Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вставьте пропущенные слова.

Новоазовская общеобразовательная школа I - III ступеней № 1

Администрации Новоазовского района

Тетрадь

Для лабораторных,

Практических и самостоятельных работ

По биологии

обучающегося (щейся) ________ класса

Новоазовской ОШ I-III ступеней № 1

_________________________________

Самостоятельная работа

Тема: Общая характеристика животных типа простейшие.

 

Вставьте пропущенные слова.

 

Тело простейших состоит из _________________ клетки. Животные живут ___________________________________________________________________________________________________ средах. Органеллами движения у простейших являются ______________________________________________

________________________________________________________________.

У простейших встречаются такие типы питания ________________________

________________________________________________________________.

Переваривание пищи происходит в _________________________________ вакуолях. Дышат простейшие через ____________________________, чем ________________________________________________________________. Выделение продуктов обмена происходит _____________________________ вакуолей и ___________________________________________ клетки. Раздражимость проявляется в форме _______________________________. Простейшие размножаются _________________________________________

_______________________________________________________ способами.

При неблагоприятных условиях простейшие образуют ___________________.

 

Лабораторная работа № 1

Тема: Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших (на примере одного их представителей).

 

Цель: на примере инфузории – туфельки проследить за движением в воде простейших и ознакомиться с их строением.

Оборудование и материалы: микроскоп, постоянный микропрепарат «Инфузория – туфелька», ёмкость с инфузориями, пипетка, предметные стёкла и покровные стёкла, фильтровальная бумага, таблица «Простейшие», учебник.

 

Ход работы.

1.Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло капните каплю воды с инфузориями, накройте покровным стеклом. Фильтровальной бумагой осторожно промокните лишнюю воду. Найдите при малом увеличении (56х) в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку.

2.Рассмотрите постоянные микропрепарат «Инфузория – туфелька».

3.Определите форму тела (клетки), передний (тупой) и задний (заострённый) концы. Обозначьте их на рисунке соответствующими цифрами.

4.Рассмотрите рисунок инфузории – туфельки в учебнике. Найдите органеллы: реснички, вегетативное и генеративное ядро, сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли, клеточный рот, клеточную глотку, цитоплазму, порошицу, клеточную мембрану.

5.Обозначьте органеллы и структуры клетки животного на рисунке в тетради соответствующими цифрами.

 

1. – передний конец тела

2. – задний конец тела

3. – клеточный рот

4. – клеточная глотка

5. – ядро генеративное

6. – ядро вегетативное

7. – сократительные вакуоли

8. – пищеварительные вакуоли

9. – цитоплазма

10. – порошица

11. – клеточная мембрана

12. – реснички Инфузория - туфелька

 

6.В выводе определите особенности строения инфузории – туфельки.

№ п/п Особенности строения и органеллы Инфузория - туфелька
1. Форма тела (постоянная, непостоянная)  
2. Органеллы движения  
3. Количество ядер  
4. Количество сократительных вакуолей  
5. Особенности пищеварения (наличие пищеварительных вакуолей, клеточного рта, глотки)  

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение некоторых видов одноклеточных животных

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Представители Вопросы для анализа Амёба протей Эвглена зелёная Инфузория - туфелька
1.Среда обитания      
2.Признаки организации: а) количество клеток в организме   б) количество ядер в клетке   в) форма тела (постоянная, непостоянная)   г) размеры        
     
     
       
3.Органеллы движения, чем образованы      
4.Способ питания, органеллы пищеварения и синтеза      
5.Дыхание      
6.Выделение      
7.Размножение (способ)      
8.Форма переживания неблагоприятных условий      
9.Значение в природе и жизни человека      

 

Самостоятельная работа

Тема: Паразиты человека.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Название вида Влияние на организм человека Меры предупреждения заражения
1.Амёба дизентерийная    
2.Трипаносома    
3.Плазмодий малярийный      

 

Самостоятельная работа

Тема: Тип Губки. Общая характеристика животных типа Губки.

 

Вставьте пропущенные слова.

