Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Утверждено

на заседании Методического совета

протокол №____ от «___»______2016 г.

 

Председатель совета__________________

И.Б. Стукалова.

 

 

Кафедра Политологии и социологии

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.01.02СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Направление подготовки для всех направлений

Направленность (профиль) программы для всех профилей

 

Уровень высшего образования Бакалавриат

Программа подготовки Академический и прикладной бакалавриат

 

 

Москва – 2016 г.


Рецензенты:

1. Заведующий кафедрой государственного и муниципального образования ФГБВОУ ВО «АГЗ МЧС России», доктор политических наук, профессор Мельков С.А.;

2. Заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», кандидат философских наук, доцент Ивлева М.А.

 

 

Главной целью курса является обеспечение научно-информационной основы для формирования широко образованных и социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и процессов.

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

 

 

Составитель: ______________________________ / Черданцев В.В., к.фил.н., доцент,

кафедра политологии и социологии

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры политологии и социологии,

протокол № 7 от «29» марта 2016 г.

 

Заведующий кафедрой __________________ / А.П. Кошкин

 

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры__________________________________, протокол № __ от «___» _________ 201__г.

Заведующий кафедрой ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено на заседании Методического совета,

протокол №__ от «___»___________ 201_г.

 

Председатель ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры________________________________________, протокол № __ от «___»_________ 201__г.

Заведующий кафедрой ________________ ___________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено на заседании Методического совета,

протокол № ___ от «_____» ____________ 201_г.

 

Председатель ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры_______________________________, протокол № __ от «___» ____________201__г.

Заведующий кафедрой ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено на заседании Методического совета,

протокол № __ от «___»_______________ 201_г.

 

Председатель ________________ _____________

(подпись) (Ф.И.О.)

И.О.)

 

Содержание

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

Цель дисциплины.. 5

Учебные задачи дисциплины.. 5

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования) 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 5

Формы контроля. 6

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

Содержание разделов дисциплины.. 7

Обеспечение содержания дисциплины.. 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 9

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 9

Рекомендуемая литература.. 9

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины.. 10

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 10

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.. 10

Тематика курсовых работ. 10

Вопросы к экзамену /зачету/зачету с оценкой.. 10

Примеры тестов для контроля знаний.. 11

VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 11

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 13

Приложение 1. 13

Приложение 2. 16

Приложение 3. 17

 

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Целью учебной дисциплины «Социология» является обеспечение научно-информационной ос­новы для формирования широко образованных и социально активных профессионалов, осознающих свое место в современном обществе, спо­собных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и процессов.

Учебные задачи дисциплины

Задачами дисциплины предполагает изучение:

· основных этапов развития социологии как науки и совре­менных направлений социологической теории;

· общества как целостной саморегулирующейся социокуль­турной системы, в том числе особенностей развития россий­ского общества;

· процессов возникновения и функционирования социальных общностей, социальных организаций и институтов;

· нормативной культуры с точки зрения формирования лич­ности как субъекта социального действия, ее взаимосвязей с социальным окружением;

· типов социального неравенства и стратификации, горизонтальной и вертикальной социальной
мобильности;

· механизмов возникновения и решения социальных конфлик­тов;

· методологии и методов конкретно-социологических иссле­дований.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)

Дисциплина «Социология», относится к вариативной части учебного плана.

Дисциплина основывается на знании дисциплин ы «История».

Для успешного освоения дисциплины «Социология», студент должен:

  1. Знать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  2. Уметь анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества (ОК-2);

3. Владеть навыками исследования и оценки основных этапов и закономерностей исторического развития общества (ОК-2).

Изучение дисциплины «Социология» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Экономика фирмы», «Национальная экономика».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

 

ОК-4 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (для направлений: 38.03.01 - Экономика, ​​38.03.02 Менеджмент).

 

В результате освоения компетенции ОК-4 студент должен:

1. Знать: методы решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

2. Уметь: осуществлять коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках.

3. Владеть: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

 

ОК-5 -способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (Для направлений: 38.03.01 Экономика).

В результате освоения компетенции ОК-5 студент должен:

1. Знать: основы работы и социального взаимодействия в коллективе.

2. Уметь: работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Владеть: способностью работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе.

ОК-7 – способность к самоорганизации и самообразованию (Для направлений: 38.03.01 Экономика, 15.03.02 Технологические машины и оборудование, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 41.03.04 Политология, 43.03.03 Гостиничное дело, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 38.03.02 Менеджмент, 09.03.03 Прикладная информатика, 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 37.03.01 Психология, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 39.03.02 Социальная работа, 39.03.01 Социология, 38.03.07 Товароведение, 27.03.02 Управление качеством, 38.03.03 Управление персоналом, 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, 54.03.01 Дизайн, 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, 38.03.05 Бизнес-информатика, 27.03.05 Инноватика, 40.03.01 Юриспруденция)

 

В результате освоения компетенции ОК-7 студент должен:

1. Знать: основы самоорганизации.

