы видим, что дети глубоко представили себе картину жизни без растений, детально описали ее. Одним из заданий, предложенных в учебнике, было - подготовить рассказ: что необходимо растению для жизни. Дети активно участвовали в обсуждении. Многие рассказывали связный текст. Использовались задания на воссоздающее воображение: нарисовать рисунок-схему «Дерево» и обозначить надземные и подземные части; описать кустарники или травянистые растения по иллюстрациям в учебнике и др. Дети активно принимали участие при выполнении таких заданий. С большим удовольствием работали в тетради «Учимся думать и фантазировать». Но у некоторых детей возникали трудности при выполнении письменных заданий (например: сочинение). Из этого, можем сделать вывод, что детям легче выразить свои мысли устно. Второе условие гипотезы содержит в себе использование познавательных игр. Этот вид деятельности нравится детям больше всего, поэтому все дети с большим желанием принимали участие в них, проявляя свои творческие возможности. Изучая тему «Первое знакомство со звёздами», на этапе - первичное закрепление изученного, детям выдавались карточки с изображением и названием профессии. Учащиеся должны были рассказать о солнце с учетом особенностей своей профессии. Например, Кате досталась карточка с названием профессии: поэт. Она говорит: «Я в своих стихотворениях говорю о красоте солнца», композитор: «Я передаю людям красоту и тепло солнышка в своей музыке», Кирилл выбрал карточку, на которой был изображен астроном: «Я наблюдаю за солнце и его изменениями в телескоп» и т.п.
Использовались ролевые игры. В содержание урока включались исценирование различных ситуаций. Например: разыграть диалоги: зайца и ежа, лисы и ужа, медведя и волка и так далее. Например, рассказывает Катя: «я рыжая, пушистая. А ты какой? Хвост у меня большой и пушистый, а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься? И т.п. остальные учащиеся должны угадать, каких же животных представляют их одноклассники. Так же детям ставились проблемные вопросы. Например: представьте, вы гуляете по лесу, любуетесь красотой природы, вдыхаете аромат цветов и вдруг…змея. Что вы будете делать? Чего вы не должны делать? Детьми были предложены следующие варианты: «Нужно убежать. Надо что-нибудь кинуть в нее. Надо аккуратно, не испугав ее, уйти». В классе появились различные мнения, как нужно делать, а как нельзя. Но в итоге пришли к правильным решениям. Были предложены следующие экологические ситуации для решения их детьми: например, «Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?» «Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней. Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить. А что ты делал для своего ежика? - спросил он у Коли. А я отнес его в лес и выпустил на волю! Кто из мальчиков поступил правильно и почему?». Дети активно участвовали в дискуссиях, без боязни высказывали свои мнения. Все ответы и предложения детей нами поощрялись. По третьему условию гипотезы мы постоянно включали детей в процесс наблюдения за природой. Учащиеся учились словесно описывать состояние природы, выражать свое эмоциональное состояние в зависимости от погоды. В начале каждого урока «Человек и мир», мы отводили 5 минут на обсуждение таких вопросов: «Давайте посмотрим за окно. Что вы видите? Какая сегодня погода? Как выглядят растения? Нравится вам сегодняшняя погода? Почему? и т.д.» Дети высказывали свои впечатления, говорили о том, что погода влияет на душевное и физическое состояние человека. Описывали свое эмоциональное состояние. Например, что говорили дети: «Сегодня я проснулся с плохим настроением. Но сейчас за окном светит солнышко, и мне хочется улыбаться», «Когда хорошая погода, тепло и светит солнце, у меня веселое настроение», «А мне нравится летний дождь. А когда дождик заканчивается, можно увидеть радугу. Такая погода мне нравится больше всего!» и т.п.
