Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение содержания дисциплины

 

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина.

 

Литература: О-1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы теоретические и социально-практические предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Определите предметное поле социологической науки.

3. Какова структура социологии?

4. Каковы методы социального познания?

5. Что такое социальный закон?

6. Назовите основные функции социологии.

7. Какие особенности присущи социологии как науке?

8. Почему социологическая наука имеет универсальный характер?

9. Каковы теоретические и социально-практические предпосылки возникновения социологии как науки?

10. Определите предметное поле социологической науки.

11. Какова структура социологии?

12. Каковы методы социального познания?

13. Что такое социальный закон?

14. Назовите основные функции социологии.

15. Какие особенности присущи социологии как науке?

16. Почему социологическая наука имеет универсальный характер?

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы:

Социология, социальные отношения, объект, предмет социологии, структура социологии как науки, функции социологии как науки, метод социологии, социальная сфера, социальный процесс, социальные институты, социальные отношения, социальное взаимодействие, социологическая информация, эмпирическая социология, теоретическая социология, прикладная социология, частные (специальные) социологические теории, классическая социология, нетрадиционная социология, социальный факт, позитивный метод, способ производства, производительные силы, производственные отношения, человеческий фактор

 

2. Выполните нижеприведенные задания:

 

1. Покажите, используя материалы экономической теории и др. наук, в каком направлении развиваются общества и их структуры в современном мире.

2. Раскройте цели и задачи социологии в обществе.

3. На ряде примеров покажите применение социологии в обыденной практике жизнедеятельности общества, региона, города.

4. Сделайте конспект I главы «Введение в социологию» книги Нейла Смелзера «Социология» - М. «Феникс», 1994.

5. Изобразите графически взаимосвязь социологии с другими науками об обществе и человеке.

6. Ответьте письменно: Нужна ли социология, как предмет изучения, современному специалисту вне зависимости от сферы его труда?

7. Опишите (кратко) как О. Конт обосновывает необходимость новой науки об обществе – социологии.

8. Какие требования (правила) выдвигает Э. Дюркгейм к социальным фактам, чтобы они позволили существовать социологии в качестве науки?

9. Опишите, чем отличается классический тип социологии О. Конта от нетрадиционного типа, выдвинутого М. Вебером и Г. Зиммелем.

10. Раскройте наиболее важные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.

11. Ответьте, какова роль Хотторнского эксперимента (1928 г.) в разработке доктрины «человеческих отношений».

12. Чем характеризовалась американская социология в начале XX вв.? Поясните почему.

13. Чем отличалась социология ранних российских социологов Лаврова П.П., Михайловского Н.М. от классической – О. Конта?

14. Каков вклад в социальную науку внёс П. Сорокин?

15. Какова особенность второго этапа развития социологии в России?

 

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Социология как система знаний.

2. Социология – наука о социальных отношениях общества.

3. Структура социологической науки.

4. Характеристика основных законов и категорий социологии.

5. Функции социологии в обществе.

6. Социологические исследования – инструмент познания социальной реальности

7. Взаимосвязь социологии с другими науками.

8. Социология О. Конта

9. Социология М. Вебера

10. Социология К. Маркса

11. Американская социология (Ф. Тейлора, А. Маслоу, Ф. Херцберга, Д. МакГрегора, Т. Парсонса).

12. Российская социология (П. Лаврова, Н. Михайловского, М. Ковалевского, П. Сорокина, Г.В. Плеханова).

Тема 2. Общество как социокультурная система. Социальные институты и организации.

Литература: О-1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой культура в широком смысле?

2. Что представляет собой культура как объект социального познания?

3. Что принято называть культурным ценностями, а что социальными?

4. Что такое конфликты ценностей и как они проявляются в культуре?

5. Охарактеризуйте социальные функции культуры.

6. Что такое социальные нормы и по каким основаниям их принято различать?

7. Что такое образцы деятельности?

8. Что представляет собой социальная общность?

9. Каковы критерии выделения и классификации социальных общностей? назовите 5-7 критериев.

10. Чем отличается множество людей от социальной общности?

11. Что является критерием способности социальной общности выступать в качестве социального субъекта?

12. Каковы этапы формирования общности?

13. Каковы правила успешного создания новых общностей?

14. Какие Вы знаете виды социальных общностей?

15. Чем отличаются различные виды социальных общностей?