2. Уметь: применять методы самообразования.

3. Владеть: способностью к самоорганизации и самообразованию.

ПК-9 – способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (для направлений: 38.03.01 - Экономика).

В результате освоения компетенции ПК-9 студент должен:

1. Знать: формы деятельности малой группы.

2. Уметь: применять методы организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.

3. Владеть: способность организовать деятельность малой группы.

 

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия, в соответствии с тематическим планом.

Промежуточная аттестация в 3 семестрезачет.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Социология» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

 

 


 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

 

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии
Семестр 3
1. Социология как наука и учебная дисциплина Объект и предмет социологии. Понятие социального. Структура и функции социологического знания. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Методы социальной науки. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе. Исторические предпосылки возникновения социологии как нау­ки. О. Конт - родоначальник социологии. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Марксистская социология. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайлов­ский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов). Западная социология в XX столетии и ее основные направления и школы (структурный функционализм, теория социального конфликта, символический интеракционизм, теории социального обмена). Современный этап развития социологии. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Интерактивная лекция, практическое занятие, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание
2. Общество как социокультурная система. Социальные институты и организации Системный анализ общественной жизни. Соотношение понятий «система» и «общество». Основные признаки общества, его важнейшие подсистемы. Понятие социальных связей и социальных отношений. Социокультурные отношения в современном обществе. Особен­ности и проблемы развития российского общества. Современные модели общественного развития. Понятие «социальный институт», их функции и задачи. Типоло­гия социальных институтов и их структура. Базовые институты общества и сферы их влияния. Взаимосвязи между социальными институтами. Дифференциация и специализация социальных институтов в современ­ном российском обществе. Последствия излишней зависимости и излиш­ней автономии социальных институтов. Понятие «социальная организация». Основные черты современ­ной организации и ее цели. Типология организаций. Виды организацион­ных структур. Внешнее окружение организаций. Управление в организации и отношение власти. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание
3. Социальные роли и личность. Социализация личности Человек как биосоциальная система. Определение и структура личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Социальный тип личности, основания типологизации личности. Понятие социальной роли и социального статуса. Основные и неосновные статусы. Статусный набор. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Изменчивость ролей. Ролевой конфликт. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация. Понятия десоциализации и ресоциализации. Институты и агенты социализации личности. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Фор­мы социализации. Потребности, интересы личности общества. Ментали­тет россиянина. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание, круглый стол
4. Социальная структура и стратификация, социальная мобильность. Социальные общности и группы Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Теории социальной структуры и стратификации К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Райта, Р. Дарендорфа. Неравенство как критерий стратификации. Основные показатели стратификации: власть, доход, престиж, образование и др. Теория элит. Проблема «среднего» класса в современном рос­сийском обществе. Динамика социальной структуры России. Понятие социальной общности и ее характерные черты. Различ­ные виды социальных общностей: агрегации, категории, социальные группы, Страты, классы. Национально-этническая и социально-террито­риальная структуры общества. Причина обострения межнациональных отношений. Группообразующие процессы в обществе. Большие и малые группы, квазигруппы. Малые группы как основа жизнедеятельности об­щества. Групповая динамика и коммуникационные связи в группах. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Море­но). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули). Характер и содержание лидерства в группах. Функции группо­вых лидеров. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание, круглый стол
5. Социальный контроль. Социальные конфликты Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения индивидов и групп. Основные элементы социального контро­ля: нормы и санкции, их типология. Функции социального контроля и способы их реализации. Девиантное и ригидное поведение. Понятие аномии. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Возникновение теории социальных конфликтов. Разработка про­блемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. Конфликтные парадигмы Т. Парсона, Л. Козера, Р. Дарендорфа. Основные этапы возникновения и развития социального кон­фликта. Возникновение конфликтной ситуации, ее причины. Управление социальным конфликтом: локализация и гашение. Последствия социаль­ного конфликта. Возникновение новых социальных структур в ходе кон­фликта. Национальные противоречия и конфликты в РФ, основные при­чины их возникновения и возможные способы разрешения. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Лекция, практическое занятие, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание
6. Социологическое исследование: методология и методы Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологиче­ской информации. Выборка и понятие репрезентативности. Программа социологического исследования, ее структура. Ха­рактеристика этапов исследования. Сущность социального эксперимента и условия его проведения. Профессиональный состав исследовательских групп. Кодекс чести социолога. ОК-4 ОК-5 ОК-7 ПК-9   Знать:основы работы и социального взаимодействия в коллективе. Уметь:работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть:способность работать в полиэтническом и многоконфессиональном коллективе. Интерактивная лекция, лекция, практические занятия, самостоятельная работа студента с литературой, письменное домашнее задание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...