Вставьте пропущенные слова.
Новоазовская общеобразовательная школа I - III ступеней № 1 Администрации Новоазовского района Тетрадь Для лабораторных, Практических и самостоятельных работ По биологии обучающегося (щейся) ________ класса Новоазовской ОШ I-III ступеней № 1 _________________________________ Самостоятельная работа Тема: Общая характеристика животных типа простейшие.
Вставьте пропущенные слова.
Тело простейших состоит из _________________ клетки. Животные живут ___________________________________________________________________________________________________ средах. Органеллами движения у простейших являются ______________________________________________ ________________________________________________________________. У простейших встречаются такие типы питания ________________________ ________________________________________________________________. Переваривание пищи происходит в _________________________________ вакуолях. Дышат простейшие через ____________________________, чем ________________________________________________________________. Выделение продуктов обмена происходит _____________________________ вакуолей и ___________________________________________ клетки. Раздражимость проявляется в форме _______________________________. Простейшие размножаются _________________________________________ _______________________________________________________ способами. При неблагоприятных условиях простейшие образуют ___________________.
Лабораторная работа № 1 Тема: Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших (на примере одного их представителей).
Цель: на примере инфузории – туфельки проследить за движением в воде простейших и ознакомиться с их строением. Оборудование и материалы: микроскоп, постоянный микропрепарат «Инфузория – туфелька», ёмкость с инфузориями, пипетка, предметные стёкла и покровные стёкла, фильтровальная бумага, таблица «Простейшие», учебник.
Ход работы. 1.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло капните каплю воды с инфузориями, накройте покровным стеклом. Фильтровальной бумагой осторожно промокните лишнюю воду. Найдите при малом увеличении (56х) в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку. 2.Рассмотрите постоянные микропрепарат «Инфузория – туфелька». 3.Определите форму тела (клетки), передний (тупой) и задний (заострённый) концы. Обозначьте их на рисунке соответствующими цифрами. 4.Рассмотрите рисунок инфузории – туфельки в учебнике. Найдите органеллы: реснички, вегетативное и генеративное ядро, сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли, клеточный рот, клеточную глотку, цитоплазму, порошицу, клеточную мембрану. 5.Обозначьте органеллы и структуры клетки животного на рисунке в тетради соответствующими цифрами.
1. – передний конец тела 2. – задний конец тела 3. – клеточный рот 4. – клеточная глотка 5. – ядро генеративное 6. – ядро вегетативное 7. – сократительные вакуоли 8. – пищеварительные вакуоли 9. – цитоплазма 10. – порошица 11. – клеточная мембрана 12. – реснички Инфузория - туфелька
6.В выводе определите особенности строения инфузории – туфельки.
Самостоятельная работа Тема: Сравнение некоторых видов одноклеточных животных
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Самостоятельная работа Тема: Паразиты человека.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Самостоятельная работа Тема: Тип Губки. Общая характеристика животных типа Губки.
Вставьте пропущенные слова.
Многоклеточные организмы, тело которых состоит из ___________________ слоёв клеток. Симметрия тела ____________________________. Одиночные губки имеют ___________________________ или ______________________ форму тела. Губки прирастают _________________________ к подводным предметам. Внешний слой клеток тела называется ______________________, внутренний ____________________________. Живут в ___________________ среде. Тело губки: а) состоит из тканей и органов; б) не имеет разделения на ткани и органы (правильное подчеркнуть). Клетки внешнего слоя __________ _________________, прилегают одна к другой, клетки внутреннего слоя имеют _______________________________, которые постоянно двигаются. Губки: а) имеют скелет; б) не имеют скелета (правильное подчеркнуть). Непереваренные остатки пищи выбрасываются из организма через ________. Дышат _______________________ растворённым в воде, всей ____________ __________________ тела. Выделение продуктов распада происходит каждой _____________________________ отдельно. Губки: а) двигаются; б) не двигаются (правильное подчеркнуть). Губки: а) способны воспринимать раздражения; б) не способны воспринимать раздражения (правильное подчеркнуть). Размножаются ________________________________________ способами. Личиночная стадия развития губки: а) способна плавать; б) не способна плавать (правильное подчеркнуть).
