Принципы управления социалистическим производством
В период восстановления разрушенного войной хозяйства и образования мировой социалистической системы (1946— 1953 гг. ) закладывались основы теории и практики социалистического строительства не в одной отдельно взятой стране, а в рамках создававшегося мирового социалистического содружества. Период с 1953 по 1965 гг. связан с именем Н. С. Хрущева и проводившимися им реформами. Это относится, в первую очередь, к пересмотру принципа сочетания отраслевого и территориального аспектов в управлении в части усиления последнего и образованию Советов народного хозяйства (совнархозов) по территориальному принципу. В 1967 г. прошло Всесоюзное совещание по организации труда, на котором дана современная формулировка НОТ и выведены основные задачи НОТ: - рациональное разделение и кооперация труда; - подбор, подготовка и расстановка кадров; - обслуживание рабочих мест (эффективная система МТС); • внедрение передовых методов и приемов труда; • нормирование труда; • выбор методов и форм материального и морального • улучшение условий труда; • укрепление дисциплины труда. В 1965—1985 гг., в период строительства развитого социалистического общества, именуемые в настоящее время «застойным периодом», сложилось несколько признанных научных управленческих школ, в том числе школа Московского инженерно-экономического института (с 1975 г. — Московского института управления имени С. Орджоникидзе) под руководством О. В. Козловой. Последнюю отличал ряд существенных моментов: • тесная связь с производством, что выражалось в учете
• организация (впервые в нашей стране) профессиональной подготовки кадров высшей квалификации в области управления. Основные идеи данного периода в области управления сводились к следующему: • централизованное государственное управление экономикой; • приоритет отраслевого подхода по сравнению с территориальным; • оценка эффективности предлагаемых проектов с народно-хозяйственных позиций; • широкое внедрение в управление экономико-математических моделей и методов решения задач; • поляризация «прав» на верхних, а «обязанностей» - на Период времени с 1965 г. по настоящее время характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся: 1. Реформа системы управления экономикой 1965 г. 2. Реформа системы управления 1979 г. 3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г. )
Вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Важным событием стала состоявшаяся в 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью». В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении началась разработка теории оптимального функционирования экономики. Активно изучается также зарубежный опыт по организации управления производством. Проводится значительная работа по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров. После реформирования системы управления 1965 г. в первое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Однако в начале 70-х гг. произошло ухудшение всех показателей, снижение реальных доходов населения. Причинами этого являются: - снижение самостоятельности предприятий; - планирование «от достигнутого уровня»; - частые корректировки планов предприятий; - использование затратного принципа ценообразования и т. д.
Большое внимание уделялось рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления, разработке целевых комплексных программ. Тем не менее реформа не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и о ней вскоре забыли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось. Начало третьей реформы положил апрельский (1985 г. ) Пленум ЦК КПСС, который нашел выход из сложившегося положения в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Однако перестройка, начатая Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы не были понятны никому. К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета составил около 140 млрд. руб. Размер денежной эмиссии достиг критической отметки. Объемы денежных накоплений населения в 5 раз превысил товарные ресурсы. В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилилась инфляция. Сложилась предкризисная ситуация. Снизились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Усугубились диспропорции, увеличился разрыв между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Развивался застой. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным звеном в решении задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования . Реформа ставила целью переориентацию экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей, на переход от административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к демократизации управления, активизации человеческого фактора.
Однако реформа не принесла ожидаемых результатов, произошло дальнейшее обострение кризиса. В этот период произошли серьезные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую роль, была провозглашена многопартийность, появилась оппозиция, выступавшая против политики Президента СССР М. С. Горбачева. Правительством под руководством Н. И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики. Вскоре произошел распад СССР. В Российской Федерации развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С. С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. Начался процесс формирования рыночных отношений в России. К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести: • разгосударствление собственности; • создание рыночных отношений на основе сочетания • создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране; • образование новых рыночных структур управления. Процесс приватизации разделился на два этапа: • I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г. - • II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по на Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами.
Приватизация, в ходе которой государственная собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для настоящего, постперестроечного периода характерно: • игнорирование сложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, их, по существу, разрушение, а не реформирование; • формальный подход к использованию зарубежных моделей управления; • отсутствие целей, стратегии и тактики государственного • капитализация экономики по американскому образцу; - замена государственного управления государственным - приоритет ведомственных и местнических интересов - отказ от оценки принимаемых решений с позиций на Основные изменения, способные коренным образом переломить сложившуюся ситуацию, предстоит произвести в ближайшие годы. При этом одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менеджмент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|