Данное упражнение способствовало развитию таких психических процессов, как речь, фантазия. На последнем этапе практики нами проводился контрольный эксперимент. Для этого мы использовали методику «Несуществующее животное». Замысел методики состоял в следующем: детям предлагалось нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее название. Оценивался уровень оригинальности рисунка. Среди всех работ детей, можно выделить всего 6 рисунков с изображением простых существ или сказочных персонажей. В некоторых работах несуществующие животные выполнены приемом агглютинации, т.е., соединение отдельных частей различных животных в своем рисунке. Хвост от рыбы, голова зайца и т.п. Здесь мы можем выделить: свинья осьминог, драконодинозаролошадь, летающая корова, клешнкраб. Мы видим, что названия животных не оригинальны, отражают названия реальных животных. Но есть работы, где представлены совершенно фантастические животные с такими названиями: мутаро, завазуз, билбуб, крылатка, радушка и др. Так же имеются две работы с изображением совершенно непонятных персонажей. Эти работы отличаются своей оригинальностью и фантазией. Это работы: Максима Д., Максима П., Вики У., Кати Ш., Ильи Х. и другие. Эти учащиеся показывали высокие результаты в ходе всего нашего исследования. Результаты представим в таблице 11. Для этого выделим следующие критерии: изображение животного: 5 баллов - изображены фантастические животные; 3 баллов - изображение животных выполнено приемом агглютинации; 0 баллов - простые существа, существующие животные или сказочные и мультипликационные персонажи; название животного: 5 баллов - фантастическое, несуществующее название; 3 балла - немного измененные названия; 0 баллов - неоригинальные названия или их отсутствие. В итоге: ВУ - 8-10 баллов; СУ - 5-6 баллов; НУ - 0-5 баллов. Следовательно, мы можем увидеть, что у 8% детей остался низкий уровень развития творческих способностей, 56% имеют средний уровень и 36% учащихся - высокий уровень.
Таким образом, можно увидеть, что уровень творческих способностей у детей повысился. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента - 56%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 36%. Низкий уровень остался неизменным - 8%, у тех же детей: Алины Б. и Кирилла Б. Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы. Добиться более заметных изменений в развитии творческих способностей детей не позволило ограниченное время практики.
Таблица 11. Результаты проведенной работы
Рис. 2. Уровень развития творческих способностей младших школьников по результатам констатирующего эксперимента
Рис. 3. Уровень развития творческих способностей младших школьников по результатам контрольного эксперимента
Заключение
Тема курсовой работы очень актуальна для развития учебного процесса и заслуживает должного внимания. Изменение современной педагогической системы обучения требует от учителя использования форм, методов, технологий, которые могли бы создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей. Любой учитель, осознающий свою социальную ответственность, должен стремиться работать творчески, должен развивать в себе творческие возможности. О том, что педагогическая деятельность - это творчество, что учитель - творческая профессия, сказано немало. Но повседневный опыт работы в школе далеко не всегда подтверждает эти высказывания. Слишком часто они превращаются в пустые лозунги, вызывая скепсис вместо энтузиазма. Педагогическое творчество - это всегда сотворчество. «Витийствующий учитель в притихшем классе - это возможно. Но долго молчащий класс - это признак неумения организовать совместную творческую деятельность» [6, с. 13]. В настоящее время нужны люди, умеющие творчески мыслить, изобретающие и создающие что-либо новое. Но, к сожалению, современная школа сохранила еще нетворческий подход к усвоению знаний, обучение строится на репродуктивном познании. Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования на уроках по предмету «Человек и мир» разнообразных творческих занятий. поэтому очень важно так продумать организацию педагогического процесса, чтобы отведенное для творчество время ничем другим не заполнялось. Содержание творческих занятий по предмету «Человек и мир» богато и разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает творческие занятия важным средством формирования нравственных чувств и побуждений. «Развитие творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости» [13, с. 12]. Творческие занятия являются ценным средством воспитания умственной активности школьника, активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию «Человек и мир». Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, творческие задания помогают созданию чего-то необычного, нового, неизведанного. Подбирая творческие задания к уроку важно добиться, чтобы они были достаточно сложными и в то же время доступными детям. В процессе их выполнения дети должны быть внимательными, не мешать друг другу, думать, отвечать. «При организации работы над творческим заданием нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, постепенно усложнять задачу и определенные действия» [14, с. 10]. Творческие занятия могут быть разной продолжительности и проходить на разных этапах урока. Важно учесть следующее: какие умения и навыки формируются в процессе творческого занятия; какие предусматриваются цели; материалы и пособия; организацию детей. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей второклассников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования и стандартных тестовых методик. Результаты эксперимента таковы: 80% учеников данного класса имеют средний уровень развития творческих способностей, 8% детей - низкий уровень и 12% учащихся имеют высокий уровень. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Человек и мир» обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы: ) при реализации содержания текстов заданий учебников «Человек и мир» для развития творческих способностей; ) при систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока; ) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы. На этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Несуществующее животное». Учащиеся проявили свою фантазию в изображении животного, его названии. Контрольный эксперимент показал, что результаты улучшились. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента - 40%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 52%. Низкий уровень остался неизменным - 8%, у тех же детей: Алины Б. и Кирилла Б. Таким образом, можно сделать выводы: ) опытная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы; ) реализация программы «Человек и мир» является одним из педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников. ) при изучении окружающего мира по данной программе с учетом реализации нашей гипотезы у школьников повышается мотивация учения и интерес к изучению данного предмета. Результаты исследования имеют практическую значимость для учителей начальных классов и студентов педагогических колледжей. Таким образом, «творческим занятиям принадлежит значимая роль в жизни и развитии детей. Во время их проведения формируются многие положительные качества, интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности» [9, с. 81].
