Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы управления социалистическим производством




 

Принцип Содержание принципа
Демократический центризм Централизованное руководство народным хозяйст­вом и предоставление хозяйственной самостоятель­ности коллективам предприятий
Единоначалие и коллегиальность Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широ­ком участии трудящихся в управлении
Единство политиче­ского и хозяйствен­ного руководства Политические задачи определяются с учетом со­стояния экономики, уровня ее развития, экономиче­ских законов, хозяйствование направляется на вы­полнение планов
Отраслевой и тер­риториальный под­ход Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отрас­левыми органами, а инфраструктура, определяющая социальные условия жизни населения, - преимуще­ственно территориальными органами
Плановое ведение хозяйства Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от пред­приятия до народного хозяйства в целом
Материальное и моральное стиму­лирование труда Распределение материальных благ и удовлетворение потребностей людей по количеству и качеству за­траченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов
Научность Построение всей системы управления производст­вом на достижениях науки управления
Ответственность Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также за что он лично несет ответственность
Подбор и расста­новка кадров Каждый работник должен быть подобран так и по­ставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно
Экономичность и эффективность Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее про­изводительное применение труда

 

В период восстановления разрушенного войной хозяйства и образования мировой социалистической системы (1946— 1953 гг. ) закладывались основы теории и практики социалистического строительства не в одной отдельно взятой стране, а в рам­ках создававшегося мирового социалистического содружества.

Период с 1953 по 1965 гг. связан с именем Н. С. Хрущева и проводившимися им реформами. Это относится, в первую оче­редь, к пересмотру принципа сочетания отраслевого и территори­ального аспектов в управлении в части усиления последнего и образованию Советов народного хозяйства (совнархозов) по тер­риториальному принципу.

В 1967 г. прошло Всесоюзное совещание по организации труда, на котором дана современная формулировка НОТ и выве­дены основные задачи НОТ:

- рациональное разделение и кооперация труда;

- подбор, подготовка и расстановка кадров;

- обслуживание рабочих мест (эффективная система МТС);

• внедрение передовых методов и приемов труда;

• нормирование труда;

• выбор методов и форм материального и морального
стимулирования;

• улучшение условий труда;

• укрепление дисциплины труда.

В 1965—1985 гг., в период строительства развитого социа­листического общества, именуемые в настоящее время «застой­ным периодом», сложилось несколько признанных научных управленческих школ, в том числе школа Московского инже­нерно-экономического института (с 1975 г. — Московского ин­ститута управления имени С. Орджоникидзе) под руководством О. В. Козловой.

Последнюю отличал ряд существенных моментов:

тесная связь с производством, что выражалось в учете
отраслевых особенностей объектов управления и высокой прак­тической направленности выполняемых проработок в области
управления;

организация (впервые в нашей стране) профессиональ­ной подготовки кадров высшей квалификации в области управ­ления.

Основные идеи данного периода в области управления сво­дились к следующему:

централизованное государственное управление экономикой;

приоритет отраслевого подхода по сравнению с территориальным;

оценка эффективности предлагаемых проектов с народно-хозяйственных позиций;

• широкое внедрение в управление экономико-математических моделей и методов решения задач;

поляризация «прав» на верхних, а «обязанностей» - на
нижних уровнях управления.

Период времени с 1965 г. по настоящее время характеризу­ется проведением в стране трех реформ, направленных на совер­шенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г. )
и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. по настоящее время).

 

Вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Важ­ным событием стала состоявшаяся в 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-практическая конференция «Проблемы научной органи­зации управления социалистической промышленностью».

В связи с развитием экономико-математических методов и использованием моделирования в экономике и управлении нача­лась разработка теории оптимального функционирования эконо­мики. Активно изучается также зарубежный опыт по организации управления производством. Проводится значительная работа по совершенствованию системы подготовки и повышения квалифи­кации кадров.