Самостоятельная работа Тема: Особенности строения и функционирования клеток Гидры.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Самостоятельная работа Тема: Сравнение кишечнополостных и одноклеточных животных.
Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.
Лабораторная работа № 2 Тема: Изучение строения пресноводной гидры на постоянных микропрепаратах.
Цель: ознакомиться со строением гидры пресноводной на постоянных микропрепаратах; определить признаки усложнения организации в сравнении с одноклеточными животными. Оборудование и материалы: микроскоп, лупа ручная, постоянный микропрепарат «Гидра пресноводная», микропрепарат «Гидра (поперечный срез)», таблица «Гидра пресноводная», учебник.
Ход работы. 1.Подготовьте микроскоп к работе. 2.Рассмотрите с помощью лупы микропрепарат гидры пресноводной. Определите форму тела. 3.Найдите нижний конец тела с подошвой. 4.Найдите верхний конец тела с ротовым отверстием и щупальцами. 5.Рассмотрите на микропрепарате «Гидра (поперечный срез)» двухслойное размещение клеток тела гидры пресноводной. 6.Найдите прозрачную эктодерму и более тёмную зернистую энтодерму, кишечную полость. 7.Сопоставьте выявленные с помощью микроскопа особенности строения гидры с рисунком и обозначьте соответствующими цифрами части тела.
1.- подошва 2. – ротовое отверстие 3. – щупальца 4. – клетки эктодермы
5. – клетки энтодермы 6. – кишечная полость
Гидра пресноводная
8.В выводе определите признаки усложнения организации гидры по сравнению с одноклеточными, перечислите и объясните признаки приспособленности к прикреплённому образу жизни.
Вывод: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Тип Плоские черви. Паразиты человека.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Самостоятельная работа Тема: Тип Круглые черви. Паразиты человека.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Лабораторная работа № 3 Тема: Изучение внешнего строения и характеристика движений Кольчатых червей.
Цель: ознакомиться с внешним строением червя дождевого; провести наблюдения за его движениями и реакцией на раздражения. Оборудование и материалы: живой червь дождевой, таблица «Строение червя дождевого», лупа ручная, ванночка, пинцет, лист бумаги, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите червя дождевого, определите форму тела, окраску, размеры, кольчатое строение. 2.Найдите передний конец тела с ротовым отверстием, задний конец тела с анальным отверстием, поясок. 3.Рассмотрите с помощью ручной лупы щетинки на брюшной стороне тела. Положите червя на лист бумаги и обратите внимание на характер его движений. Какова роль щетинок? 4.Сопоставьте изученные структуры внешнего строения червя с рисунком и обозначьте соответствующими цифрами части тела.
1. – передний конец тела 2. – задний конец тела 3. – ротовое отверстие 4. – анальное отверстие 5. – поясок
Червь дождевой
5.Определите, какая кожа у червя (сухая или мокрая). 6.Дотроньтесь тупым концом пинцета к коже на разных участках тела. Обратите внимание на реакцию червя на раздражение. 7.В выводе перечислите и объясните признаки приспособленности червя дождевого к жизни в почве.
Вывод: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Сравнение классов типа Кольчатые черви.
Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.
Лабораторная работа № 4 Тема: Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.
Цель: ознакомиться с внешним строением рака речного и установить черты приспособленности этих животных к водной среде. Оборудование и материалы: коллекция «Рак речной», таблица «Внешнее строение рака речного», лупа ручная, линейка, учебник.