16. Какие Вы знаете типы массовых социальных общностей?

17. Чем отличается толпа от массы людей?

18. Что представляет собой этническая общность – этнос?

19. Каковы ее характерные признаки?

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы:

Культура, цивилизация, культурные ценности, социальные ценности, конфликты ценностей, социокультурные нормы, образцы деятельности, социокультурный процесс.

 

2. Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Какими характерными чертами выражен социокультурный процесс в развитии русской культуры?

2. Какие последствия для культур имеет развитие новых информационных технологий?

3. Какой нормативный (культурный) образец личности доминирует в современном обществе? Опишите его.

 

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Гуманитарный и социологический подходы к пониманию культуры.

2. Роль и значение социокультурных норм в жизни общества.

3. Культура как деятельность и образцы деятельности.

4. Социальные функции культуры.

5. Социокультурный процесс.

6. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

7. Нормативные (культурные) образцы личности разных социокультурных эпох.

 

Тема 3. Социальные роли и личность. Социализация личности

Литература: О-1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. В чём состоит механизм социализации личности?

3. Что такое социальный статус личности?

4. Что такое социальная роль и какова её связь с социальным статусом личности?

5. В чём заключается ролевая напряжённость и ролевой конфликт?

6. Что такое девиантное поведение и какие факторы определяют его развитие?

7. Назовите причины возникновения девиантного поведения.

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы:

Человек, индивид, личность, социальная роль, социальный статус, социализация, адаптация, социальная норма, интересы, социальные ценности, девиантное поведение.

2. Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Покажите, используя межпредметные связи, в каком направлении развивается личность в современном мире.

2. Раскройте цели и задачи социализации человека в обществе.

3. На примере покажите прохождение человеком четырёх стадий социализации.

 

 

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Человек как биосоциальная система

2. Социальная среда, деятельность и социализация личности

3. Потребности, интересы личности общества

4. Модели личности в современной социологии

5. Определение и структура личности

6. Социальная роль как динамическая характеристика статуса

 

Тема 4. Социальная структура и стратификация, социальная мобильность. Социальные общности и группы.

Литература: О-1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Имеются ли объективные причины неравенства, которыми оно по­рождается?

2. В чем, по мнению экономистов, причины неравенства?

3. Что такое социальная стратификация?

4. Каковы основные признаки отнесения к той или иной страте?

5. Что такое социальный статус и социальный престиж? Как они соот­носятся между собой?

6. Каковы пути, способы занятия общественного положения, опреде­ляющего социальный престиж?

7. Охарактеризуйте основные составляющие стратификации — пре­стиж, власть, богатство, доход.

8. Опишите характерные черты сословного строя с акцентом на Россию.

9. Что такое смешанный тип стратификации и в чем особенности стратификации России?

10. Что такое совокупность всех социальных перемещений в обще­стве?

11. Чем различаются меж- и внутрипоколенная мобильности?

12. Какой вид мобильности - восходящая или нисходящая - соот­ветствует мотивации к достижению?

13. Что представляет собой социальная группа как социальная общность?

14. Каковы характерные черты социальной группы, отличающие ее от массовых общностей?

15. Какими могут быть связи взаимодействия между членами группы?

16. Что является духовным регулятором межличностных связей в группе?

17. Что выступает условием и регулятором устойчивости внутренних связей между членами группы?

16. Каковы характерные черты малой социальной группы?

17. Каковы отличительные признаки «первичной» малой социальной группы?

18. Каковы отличительные признаки «вторичной» малой социальной группы?

19. Что представляет собой семья как социальная общность?

20. Можем ли мы назвать семью социальным институтом?

21. Что составляет основу семьи?

22. Какие Вам известны типы семьи?

23. Что представляет собой современный брак, основанный на договорной основе? Чем он хорош или плох

24. Какова роль воспитательной функции семьи в современных условиях?

25. Каково значение хозяйственно-экономической функции современной семьи?

26. Каковы причины возрастания количества разводов в современных условиях начала XXI века?

27. Семейный союз имеет 4 важнейшие составляющие:

- хозяйственно-бытовую;

- нравственно-психологическую;

- семейно-родительскую;

- интимно-личностную.

Оцените каждую из них, выделите важнейшую.

28. Что бы Вы хотели получить от семейного союза в нравственно-психологической сфере?

29. Что, на Ваш взгляд, является главной функцией семьи?