Литература
.Агеевец, А.М. Информационные технологии при проведении краеведческих занятий /А.М. Агеевец //Народная асвета. - 2006. - №5. - С. 39-43. .Анищенко, И.А. Игра дошкольника: Научно-методическое пособие /И.А. Анищенко. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 1998. - 96 с. .Валова, З.Г. Ребенок среди природы /З.Г. Валова. - Минск: Зорны верасень, 1985. - 210 с. .Горащенко, В.П. Методика изучения природы /В.П. Горащенко. - Москва: Академия педагогических наук, 1965. - 269 с. .Горащенко, В.П. Методика преподавания природоведения /В.П. Горащенко. - Москва: Академия педагогических наук, 1984. - 148 с. .Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала /Э.К. Гульянц. - Москва: Вентана-Графф, 1991. - 127 с. .Гусакова, М.А. Аппликация /М.А. Гусакова. - Москва: Просвещение, 1987. - 169 с. .Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н.Г.Еленский // Пачатковая школа. - 2007. - №7. - С.10-17. .Иванов, И.П. Коллективные творческие дела /И.П. Иванов. - Москва: Логос, 1989. - 158 с. .Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры: пособие для педагогов /С.С. Кашлев. - Минск: Зорны верасень, 2007. - 148с. .Литовчик, Н.Н. Групповая работа на уроке /Н.Н. Литовчик // Пачатковая школа. - 2008. - №6. - С. 45-52. .Львов, М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся /М.Р. Львов // Начальная школа. - 1993 - №1 - С. 21-58. .Малинко, О.Н. Развитие творческого мышления младших школьников /О.Н. Малинко // Пачатковая школа. - 1999. - №5. - С.21-93. .Мельчаков, Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению /Л.Ф. Мельчаков. - Минск: Народная асвета, 1981. - 123 с. .Минаева, В.М. Внеклассная работа по природоведению /В.М. Минаева. - Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 179 с. .Наумчик, В.Н. Воспитание творческой личности /В.Н. Наумчик. - Минск: Вышэйшая школа, 1998. - 98 с. .Паршакова З.П. Выхаванне i развiцце школьнiкау на уроках курса «Чалавек i свет» /Паршакова З.П. // Пачатковая школа. - 2003. - №3 - С. 19-21. .Осипова, М.П. Воспитание 2 класс / М.П. Осипова, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др. - Минск: Книжный дом, Экоперспектива, 2003. - 150 с. .Осипова, М.П. Воспитание 3 класс / М.П. Осипова, С.И. Козлович, Е.Д. Король и др. - Минск: Книжный дом, Экоперспектива, 2003. - 228 с. .Самерсова, Н.В. Игровой метод в экологическом образовании. /Н.В. Самерсова // Народная асвета. - 2006. - №2. - С.39-44. .Скаткин, М.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе /М.Н. Скаткин. - Москва: Просвещение, 1979. - 198 с. .Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Москва: Академия, 1979. -196 с. .Третьякова, А.А. Работа в инновационном режиме /А.А. Третьякова // Пачатковая школа. - 2007. - №7. - С.8-9. .Фролова, Г.И. Организация и методика внеклассной работы с детьми и подростками /Г.И. Фролова. - Москва: Просвещение, 1991. - 173 с.
