§ 7. Противодействие коррупции в системе
§ 7. Противодействие коррупции в системе государственной службы Одной из важных задач совершенствования государственной службы, особенно, в последние годы, становится противодействие коррупции государственных служащих, а также высших должностных лиц. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью. Основные меры по профилактике коррупции предусмотрены Федеральном законе " О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ. Первое направление антикоррупционной профилактики - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной меры связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания. Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании у государственных, муниципальных служащих и у граждан представления о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти.
Второе направление предотвращения коррупции - антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 были утверждены Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Названным Постановлением Правительства РФ также утверждена Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Основной задачей применения данной методики является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в документах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Третье направление профилактики коррупции связано с квалификационными требованиями, предъявляемыми к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также с проверкой в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах, регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности. Так, Федеральный закон " О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает три вида квалификационных требований: к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам. Требования к уровню профессионального образования устанавливаются непосредственно Федеральным законом " О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Проверка сведений, представляемых гражданами, поступающими на государственную или муниципальную службу, обычно осуществляется кадровыми службами соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Так, в частности, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Федерального закона " О государственной гражданской службе Российской Федерации" на подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров возложена организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну. В необходимых случаях достоверность сведений, представляемых гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу, может проверяться органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Четвертое направление противодействия коррупции предусматривает установление юридической ответственности за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования. 18 мая 2009 г. также был принят ряд указов Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, Указом Президента Российской Федерации N 557 был утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; N 559 было утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; N 560 установлена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была также распространена на граждан, претендующих на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, а также замещающих руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях.
Контрольные вопросы
1. Понятие, значение и принципы государственной службы. Ее виды. 2. Законодательные основы государственной службы. 3. Государственная должность. 4. Государственный служащий. Понятие, функции, виды. Должностное лицо. 5. Основы административно-правового статуса государственных служащих. Права, обязанности, ограничения, запреты, гарантии. 6. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. 7. Поступление на государственную службу. Конкурс. Контракт. Аттестация, испытание. 8. Прекращение службы. 9. Поощрение и ответственность государственных служащих. 10. Правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов
1. Бахрах Д. Н. Государственная служба России. Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. 2. Буравлев Ю. М. Реформы государственного управления и государственной службы в России. М.: Юрист, 2006. 3. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба. Учебник. М.: Кнорус, 2007. 4. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2008.
5. Пресняков В. М., Чанов С. С. Служебное право. М.: Норма, 2015. 6. Соловьев А. В. Конфликты на государственной службе. Типология и управление. М.: Проспект, 2017. 7. Старилов Ю. Н. Государственная служба и служебное право. М.: Норма, 2015. 8. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 9. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2064). 10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215). 11. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ " О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 7020). 12. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе" от 23 июля 2008 г. (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475). 13. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ " О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331). 14. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 " О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118). 15. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 1131 " О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (СЗ РФ. 2005. N 40. Ст. 4017). 16. Указ Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 " О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" (СЗ РФ. 2007. N 11. Ст. 1280). 17. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 " О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437). 18. Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утв. Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 (СЗ РФ. 2013. N 28. Ст. 3813).
Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|