30. Каково значение для прочности брака, стабильности семьи взаимной удовлетворенности, интимно-личностными отношениями?

31. Как нейтрализовать отрицательное влияние на стабильность семьи разного уровня образования и интеллектуального развития супругов?

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы:

Богатство, власть, доход, наследство, образование, престиж, социальная страта, стратификация, шкала престижа, закрытое общество, касты, классы, открытое общество, рабство, смешанный тип стратификации, сословия, вертикальная мобильность, внутрипоколенная мобильность, горизонтальная мобильность, групповая мобильность, индивидуальная мобильность, межпоколенная мобильность, миграция, структурная мобильность.

2. Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Правомерно ли называть такие разнородные объекты как нация, городское население, студенческая группа, семья – «социальной общностью»? Подумайте. Поставьте все на свои места. Внесите ясность!

2. Почему каждая социальная организация является социальной общностью, но не всякая социальная общность может быть социальной организацией?

3. Даны два определения группы:

а) группа – это реальность или множество людей, значимых для индивида в определенные моменты времени;

б) группа – это определенное количество людей, вступающих в непосредственное (лицом к лицу) взаимодействие.

Какое из них лучше подходит малой группе?

Что это значит? Расшифруйте и приведите примеры.

4. Попробуйте самостоятельно построить шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жиз­ненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: «плотник», «сталевар», «преподаватель вуза», «шахтер», «банкир», «сантехник», «мясник», «доярка», «менеджер», «кассир», «водитель», «врач», «парламентарий», «юрист», «токарь», «прода­вец», «сторож».

5. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рынок?

 

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Структура общества как система тесно взаимосвязанных социальных слоев.

2. Основные слагаемые стратификации.

3. Исторические типы стратификации.

4. Классы и слои в социологической теории.

5. История социального неравенства.

6. М.Вебер и становление социологии неравенства.

7. Сущность, типы и формы социальной мобильности.

8. Факторы социальной мобильности.

9. Индивидуальная мобильность в США и России.

10. Средний класс в современном обществе.

11. Стратификация смешанного типа.

12. Современные тенденции в изменении социальной структуры России.

13. Стратификация российского общества.

14. Своеобразие российской стратификации.

15. Стратификация постсоциалистической России.

 

Тема 5. Социальный контроль. Социальные конфликты.

Литература: О-1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой содержание, и сущность социального контроля?

2. Чем социальные нормы современного российского общества отличаются от социальных норм советского общества?

3. Чего больше в настоящее время у рядовых россиян прав или обязанностей?

4. Как соотносятся между собой законы, традиции и обычаи в современном российском обществе?

5. Что преобладает в рядовых россиянах начала 21 века конформизм или девиантность?

6. Возрастает ли роль самоконтроля в современном демократическом обществе?

7. Способствует ли частная жизнь современных россиян (круг семьи и личных друзей) развитию у них самоконтроля?

8. Какие социальные институты в современной России (суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство) эффективнее всего могут осуществлять формальный контроль?

9. Каковы в современной России методы социального контроля?

10. Что представляет собой надзор в современной России?

.

Задания для самостоятельной работы студентов:

 

1. Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы:

Социальный контроль, внешний контроль, самоконтроль, общий контроль, детальный контроль, санкции, социальные нормы, традиции.

 

2. Выполните нижеприведённые задания:

 

1. Перечислите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушения.

2. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, учёная степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, весы, одежда, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

3. Проанализируйте историю России. Установите периоды. Когда был особенно развит внешний контроль и особо слабо внутренний. Опишите как внешняя диктатура с её методами и формами оказывала влияние на девиантное и делинквентное поведение людей.

4. Проанализируйте поведение окружающих Вас людей в быту и отметьте те поступки, которые в современном российском обществе считаются девиантными.

Темы эссе, рефератов и докладов:

1. Основные функции социального контроля.

2. Основные функции и основные типы социальных норм.

3. Обязанности и права в обществе современного типа.

4. Социальный контроль и санкции.

5. Самоконтроль и инфантилизм в обществе современного типа.

6. Общественные ценности, ценностные ориентации и социальный контроль.

7. Системы социального контроля в обществе современного типа.

8. Агенты, инструменты и методы социального контроля.

9. Формальный и неформальный контроль в обществе современного типа.

10. Общий и детальный контроль (надзор) в современном российском обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...