Приложение 1
Творческий тест ГУО «СОШ №13, г. Бреста» Предмет: Человек и мир Класс: 2 Тема: «Живая природа. Мир растений» . Дай правильный ответ: Все предметы живой природы похожи тем, что они… . Дай общее название группе предметов Вода, солнце, деревья, птицы - это… Растения, животные, человек - это… Деревья, кустарники, травы - это… . Какая часть растения выполняет указанную работу? Часть растения, которая всасывает воду с питательными веществами - это… Часть растения, на которой расположены листья и по которой передвигаются вода и питательные вещества - это… Часть растения, на которой образуются плоды с семенами и которая служит для размножения - это… . Закончи предложения: Груша - плод, потому что внутри у нее… Морковь - корнеплод, потому что в нутрии у нее… Овощные растения относятся к культурным растениям, потому что… . Согласен ли ты с данными утверждениями: У картофеля в пищу употребляют плоды. - У редиса, моркови, свеклы в пищу потребляют видоизмененные корни. Растения сирени, дуба имеют те же части, что и растения ромашки. -
Приложение 2
Конспект урока Урок по технологии Дальтон-план (2ч.) Предмет: Человек и мир Класс: 2 Тема: Лес Цели: углубить знания детей о лесе. продолжить формирование экологической культуры, эстетического восприятия природы. содействовать формирования и развитию принципов самостоятельности, свободы, сотрудничества, доверию и ответственности за свою деятельность. Подготовка к уроку: разработать и раздать для каждого ученика учебно-творческое задание по теме «Лес». подготовить карточки и листочки для работы на уроке. подобрать литературу и загадки. (У каждого ученика есть памятки «Как работать над Дальнон-заданием», «Установка на успех»). Ход урока . Активизация знаний. Проверка домашнего задания. «Карусель»: ученики делятся на «экзаменаторов» и «отвечающих» (Это можно сделать по-разному: переставить столы полукругом, где с одной стороны сидят «экзаменаторы», а с другой «отвечающие», а можно не переставлять столы, а поделить учащихся, как на контрольной работе, по рядам). У «экзаменаторов» - билеты-сарбонки (это подготовленные детьми дома карточки, где есть вопрос и ответ на этот вопрос), а у «отвечающих» - чистый лист со своими инициалами и фамилией. По команде учителя начинается Продолжение приложения 2 «сдача экзамена». «Экзаменаторы» тихим голосом читают задание, а «отвечающие» дают ответ: далее «экзаменаторы» выставляют баллы за ответы. Потом, по команде учителя, учащиеся меняются местами «экзаменаторы» становятся «отвечающими», а «отвечающие» становятся «экзаменаторами». Билеты: . Что едят травоядные животные? (растения). . Что едят хищники? (травоядных животных). . Как называется наука о связях между организмами и окружающей средой, между человеком и остальной природой? (Экология). . Куда записываются редкие виды животных и растений?(В Красную Книгу). . Где связаны между собой и неживой природой все растения и животные? (В природном сообществе). . Какие растения леса составляют верхний ярус? (Деревья). . Назовите природные сообщества? (Лес, луг, поле, сад, водоемы и так далее). а) Составление мини-кроссворда на доске с ключевым словом «лес». б) Или разгадывание мини-кроссворда (по горизонтали). . Как называется наука о связях между живыми организмами и окружающей средой, между человеком и остальной природой? (Экология). . Назовите животное нашей страны, у которого есть красивые рога? (Лось) . Какой буквы не хватает, чтобы получилось название сообщества? (е).
Рис.