 

Многоклеточные организмы, тело которых состоит из ___________________

слоёв клеток. Симметрия тела ____________________________. Одиночные губки имеют ___________________________ или ______________________

форму тела. Губки прирастают _________________________ к подводным предметам. Внешний слой клеток тела называется ______________________,

внутренний ____________________________. Живут в ___________________

среде. Тело губки: а) состоит из тканей и органов; б) не имеет разделения на ткани и органы (правильное подчеркнуть). Клетки внешнего слоя __________

_________________, прилегают одна к другой, клетки внутреннего слоя имеют _______________________________, которые постоянно двигаются. Губки: а) имеют скелет; б) не имеют скелета (правильное подчеркнуть). Непереваренные остатки пищи выбрасываются из организма через ________.

Дышат _______________________ растворённым в воде, всей ____________

__________________ тела. Выделение продуктов распада происходит каждой

_____________________________ отдельно. Губки: а) двигаются; б) не двигаются (правильное подчеркнуть). Губки: а) способны воспринимать раздражения; б) не способны воспринимать раздражения (правильное подчеркнуть). Размножаются ________________________________________

способами. Личиночная стадия развития губки: а) способна плавать; б) не способна плавать (правильное подчеркнуть).

 

Самостоятельная работа

Тема: Особенности строения и функционирования клеток Гидры.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Типы клеток Краткое описание строение и рисунок Функция В каком слое расположены
1.Кожно – мышечные        
2.Жалящие        
3.Промежуточные        
4.Нервные        
5.Пищеварительные        
6.Железистые        

 

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение кишечнополостных и одноклеточных животных.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.

 

Вопросы для анализа Одноклеточные Кишечнополостные
1.Среда обитания    
2.Количество клеток в организме    
3.Дифференциация клеток по функциям    
4.Особенности пищеварения    
5.Дыхание    
6.Выделение    
7.Реакция на раздражение      

 

 

Лабораторная работа № 2

Тема: Изучение строения пресноводной гидры на постоянных микропрепаратах.

 

Цель: ознакомиться со строением гидры пресноводной на постоянных микропрепаратах; определить признаки усложнения организации в сравнении с одноклеточными животными.

Оборудование и материалы: микроскоп, лупа ручная, постоянный микропрепарат «Гидра пресноводная», микропрепарат «Гидра (поперечный срез)», таблица «Гидра пресноводная», учебник.

 

Ход работы.

1.Подготовьте микроскоп к работе.

2.Рассмотрите с помощью лупы микропрепарат гидры пресноводной. Определите форму тела.

3.Найдите нижний конец тела с подошвой.

4.Найдите верхний конец тела с ротовым отверстием и щупальцами.

5.Рассмотрите на микропрепарате «Гидра (поперечный срез)» двухслойное размещение клеток тела гидры пресноводной.

6.Найдите прозрачную эктодерму и более тёмную зернистую энтодерму, кишечную полость.

7.Сопоставьте выявленные с помощью микроскопа особенности строения гидры с рисунком и обозначьте соответствующими цифрами части тела.

 

1.- подошва

2. – ротовое отверстие

3. – щупальца

4. – клетки эктодермы

5. – клетки энтодермы

6. – кишечная полость

 

Гидра пресноводная

 

 

8.В выводе определите признаки усложнения организации гидры по сравнению с одноклеточными, перечислите и объясните признаки приспособленности к прикреплённому образу жизни.

 

Вывод: ___________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа

Тема: Тип Плоские черви. Паразиты человека.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Название вида Особенности прикрепления в организме человека Влияние на организм человека Меры предупреждения заражения
1.Печёночный сосальщик        
2.Цепни бычий и свиной        

 

Самостоятельная работа

Тема: Тип Круглые черви. Паразиты человека.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Название вида Влияние на организм человека Меры предупреждения заражения
1.Аскарида человеческая      
2.Острица      
3.Трихинелла      

 

Лабораторная работа № 3

Тема: Изучение внешнего строения и характеристика движений Кольчатых червей.

 

Цель: ознакомиться с внешним строением червя дождевого; провести наблюдения за его движениями и реакцией на раздражения.

Оборудование и материалы: живой червь дождевой, таблица «Строение червя дождевого», лупа ручная, ванночка, пинцет, лист бумаги, учебник.

