Структура – определенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, составленного из отдельных частей.
Структура – определенное строение, взаимное расположение элементов и существующих между ними связей, способ организации целого, составленного из отдельных частей. В широком понимании структура есть совокупность правил и предписаний, регламентирующих деятельность системы. Структура определяется целями и функциями системы, но в ее характеристике отсутствует элемент взаимодействия. Управленческая структура организации представляет собой упорядоченную совокупность самостоятельных органов управления, находящихся в определенной взаимной связи и соподчинении, и объединенных коммуникационными каналами. Выделяют органы: общего управления; линейного управления; функционального управления . Звено управления – совокупность ОУ, решающих общую задачу. Управленческая ступень - совокупность ОУ одного уровня. Во главе ОУ находится руководящая должность – организационная единица, которая реализует совокупность его прав, обязанностей и ответственности. Все остальные должности лишь обеспечивают ее действия и являются по отношению к ней подчиненными.
Структура управления обладает потенциалом, состоящим из потенциала высшего руководства и потенциалов руководства отдельными подразделениями. Потенциал характеризуется: числом и составом подразделений; степенью их специализации; степенью автоматизации управленческого труда; количеством специалистов и вспомогательного персонала. Формирование управленческой структуры основывается на процессах дифференциации (разделении работ, полномочий, ответственности, определении степени автономности звеньев управления) и интеграции (создании сети коммуникаций, формальных объединяющих механизмов).
В результате углубления специализации число обособившихся в рамках организации видов деятельности постоянно растет. Поскольку они нуждаются в координации, наряду с горизонтальным появляется и вертикальное разделение труда. В его рамках одни субъекты специализируются исключительно на производственной деятельности, а другие – на управленческой, где также происходит специализация: по объектам (производство, сбыт, финансы и т. д. ); по функциям (операциям); по целям (задачам, связанным с конкретным результатом); смешанная. Одноуровнева я УС. (иногда - престиж) Двухуровневая – гор. разд. труда. Трехуровневая и т. д. В 1960-х гг. – за 20, что граничило с управленческой катастрофой! Решить проблему можно только на основе расширения прав и ответственности субъектов управления, развития между ними не только административных, но и экономических отношений. УС формируется на основе проекта, который задает для нее: общие параметры: подразделения; их функции; принципы создания; информационные потоки; определяющие параметры: стратегии; технологии управления; определяемые параметры: число уровней управления; норма управляемости; распределение должностей, работников, их обязанностей; связи между ними; оценочные параметры: затраты, напряженность труда; информационные нагрузки; время обработки информации; период реагирования на сбои; сроки решения задач; допустимое количество ошибок. Масштабы и сложность УС определяют следующие факторы: структура организации; ее размеры и разнообразие видов деятельности; норма управляемости, определяемая числом подчиненных, которыми можно эффективно руководить (ср. 7-10, на высш. 4-5 (3-7), на нижн. 20-30 и более); на практике величина нормы зависит от:
характера деятельности; уровня знаний и опыта руководителя, наличия у него времени; способностей и квалификации подчиненных, их заинтересованности в работе; новизны проблем, возможности неожиданных и сложных ситуаций; стабильности структуры управления, стандартизованности процедур, размеренности работы; наличия вспомогательного персонала, технической оснащенности процесса управления, самостоятельности исполнителей; надежности коммуникаций, детальности и конкретности постановки задач, совершенства методов принятия решений; уровня организационной культуры, состояния межличностных отношений и морально-психологического климата; территориальной разбросанности исполнителей, оторванности их от руководства; степени самостоятельности исполнителей; физических и психологических возможностей участников управленческого процесса (память, объем внимания, быстрота реакции и т. д. ). Низкая норма – позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, но создает опасность излишнего вмешательства в их дела, не дает полностью реализовать свои потенциальные возможности. Высокая норма – не позволяет руководителю вникнуть в особенности работы подчиненных, может привести к потере из виду стратегических задач из-за перегрузки текущими обязанностями; технологические факторы – в условиях всеобщей автоматизации производственных процессов УС становится более простой; экономические факторы – при недостатке средств УС максимально упрощают, чтобы снизить непроизводительные расходы; человеческий фактор – невозможность создания нужной УС при отсутствии лиц с необходимым уровнем образования и квалификации; естественные факторы – географические или природно-климатические (территориальная разбросанность подразделений, оторванность от центрального руководства, экстремальные условия деятельности); характер деятельности объектов управления (производство, наука и т. д. ). На практике может иметь место отставание структуры управления от потребностей объекта, что порождает дисбаланс, напряженность и в конце концов приводит к упадку организации. Поэтому ее необходимо постоянно совершенствоват ь, приводить в соответствие с требованиями жизни.
Эффективным УС свойственны: системность, единство составляющих звеньев при четком разграничении выполняемых ими функций;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|