После реформирования системы управления 1965 г. в пер­вое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Однако в начале 70-х гг. произошло ухудшение всех показателей, снижение реаль­ных доходов населения. Причинами этого являются:

- снижение самостоятельности предприятий;

- планирование «от достигнутого уровня»;

- частые корректировки планов предприятий;

- использование затратного принципа ценообразования и т. д.
    В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа. Для измерения объемов производства показатель «реализо­ванной продукции» был заменен на показатель «чистой (норма­тивной) продукции». Четко определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обяза­тельным для выполнения министерствами, объединениями и предприятиями. Большое внимание уделялось заключению хо­зяйственных договоров. Вводились нормативы платы за произ­водственные фонды и воду.

Большое внимание уделялось рациональному сочетанию отраслевого и территориального планирования и управления, разработке целевых комплексных программ.

Тем не менее реформа не принесла ожидаемых результа­тов. Не произошло интенсификации экономики, и о ней вскоре забыли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось.

Начало третьей реформы положил апрельский (1985 г. ) Пленум ЦК КПСС, который нашел выход из сложившегося по­ложения в ускорении социально-экономического развития стра­ны. Было принято решение о создании целостной системы управ­ления.

Однако перестройка, начатая Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы не были понятны никому. К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета со­ставил около 140 млрд. руб. Размер денежной эмиссии достиг критической отметки. Объемы денежных накоплений населения в 5 раз превысил товарные ресурсы. В результате на некоторые ви­ды продукции начали расти цены, усилилась инфляция.

Сложилась предкризисная ситуация. Снизились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. Усугу­бились диспропорции, увеличился разрыв между платежеспособ­ным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Развивался застой.

Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным зве­ном в решении задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования . Ре­форма ставила целью переориентацию экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей, на переход от административных к экономическим мето­дам руководства на всех уровнях, к демократизации управления, активизации человеческого фактора.

Однако реформа не принесла ожидаемых результатов, про­изошло дальнейшее обострение кризиса.

В этот период произошли серьезные изменения в политиче­ской системе управления страной: КПСС утратила свою руково­дящую роль, была провозглашена многопартийность, появилась оппозиция, выступавшая против политики Президента СССР М. С. Горбачева. Пра­вительством под руководством Н. И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной соб­ственности и государственном регулировании экономики.

Вскоре произошел распад СССР.

В Российской Федерации развернулась дискуссия о меха­низме перехода к рынку. Комиссия под руководством академика С. С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен комплекс мероприятий, необ­ходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», ос­новной целью которой было полное разрушение административ­но-командной системы управления. Начался процесс формирова­ния рыночных отношений в России.

К основным мероприятиям, направленным на создание ры­ночного механизма управления, следует отнести:

• разгосударствление собственности;

• создание рыночных отношений на основе сочетания
различных форм собственности;

• создание нормативной базы, необходимой для становле­ния и развития рыночных отношений в стране;

• образование новых рыночных структур управления.

Процесс приватизации разделился на два этапа:

• I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г. -
30 июня 1994г. );

• II этап - денежная приватизация (с 1 июля 1994 г. по на­
стоящее время).

Формально предприятия перестали быть государственны­ми. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюро­кратическими указаниями и директивами.

Приватизация, в ходе которой государственная собствен­ность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике.

Для настоящего, постперестроечного периода характерно:

• игнорирование сложившегося хозяйственного механиз­ма, в том числе системы управления, их, по существу, разруше­ние, а не реформирование;

• формальный подход к использованию зарубежных мо­делей управления;

• отсутствие целей, стратегии и тактики государственного
управления и государственной национальной политики;

• капитализация экономики по американскому образцу;

- замена государственного управления государственным
регулированием;

- приоритет ведомственных и местнических интересов
над народно-хозяйственными;

- отказ от оценки принимаемых решений с позиций на­
родно-хозяйственной эффективности.

Основные изменения, способные коренным образом пере­ломить сложившуюся ситуацию, предстоит произвести в бли­жайшие годы. При этом одним из ведущих механизмов, способ­ствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менеджмент.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...