Темы (разделы) дисциплины и виды занятий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и педагогической психологии
_________И.Ф. Бережная
__.__.20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.2 Организация современного образовательного процесса
Шифр и наименование направления подготовки:
44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа:
«Инновации в образовании»
3.Квалификация (степень) выпускника:
Магистр
Форма обучения:
Очно-заочная
Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:
Педагогики и педагогической психологии
Составители программы:
Кривотулова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент
7.Рекомендована:
НМС факультета философии и____ психологии, от __.__.20__, протокол № 1400-__
8. Учебный год: 2019/2020 Семестр(ы): 1
9. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель - развитие педагогической культуры магистрантов по организации образовательного процесса, формирование теоретических знаний и умений по теории целостного образовательного процесса, методологических основах и организации целостного образовательного процесса.
Задачи курса:
- сформировать знания о современном состоянии и тенденциях развития теории целостного образовательного процесса;
- обобщить знания о формах, методах и средствах организации образовательного процесса;
- расширить знания о современном образовательном процессе как о системе;
- раскрыть последовательность действий педагога по организации и проведению занятия;
- сформировать готовность к проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного вида;
- сформировать умения творческого применения научно-педагогических идей и концепций в практике организации образовательного процесса.
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина «Организация современного образовательного процесса» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистр) и входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат педагогических исследований.
Учебная дисциплина «Организация современного образовательного процесса» является предшествующей для следующих дисциплин: «Педагогическое проектирование в образовании, «Практикум по инновационным педагогическим технологиям», «Педагогическая инноватика», «Инновационные образовательные технологии».
11. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):
Компетенция
| Планируемые результаты обучения
|
Код
| Название
|
ПКВ-1
| способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
| знать: методы и технологии организации образовательной деятельности
уметь: планировать и организовывать образовательную деятельность по различным образовательным программам
владеть (иметь навык(и)): навыками диагностики и оценивания качества образовательного процесса.
|
|
|
|
|
|
|
2. Объем дисциплины в зачетных единицах/час. — 3 зет/108 часов.
Форма промежуточной аттестации - экзамен.
Виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость
|
Всего
| По семестрам
|
№ семестра
|
№ семестра
|
…
|
Аудиторные занятия
| 32
| 32
|
|
|
в том числе: лекции
| 16
| 16
|
|
|
практические
| 16
| 16
|
|
|
лабораторные
| -
| -
|
|
|
Самостоятельная работа
| 40
| 40
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
(зачет – 0 час. / экзамен – 36 час.)
| 36
| 36
|
|
|
Итого:
| 108
| 108
|
|
|
Содержание дисциплины
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
1
| Общие основы образовательного процесса
| Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Образование как социальный феномен. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Обучение, воспитание, образование, развитие. Взаимосвязь категорий. Структура педагогики. Педагогические теории. Педагогические системы. Педагогические технологии.
Педагогическая система. Основные компоненты: деятельность педагогов и обучающихся. Педагогические цели, средства и условия (цели обучения, воспитания, развития, содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы, влияние окружающей среды), педагогический результат.
Педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся. Стили педагогического общения. Стратегии педагогического взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Коммуникативные задачи педагогического взаимодействия. Педагогическая ситуация. Различные классификации педагогических ситуаций. Технология решения педагогических ситуаций.
Целостный педагогический процесс. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Сущность, структура и функции педагогического процесса. Теория обучения и теория воспитания как две составляющие педагогического процесса.
Общая характеристика системы образования. Нормативные основы системы образования. Закон об образовании. Государственные образовательные стандарты. Профессиональные стандарты (педагога, воспитателя и др.) и др. нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ в области образования.
|
2
| Теория образовательного процесса.
Процесс обучения.
| Сущность процесса обучения. Обучение и учение (педагогическая деятельность и учебная деятельность) в образовательном процессе. Общие характеристики учебной деятельности. Соотношение понятий учебной деятельности, учения, обучения и научения. Психофизиологические основы процесса обучения и воспитания.
Структура процесса обучения. Функции и свойства процесса обучения. Психологические основы процесса обучения, учебная ситуация. Движущие силы процесса обучения. Сущность понятия противоречие. Механизм развития в процессе обучения. Закономерности и принципы обучения. Сущность понятия закономерность, принцип обучения. Требования и правила принципов обучения.
Содержание образовательного процесса. Определение и структура содержания образования. Основные теории содержания образования. Принципы построения содержания образования. Сущность содержания обучения, учебного материала, воспитания.