Ход работы. 1.На коллекционном материале или таблице рассмотрите окраску покрова тела рака речного. Наблюдения запишите в таблицу. 2.С помощью линейки измерьте длину тела рака. Данные запишите в таблицу. 3.Рассмотрите покров тела рака речного. Прочитайте в учебнике, из какого вещества состоит покров и какие он имеет свойства. Данные запишите в таблицу. 4.Найдите головогрудь, укрытую плотным панцирем, и членистое брюшко. Обратите внимание на разграничение головы и груди. Названия отделов тела запишите в таблицу. 5.Найдите органы, размещённые на головогруди: глаза, две пары усиков, шесть пар ротовых органов (три пары челюстей и три пары ногочелюстей), пять пар ходильных ног. Данные запишите в таблицу. 6.Рассмотрите брюшко и брюшные конечности, размещённые на каждом членике попарно. Данные запишите в таблицу.
7.В выводе определите и перечислите признаки приспособленности к водной среде обитания во внешнем строении рака речного.
Вывод: __________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Самостоятельная работа Тема: Сравнение рядов класса паукообразные.
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Лабораторная работа № 5 Тема: Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.
Цель: ознакомиться с внешним строением жука майского и на основе этого ознакомления охарактеризовать условия жизни данного животного. Оборудование и материалы: коллекция жуков майских или набор рисунков жуков майских своей местности, таблица «Внешнее строение жука», лупа, миллиметровая бумага, линейка, учебник.
Ход работы. 1.Возьмите в руки жука майского и осторожно дотроньтесь до его покрова; убедитесь, что он плотный и твёрдый. 2.Используя обычную линейку, определите размеры тела жука майского ____ ________________________________________________________________. 3.Найдите три отдела жука: голову, грудь, брюшко. 4.Найдите по бокам головы два сложных глаза, а перед ними – одну пару усиков, грызущие ротовые органы и щупики. 5.Рассмотрите грудной отдел тела жука снизу. Посчитайте количество члеников и количество пар конечностей, присоединяющихся к нему _______. 6.Найдите на спинном боку жука жёсткие надкрылья – первую пару крыльев. Вторая пара – перепончатые крылья. Определите, к каким членикам груди они присоединяются ______________________________________________. 7.Рассмотрите третий отдел тела жука – брюшко. Найдите членики, отделённые друг от друга бороздами, и посчитайте их ___________________. 8.Найдите на брюшке дыхальца.
Вывод: На основании исследования внешнего строения жука майского ответьте на вопросы и объясните: 1.Способны ли жуки изменять форму своего тела? Почему? _______________ _________________________________________________________________ 2.Способны ли жуки получать информацию из окружающей среды и благодаря чему? __________________________________________________ 3.С помощью какого ротового аппарата и какую еду они употребляют? _________________________________________________________________ 4.Какие структуры тела обеспечивают движение? _______________________ ________________________________________________________________ 5.Какую функцию выполняют надкрылья, а какую перепончатые крылья? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 6.Какие структуры обеспечивают поступление воздуха в организм? ________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Самостоятельная работа Тема: Сравнение рядов класса насекомые.
Пользуясь учебником, заполните таблицу (отряды на выбор учителя).
Самостоятельная работа Тема: Сравнение рядов класса насекомые.
Пользуясь учебником, заполните таблицу (отряды на выбор учителя).
Самостоятельная работа Тема: Сравнение классов типа Членистоногие.
Пользуясь учебником, заполните таблицу (заполняется в процессе изучения).
Лабораторная работа № 6 Тема: Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.
Цель: ознакомиться с внешним строением прудовика большого; провести наблюдения за его движениями и реакцией на раздражение. Оборудование и материалы: аквариум или стеклянный сосуд с брюхоногими моллюсками, стеклянная палочка, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотреть живых прудовиков и данные наблюдений за ними занести в таблицу.
2.Проследите за ползущим по стенке сосуда прудовиком. Как выглядит его нога? ___________________________________________________________ _________________________________________________________________
3.Опишите, как двигается прудовик. __________________________________ ________________________________________________________________
4.Дотроньтесь стеклянной палочкой до щупалец головы прудовика. Что происходит? Как это явление объяснить? ______________________________ ________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Сравнение классов типа моллюски.
Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.
Самостоятельная работа Тема: Общая характеристика животных типа Хордовые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|