 

Ход работы.

1.Рассмотрите червя дождевого, определите форму тела, окраску, размеры, кольчатое строение.

2.Найдите передний конец тела с ротовым отверстием, задний конец тела с анальным отверстием, поясок.

3.Рассмотрите с помощью ручной лупы щетинки на брюшной стороне тела. Положите червя на лист бумаги и обратите внимание на характер его движений. Какова роль щетинок?

4.Сопоставьте изученные структуры внешнего строения червя с рисунком и обозначьте соответствующими цифрами части тела.

 

1. – передний конец тела

2. – задний конец тела

3. – ротовое отверстие

4. – анальное отверстие

5. – поясок

 

Червь дождевой

 

5.Определите, какая кожа у червя (сухая или мокрая).

6.Дотроньтесь тупым концом пинцета к коже на разных участках тела. Обратите внимание на реакцию червя на раздражение.

7.В выводе перечислите и объясните признаки приспособленности червя дождевого к жизни в почве.

 

Вывод: ___________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение классов типа Кольчатые черви.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.

 

Класс Вопросы для анализа Многощетинковые Малощетинковые Пиявки
1.Среда обитания      
2.Наличие органов движения, их особенности      
3.Значение в природе      
4.Значение в жизни человека      

 

Лабораторная работа № 4

Тема: Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.

 

Цель: ознакомиться с внешним строением рака речного и установить черты приспособленности этих животных к водной среде.

Оборудование и материалы: коллекция «Рак речной», таблица «Внешнее строение рака речного», лупа ручная, линейка, учебник.

 

Ход работы.

1.На коллекционном материале или таблице рассмотрите окраску покрова тела рака речного. Наблюдения запишите в таблицу.

2.С помощью линейки измерьте длину тела рака. Данные запишите в таблицу.

3.Рассмотрите покров тела рака речного. Прочитайте в учебнике, из какого вещества состоит покров и какие он имеет свойства. Данные запишите в таблицу.

4.Найдите головогрудь, укрытую плотным панцирем, и членистое брюшко. Обратите внимание на разграничение головы и груди. Названия отделов тела запишите в таблицу.

5.Найдите органы, размещённые на головогруди: глаза, две пары усиков, шесть пар ротовых органов (три пары челюстей и три пары ногочелюстей), пять пар ходильных ног. Данные запишите в таблицу.

6.Рассмотрите брюшко и брюшные конечности, размещённые на каждом членике попарно. Данные запишите в таблицу.

 

Признаки Характеристика
Окраска покрова тела    
Длина тела (в сантиметрах)    
Покров тела (вещество, свойства)  
Отделы тела    
Органы на головогруди    
Органы на брюшке    

 

7.В выводе определите и перечислите признаки приспособленности к водной среде обитания во внешнем строении рака речного.

 

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение рядов класса паукообразные.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу.

 

Отряды Вопросы для анализа Пауки Клещи
1.Характер питания (травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты)    
2.Расчленение тела на отделы    
3.Тип развития (прямой, непрямой)    
4.Значение в природе и жизни человека    

 

 

Лабораторная работа № 5

Тема: Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания.

 

Цель: ознакомиться с внешним строением жука майского и на основе этого ознакомления охарактеризовать условия жизни данного животного.

Оборудование и материалы: коллекция жуков майских или набор рисунков жуков майских своей местности, таблица «Внешнее строение жука», лупа, миллиметровая бумага, линейка, учебник.

 

Ход работы.

1.Возьмите в руки жука майского и осторожно дотроньтесь до его покрова; убедитесь, что он плотный и твёрдый.

2.Используя обычную линейку, определите размеры тела жука майского ____

________________________________________________________________.

3.Найдите три отдела жука: голову, грудь, брюшко.

4.Найдите по бокам головы два сложных глаза, а перед ними – одну пару усиков, грызущие ротовые органы и щупики.

5.Рассмотрите грудной отдел тела жука снизу. Посчитайте количество члеников и количество пар конечностей, присоединяющихся к нему _______.

