2. Развитие управления в России.
2. Развитие управления в России. Как известно, рыночные отношения в нашей стране на протяжении всей ее истории были развиты очень слабо, а в период 1930-1990 гг. полностью отсутствовали. Однако необходимость руководства деятельностью людей существует в любых условиях, а следовательно, имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись никакое управление. Именно на этих моментах сосредоточивали внимание отечественные специалисты, игнорировать вклад которых в копилку мировой управленческой мысли было бы недопустимо. Управление экономическими процессами в России имеет глубокие исторические корни. В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А. П. Ордин-Нащокина и И. Т. Посошкова до академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова, Л. В. Канторовича, С. Г. Струмилина, B. C. Немчинова и современных исследователей, практическая деятельность глав государства от Петра I до Ленина, Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления экономикой. К чести российских специалистов, первые шаги в области научного менеджмента они сделали задолго до Тейлора. Еще в эпоху Петра 1 начальник главных заводов Сибири и Урала В. И. Генин в свей книге «Описание заводов Урала и Сибири» затрагивал вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя (модель руководителя – честность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). В 60-70 гг. Х1Х в. сотрудники МВТУ разработали собственную методику рационализации трудовых движений, которая получила «Медаль преуспевания» на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. И эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.
Инженер К. Адамецкий проводил на металлургических заводах Екатеринослава эксперименты по рационализации трудовых и производственных процессов. Информация о их результатах появилась раньше, чем о достижениях Тейлора. Адамецкий одним из первых обратил внимание на важность контроля с целью выявления и определения причин отклонений. В 1903 г. Он сформулировал 4 основных закона организации труда: закон возрастающего производства; закон специализации; закон координации производства; закон гармонии труда. Наибольший интерес представляют советский и постсоветский периоды, в которые произошло значительное развитие как науки, так и практики управления. Так, в 1917—1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком этого периода выступал В. И. Ленин. Его заслуги в деле становления теории и практики управления несомненны и могут быть сведены к следующим основным моментам: сформулированы основные принципы управления социалистической экономикой; решен ряд практических вопросов управления в масштабах отраслей и народного хозяйства в целом (в западной практике такие вопросы не ставились еще, по крайней мере, в течение 20 лет); начата подготовка специалистов в области управления. В 1924 г. состоялась II Всесоюзная конференция по научной организации труда (НОТ), на которой закрепилось два сложившихся к тому моменту направления в НОТ. Первое направление возглавил А. К. Гастев (1882—1941), руководивший созданным им в 1920 г. Центральным институтом труда (ЦИТ). А. К. Гастев видел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при «сохранении здоровья человека». Основные идеи нашли отражение в «концепции трудовых установок», включавшей три взаимосвязанных направления.
1. Теория трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места. 2. Методика рационального производственного обучения: на первое место вышел человек труда, важнейшей задачей становится сохранение его физического и психического здоровья. 3. Теория управленческих процессов, в соответствии с которой НОТ можно и нужно внедрять в любых условиях. Второе направление связано с именем А. А. Богданова (1873—1928). А. А. Богдановым при анализе сущности организации высказана идея о необходимости системного подхода к ее изучению. Характеризуя соотношение системы и ее элементов, АА. Богданов вводит понятия «организованность» и «дезорганизованность». Элементы всякой организации сводятся к активностям — сопротивлениям. А. А. Богданов высказал ряд интересных идей о структурной устойчивости системы и ее условиях, об основных организационных механизмах: формирующем и регулирующем. В рамках тектологии были сформулированы общие законы в частности, «закон наименьших», «... в силу которого прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев». Идея «слабого звена» легла в основу разработки народно-хозяйственных балансов и пропорций, помогла решить задачи восстановления разрушенного хозяйства. Идеи А. А. Богданова легли в основу работ О. А. Ерманского и П. М. Керженцева. Они полагали, что цель научной организации труда - сделать жизнь человека приятнее т. е. обеспечить гармонизацию человека и общества. Основные взгляды О. А. Ерманского нашли свое выражение в работе «Теория и практика рационализации». Автором выделено 3 принципа рационализации: 1. Принцип положительного подбора, означавший гармоничное сочетание всех элементов производства (как вещественных, так и личных), при котором элементы взаимоподкрепляются и усиливаются. 2. Принцип организационной суммы, суть которого заключалась в том, что организационная сумма больше арифметической суммы составляющих ее сил. 3. Принцип оптимума отвечал на вопрос о критерии рациональной организации любой работы.
Дальнейшее развитие управленческой мысли шло на фоне колоссального подъема народного хозяйства: 1926—1928 гг. - начало индустриализации страны; 1929—1942 гг. - первые предвоенные пятилетки. В период Великой Отечественной войны, в 1941—1945 гг., решались практические вопросы организации производства, перевода предприятий на выпуск военной продукции. В сжатые сроки был создан мощный военно-промышленный потенциал на Урале и в Сибири. Это стало возможным во многом благодаря четкой работе транспортной системы страны.
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|