. Введение в новую тему. Такое же название имеет тема нашего урока. Перед вами лежат листики с Дальтон-заданием. Прочитайте цели нашего урока (комментированное содержание листков). Продолжать изучать данную тему мы с вами будем на двух уроках: на первом - будем работать над Дальтон-заданием, на втором - мы послушаем, кто что подготовил, обсудим услышанное, проверим что вы усвоили: Давайте вспомним как надо работать над Дальтон-заданием. Установка на успех. . Групповая самостоятельная работа над Дальтон-заданием. (Для каждой темы подготовлена дополнительная литература, картинки, фотографии. Ученики сами между собой распределяют задания). .Мини-конференция. (Каждая группа выступает с подготовленными заданиями. Задает вопросы: а отвечающим в ответ задаются вопросы, если кому-то что-то непонятно). .Подведение итогов услышанного и дополнения. Чем связаны между собой растения и животные? (пищевыми связями). С чего начинается первое звено пищевой цепи? (Растения). На доске приклеивается карточка «Растения». Назовите несколько растений леса. Сюда можно отнести грибы. Вывешивается карточка «Грибы». Какие бывают грибы? (съедобные, ядовитые). Кто питается растениями и грибами? (Животные). Как называются такие животные? (Травоядные). Вывешивается карточка «травоядные животные». Окончание приложения 2 А как будет называться трете звено? (хищники) - карточка «хищники». Вот мы и получили обобщенную модель пищевой цепи. Она вам понадобится, чтобы построить конкретную пищевую цепь. .Контроль и рефлексия. На отдельном листке ученики отвечают на вопросы теста по теме. Потом тесты сдаются учителю для проверки. . Домашнее задание.
Приложение 3
Учебно-творческое задание Дальтон-план ГУО «СОШ №13, г. Бреста» Учитель: Буриличева Ирина Михайловна Предмет: Человек и мир Класс: 2 Дата: 19.02.2013, два учебных часа Тема: Лес Цель: обратить внимание на то, что лес - это природное сообщество, где сообща живут разные живые существа, которые связаны между собой. Необходимо знать: 3-4 вида наиболее распространенных растений, грибов и животных леса. Необходимо уметь: составлять цепи питания для леса, делать экологические прогнозы. Задания на выбор: .Подготовит сообщение в любой форме на одну из следующих тем: Виды лесов. (Смотри учебник страница 79-80, 84-86). Растения леса. (Учебник стр. 80-82, 85-87). Грибы. (Учебник стр. 82-83). Животные леса. (Учебник стр. 88-94). Задания для всех: .Выступление по выбранной теме. (Внимательно слушай и запоминай то, что будут говорить твои одноклассники. Если что-то непонятно - задавай вопросы.) .Запиши ответы на контрольные вопросы и на вопросы самоанализа. (По команде учителя на специально подготовленном листке). .Сдай выполненное на листике учителю. Успехов!
Приложение 4
Фрагмент осенней экскурсии в лес Тема: «Осенние изменения в неживой и живой природе» Класс: 2 Цель: - понаблюдать за осенними изменениями в неживой и живой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитать у учащихся эстетические чувства и бережное отношение к природе. Место проведения: Парк «1 Мая» Внимательно наблюдайте! . Какая сегодня погода? Какое небо? Солнце? Есть ли ветер? Сравните сентябрьские дни с летними. . Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом? . Начался ли листопад? В какую погоду листьев опадает больше? Почему? . Научись различать деревья, кустарники, травы. Знаешь ли их название? . Научись отличать лиственные деревья от хвойных. Знаешь ли их название? . Найди и рассмотри цветущие травянистые растения. Назови их части. . Каких насекомых увидел? Много ли их сейчас? . Каких увидел птиц? . Что тебе понравилось на экскурсии и запомнилось?
Приложение 5
Фрагмент урока по математике Тема: «Умножение с нулём и единицей» Класс: 2 На этапе введения нового знания используется групповая форма работы (состав группы - 2 человека). Введение нового знания. Далеко - далеко за морями и горами была страна Цифирия. Жили в ней трудолюбивые числа. Королева Арифметика пригласила жителей страны к себе на службу. Она предлагает выполнить задания: . Соедините примеры на сложение с примерами на умножение: х 1 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 х 5 6 х 8 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 . Решите задачи. №1. а) У 5 котят по одной ленточке. Сколько всего ленточек? б) У 9 слонов по 1 хоботу. Сколько всего хоботов? в)У 12 школьников по 1 учебнику математики. Сколько всего учебников? ряд (дети с низким и средним уровнем математических способностей) №1 а) 1 вариант решает задачу сложением, 2 - умножением. ряд (дети со средним и высоким уровнем математических способнос-тей)(№1 б) 1 вариант решает задачу сложением, 2 - умножением. ряд (дети с низким и средним уровнем математических способностей) №1 в) 1 вариант решает задачу сложением, 2 - умножением. Задание: сформулировать правило умножения 1 на любое число. человек решают эти же задачи на доске. Работа проверяется. Формули-руется правило умножения 1 на любое число. Задание для всех учащихся: Придумайте несколько похожих задач и решите их.
Приложение 6
Фрагмент урока по русскому языку Тема: «Имя существительное» Класс: 2. Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами, их мы должны самостоятельно составить из данных букв: М Р Х Ш З О О О О Дети: Получились слова мороз и хорошо У.Что означает слово мороз? Д.Мороз - это холод. Очень холодная погода. У.В каких значениях может употребляться слово хорошо? Д.С помощью слова хорошо оценивают поведение, поступки, действия. Например: поступил хорошо. Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или чем-либо соглашаются. Например: хорошо, я приду. Слово хорошо может означать угрозу. Например: ну, хорошо же! У.Отметку «четыре» называют «хорошо». Что можно сказать о написании слов мороз и хорошо? Д.В обоих словах имеется сочетание - оро- У.Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые нужно запомнить. Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.
Приложение 7
Фрагмент урока «Человек и мир» Тема: «Значение воды на Земле» Класс: 2 ) Выбери правильный, полный ответ (на листочках записывается номер ответа). Почему нельзя вылавливать в водоемах моллюсков и большое количество раков? . Эти животные украшают водоёмы. . Моллюски и раки - санитары водоёмов, так как они очищают воду. В водоёмах, где много этих животных, вода чистая. . Это опасно для здоровья: в воде можно поскользнуться и упасть. ) Продолжи предложения: Мы умываемся водой, потому что вода …. Мы используем воду, потому что …. Вода - жидкость. Не имеет вкуса, запаха, хороший растворитель, поэтому мы используем воду для приготовления … и т.п.
Приложение 8
«Анкета изобретателя» Вопросы: 1. Часто ли тебе в голову приходят новые идеи? 2. Тебе нравится монотонная работа? . Любишь ли ты решать головоломки и загадки? . Настойчив ли ты в достижении цели? . Ты любишь заниматься чем-то одним? . Тебе приходят в голову необычные идеи? . Можешь ли ты себя называть изобретателем? . Нравится ли тебе узнавать новое? . Ты любишь заранее рассматривать новый учебник? . Часто ли ты можешь реешь новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников? Ответ должен быть: «да» или «нет». Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный - 0 баллов. Суммарный результат в некоторой степени характеризует способность ребенка к творчеству. Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень развития творческих способностей высокий, 5-7 баллов - средний уровень, 0-4 балла - низкий уровень.
Приложение 9
Анкетирование Вопросы анкеты: После уроков ты остался в группе продленного дня, ты предпочтешь: а). Начнешь рисовать; б). Свой ответ; в). Почитаешь книгу; г). Сразу же приступишь к выполнению дом. задания; . На уроке математики - контрольная работа. Предлагается решить задачу. Ты: а). Будешь искать множество способов решения этой задачи; б). Решишь двумя способами; в). Решишь ее тем способом, кот. предлагал на прошлом уроке учитель; г). Спишешь у соседа. . На уроке русского языка тебе больше всего нравится проверка знаний вида: а). Сочинение; б). Изложение; в). Выполнение упражнений; г). Диктант . Ваш класс изготавливает стен газету к празднику 8 марта. Ты предложишь: а). Сочинить стихотворение, рассказ; б). Свой вариант ответа; в). Найти материал по данной теме; г). Не примешь участие. . На уроке «Человек и мир» ты любишь: а). Сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки по теме; б). Свой вариант ответа; в). Пересказывать тексты учебника; г). Узнавать новое, интересное о природе. Окончание приложения 9 Каждый ответ, соответствующий варианту а - оценивается в 10 баллов; Вариант б - в 8 баллов; Ответ в - оценивался в 6 баллов; Вариант г - в 4 балла.
Приложение 10
Внимательно всмотрись в эти фигуры:
Рис.
Что они, по-твоему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумай как можно больше вариантов.
Приложение 11
Фрагмент урока «Человек и мир». Подготовка к написанию сочинения. Тема: «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?» Актуализация знаний: Для чего же нам нужны растения? - Какую пользу они приносят? Беседа по стихотворению С.Маршака «Праздник леса»; Работа с рубрикой «Картинная галерея». Задание было следующее: рассмотрите пейзаж великого художника И.И. Шишкина. Почему он
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|