6.Найдите на спинном боку жука жёсткие надкрылья – первую пару крыльев. Вторая пара – перепончатые крылья. Определите, к каким членикам груди они присоединяются ______________________________________________.

7.Рассмотрите третий отдел тела жука – брюшко. Найдите членики, отделённые друг от друга бороздами, и посчитайте их ___________________.

8.Найдите на брюшке дыхальца.

 

Вывод:

На основании исследования внешнего строения жука майского ответьте на вопросы и объясните:

1.Способны ли жуки изменять форму своего тела? Почему? _______________

_________________________________________________________________

2.Способны ли жуки получать информацию из окружающей среды и благодаря чему? __________________________________________________

3.С помощью какого ротового аппарата и какую еду они употребляют?

_________________________________________________________________

4.Какие структуры тела обеспечивают движение? _______________________

________________________________________________________________

5.Какую функцию выполняют надкрылья, а какую перепончатые крылья?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6.Какие структуры обеспечивают поступление воздуха в организм? ________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение рядов класса насекомые.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу (отряды на выбор учителя).

 

Тип развития С неполным превращением
Отряды Вопросы для анализа      
1.Стадии развития Яйцо Личинка Взрослое насекомое (имаго)
2.Строение летательного аппарата (крыльев)      
3.Тип ротового аппарата: а) в личиночной стадии   б) во взрослой стадии      
     
4.Пища: а) в личиночной стадии   б) во взрослой стадии      
     
5.Представители ряда        
6.Значение в природе и жизни человека        

 

 

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение рядов класса насекомые.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу (отряды на выбор учителя).

 

Тип развития С полным превращением
Отряды Вопросы для анализа        
1.Стадии развития Яйцо Личинка Куколка Взрослое насекомое (имаго)
2.Строение летательного аппарата (крыльев)        
3.Тип ротового аппарата: а) в личиночной стадии   б) во взрослой стадии          
       
4.Пища: а) в личиночной стадии     б) во взрослой стадии            
       
5.Представители ряда          
6.Значение в природе и жизни человека        

 

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение классов типа Членистоногие.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу (заполняется в процессе изучения).

 

Классы Вопросы для анализа Ракообразные Паукообразные Насекомые
1.Количество видов      
2.Преобладающая среда обитания (водная, наземная, наземно – воздушная)      
3.Расчленение тела на отделы      
4.Наличие и количество усиков – органов чувств (осязания, обоняния)      
5.Органы зрения (глаза простые, сложные)      
6.Количество пар ходильных грудных ног      
7.Органы дыхания      
8.Органы выделения      
9.Тип развития (прямой, непрямой)      
10.Представители      
11.Значение в природе и жизни человека      

 

Лабораторная работа № 6

Тема: Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков.

 

Цель: ознакомиться с внешним строением прудовика большого; провести наблюдения за его движениями и реакцией на раздражение.

Оборудование и материалы: аквариум или стеклянный сосуд с брюхоногими моллюсками, стеклянная палочка, учебник.

 

Ход работы.

1.Рассмотреть живых прудовиков и данные наблюдений за ними занести в таблицу.

 

Признаки Прудовик большой
Форма    
Симметрия    
Окраска раковины    
Основные части тела    
Органы, расположенные на голове  

 

2.Проследите за ползущим по стенке сосуда прудовиком. Как выглядит его нога? ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

3.Опишите, как двигается прудовик. __________________________________

________________________________________________________________

 

4.Дотроньтесь стеклянной палочкой до щупалец головы прудовика. Что происходит? Как это явление объяснить? ______________________________

________________________________________________________________

 

Вывод: __________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа

Тема: Сравнение классов типа моллюски.

 

Пользуясь учебником, заполните таблицу. Определите признаки сходства и отличия.

 

Классы Вопросы для анализа Брюхоногие Двустворчатые Головоногие
1.Количество видов      
2.Среда обитания      
3.Отделы тела      
4.Наличие внешней раковины        
5.По характеру питания (Травоядные, плотоядные, всеядные, паразиты)      
6.Органы дыхания        
7.Гермафродиты или разнополые      
8.Значение в природе и жизни человека      

 

 

Самостоятельная работа

Тема: Общая характеристика животных типа Хордовые.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...