Личностно-ориентированное содержание образования. Метапредметное содержание образования. Деятельностное содержание образования. Содержание как образовательная среда. Культурно-историческое содержание образования.
Носители содержания: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебники, учебно-методический комплекс, учебные предметы.
Основные формы, методы и средства обучения. Традиционные и инновационные формы учебных занятий. Дидактические требования к современному уроку. Структура и типы уроков. Анализ урока и его виды: дидактический, методический, структурный, аспектный, комплексный.
Дидактическая система. Элементы (компоненты) дидактической системы. Виды дидактических систем.
|
3.
| Теория образовательного процесса. Процесс воспитания.
| Цели и задачи современного воспитания. Результаты воспитания. Воспитательный процесс и его характеристика. Структура воспитательного процесса. Критерии эффективности воспитательного процесса. Закономерности и принципы современного воспитания. Общие методы воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Формы организации воспитательного процесса. Мероприятия. Дела. Игры.
Современные модели обучения и воспитания. Классификация современных моделей обучения и воспитания. Целостная модель организации образовательного процесса в альтернативных (авторских) школах России 20-21 вв.: «школа В.А. Караковского», «школа Е. А. Ямбурга»; «школа диалога культур» В.С. Библер, С.Ю.Курганов, «школа развивающего обучения» ( В.В. Давыдов ), «школа самоопределения » ( А.Н. Тубельский ) «школа А. С. Макаренко», «школа В. А. Сухомлинского».
|
4
| Образование как система и процесс.
| Модели образования. Обучение, воспитание как компоненты образовательного процесса.
Сущность и свойства образовательного процесса. Цикличность как важная характеристика образовательного процесса. Образовательный процесс в широком и узком смыслах слова. Стадии (этапы) образовательного процесса. Стадии образовательного процесса в узком смысле слова: прием в образовательное учреждение, проведение текущих учебных занятий, проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся, проведение государственной (итоговой) аттестации.
Стадии образовательного процесса в широком смысле слова (Образовательные уровни. Уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации): разработка и утверждение учебных и рабочих планов, формирование программ учебных дисциплин и практик и их методическое обеспечение, создание надлежащих условий для организации учебных занятий; органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, органы санитарно-эпидемиологического надзора).
Методологические основы образовательного процесса. Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика. Образовательная деятельность. Структура образовательной деятельности. Темп обучения.
|
5
| Организация образовательного процесса.
| Общие требования к организации образовательного процесса. Документы, определяющие организацию учебного процесса: государственный образовательный стандарт, образовательные программы, учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий. Основные санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения.
Принципы организация образовательного процесса: автономия образовательной организации в этой сфере при безусловном соблюдении требований государственных образовательных стандартов; приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоровья и обеспечение психологического комфорта в образовательном процессе; оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки, учебного времени и времени отдыха; преемственность различных стадий образовательного процесса.
Дидактическая основа учебного курса (дисциплины). Дидактическая основа занятия. Технологическая карта. Составление технологических карт.
Тематическое планирование занятия. Типы планов учителя. Тематический и поурочные планы. Основные элементы планирования. Индивидкальная система занятий ученика.
Образовательное целеполагание. Классификация целей. Таксономия целей обучения. Таксономия целей по Б.С. Блуму. Технология образовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.
Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собственный путь. Алгоритмы индивидуального образования. Технология реализации индивидуальной траектории.
Рефлексия в обучении. Методика организации рефлексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.
|
6
| Развитие современного образования.
| Концепция развития образования. Появление, развитие и трансформация образовательных парадигм. Методологические основы и методы исследования теории образовательного процесса. Целостное развитие личности как цель современного образования. Концепция-2020 (2030): развитие образования. Форсайд-проект «Образование -2030».
|
|
|
|
Темы (разделы) дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Наименование темы (раздела) дисциплины
| Виды занятий (часов)
|
Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Самостоятельная работа
| Всего
|
1
| Общие основы образовательного процесса.
| 4
| 1
| -
| 4
| 9
|
2
| Теория образовательного процесса. Процесс обучения.
| 2
| 2
| -
| 10
| 14
|
3
| Теория образовательного процесса. Процесс воспитания
| 2
| 2
| -
| 10
| 14
|
4
| Образование как система и процесс
| 2
| 2
| -
| -
| 4
|
5
| Организация образовательного процесса
| 4
| 8
| -
| 10
| 22
|
6
| Развитие современного образования
| 2
| -
| -
| 6
| 8
|
| Итого:
| 16
| 16
| -
| 40
| 72
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: