§ 1. Организации как участники
§ 1. Организации как участники административно-правовых отношений
Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации. Вопросы деятельности, полномочий организации являются в разных аспектах предметом изучения ряда отраслей российского права: административного, гражданского, финансового, трудового и др. Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организации, содержатся в Гражданском кодексе, Федеральных законах " Об акционерных обществах", " О производственных кооперативах", " О некоммерческих организациях", " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", " Об обществах с ограниченной ответственностью" и ряде других. Участие организаций в административно-правовых отношениях обусловлено тем, что в ряде случаев в их деятельности в соответствии с законодательством предусматривается участие государственных органов и принятие в отношении их административно-правовых мер. Таким образом, можно выделить несколько групп административно-правовых отношений с участием организаций: а) отношения, связанные с созданием организаций; б) отношения, связанные с лицензированием деятельности организаций; в) отношения, связанные с осуществлением в отношении организаций государственно-управленческих функций; г) отношения, связанные с осуществлением в отношении организаций контрольно-надзорной деятельности; д) отношения, связанные с прекращением деятельности организаций. По цели деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие - не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; общественных движений; ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты; товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; автономных некоммерческих организаций; религиозных организаций; публично-правовых компаний; адвокатских палат; адвокатских образований (являющихся юридическими лицами); государственных корпораций; нотариальных палат.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. По роду деятельности (предназначению) различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т. д. ). По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные). В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с организациями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация организаций как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение организациями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на незаконное вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; обязательность ведения организациями бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др. Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов организаций и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением организациями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др. Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т. д. Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением ими соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, в частности привлекать эти организации к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|