III. Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины «Социлогия» используются следующие образовательные технологии: 1. Стандартные методы обучения: · лекции; · практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; · письменные домашние задания; · консультации преподавателей; · самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий: · интерактивные лекции; · круглые столы.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная литература 1. Социология: учеб. пособие / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова; Е. В. Александрова и др. – М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012. – 148 с. 2. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров: [гриф УМО] / А. И. Кравченко. – М.: Юрайт, 2014. – 828 с. Нормативно-правовые документы. При изучении дисциплины не используются.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы: · Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Социология – Социология. · www.gumfak.ru/sociolog.shtml - Социология. · www.countries.ru/library.htm - Библиотека по социологии. · http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии на Академике. Социология. · http://www.sociological.com/ - Библиотека документов: Электронное научное издание журнал «Социологические исследования («Социс»).
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины
В рамках изучения дисциплины «Социлогия» не используются. Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) Дисциплина «Социология» обеспечена основной литературой, вопросами для самопроверки и заданиями для самостоятельной работы, тестами, мультимедийными аудиториями с необходимым оборудованием (проектор, ноутбук).
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с положением «О фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова». Тематика курсовых работ Курсовая работа по дисциплине «Социология» не предусмотрена. Вопросы к зачету 1. Объект и предмет социологии. 2. Понятие социального. 3. Структура и функции социологического знания. 4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. 5. Методы социальной науки. 6. Цели и задачи изучения социологии в экономическом вузе. 7. Исторические предпосылки возникновения социологии как науки. О. Конт - родоначальник социологии. 8. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 9. Марксистская социология. 10. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето 11. Социологическая мысль в России до 1917 г. (П. Лавров, Н. Михайловский, М. Ковалевский, П. Сорокин, Г. В. Плеханов). 12. Западная социология в XX столетии и ее основные направления и школы (структурный функционализм, теория социального конфликта, символический интеракционизм, теории социального обмена). 13. Современный этап развития социологии. 14. Системный анализ общественной жизни. Соотношение понятий «система» и «общество». Основные признаки общества, его важнейшие подсистемы. 15. Понятие социальных связей и социальных отношений. 16. Социокультурные отношения в современном обществе. 17. Особенности и проблемы развития российского общества. 18. Современные модели общественного развития.
19. Понятие «социальный институт», их функции и задачи. Типология социальных институтов и их структура. 20. Базовые институты общества и сферы их влияния. Взаимосвязи между социальными институтами. 21. Понятие «социальная организация». Основные черты современной организации и ее цели. Типология социальных организаций. Виды организационных структур. 22. Внешнее окружение социальных организаций. Управление в организации и отношение власти. 23. Человек как биосоциальная система. Определение и структура личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». 24. Социальный тип личности, основания типологизации личности. 25. Понятие социальной роли и социального статуса. Основные и неосновные статусы. Статусный набор. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Изменчивость ролей. Ролевой конфликт. 26. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация. 27. Институты и агенты социализации личности. 28. Социальная среда, деятельность и социализация личности. Формы социализации. Потребности, интересы личности общества. Менталитет россиянина. 29. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. 30. Теории социальной структуры и стратификации К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Э. Райта, Р. Дарендорфа. 31. Неравенство как критерий стратификации. Основные показатели стратификации: власть, доход, престиж, образование и др. 32. Теория элит. Проблема «среднего» класса в современном российском обществе. Динамика социальной структуры России. 33. Понятие социальной общности и ее характерные черты. Различные виды социальных общностей: агрегации, категории, социальные группы, страты, классы. 34. Национально-этническая и социально-территориальная структуры общества. Причина обострения межнациональных отношений. 35. Группообразующие процессы в обществе. Большие и малые группы, квазигруппы. 36. Изучение сплоченности малой группы (социометрический метод Дж. Морено). Первичные и вторичные группы (Ч. Кули). 37. Характер и содержание лидерства в группах. Функции групповых лидеров. 38. Социальный контроль как механизм регулирования социального поведения индивидов и групп.
39. Основные элементы социального контроля: нормы и санкции, их типология. Функции социального контроля и способы их реализации. 40. Девиантное и ригидное поведение. Понятие аномии. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. 41. Возникновение теории социальных конфликтов. Разработка проблемы социальных конфликтов К. Марксом и Г. Зиммелем. 42. Конфликтные парадигмы Т. Парсона, Л. Козера, Р. Дарендорфа. 43. Основные этапы возникновения и развития социального конфликта. 44. Национальные противоречия и конфликты в РФ, основные причины их возникновения и возможные способы разрешения. 45. Основные характеристики социологического исследования, его виды и функции. Характеристика основных методов сбора социологической информации. 46. Выборка и понятие репрезентативности. 47. Программа социологического исследования, ее структура. 48. Характеристика этапов исследования. 49. Сущность социального эксперимента и условия его проведения. 50. Профессиональный состав исследовательских групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|