Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Социальные основы политики. Сущность политики государства




1. Личность, социальные общности и государство как субъекты политики.

2. Властно значимые интересы – основа деятельности субъектов политики.

3. Основные направления социальной политики современного государства.

 

1. Политика – это деятельность, направленная на регулирование отношений между гражданами, социальными общностями по поводу их места в обществе и обеспечению их экономического и духовного воспроизводства. Субъектами этой деятельности являются личности, социальные общности и государство. Одним из важных содержательных элементов политики является установление меры политического участия гражданина в подготовке, принятии и реализации политических решений.

Проблема личности как субъекта социальной политики, как и политики в целом содержат два основных аспекта. Под первым имеется ввиду личность политического деятеля – это политические лидеры партий или движений, руководители властных структур, а также иные деятели, играющие заметную роль в политической жизни, имеющие возможность влиять на нее. К этой группе относятся ученые-политологи, политические аналитики, социологи, журналисты. Здесь речь идет о личности, для которой политическая деятельность является либо профессией, либо одной из важнейших социальных функций. Второй аспект имеет в виду место и функции в политической жизни «рядовой» или «массовой» личности, для которой политика не является ни профессией, ни сферой основных жизненных интересов, но которая не может быть отчуждена от политики, если речь идет о демократическом обществе. Даже если сам человек относится к политике равнодушно или негативно, политика, со своей стороны, всегда определенным образом влияет на него. Одним из критериев социальности политики является ее способность обеспечить реальные возможности личности участвовать в политической жизни на правах ее субъектов.

Личность как субъект политики имеет реальный политический вес лишь в том случае, если она выражает интеграцию интересов людей, объединенных в социальную общность, которая в свою очередь делегирует собственную политическую волю личности, в результате чего личность превращается в политического лидера. Таким образом, политическая судьба личности во многом определяется деятельностью другого субъекта политики – социальной общности.

Социальная общность – это объединение людей, основанное на определенной социальной связи, отличающееся относительной целостностью и выступающее самостоятельным субъектом исторического и социального действия. В зависимости от рода социальной связи общности отличаются огромным разнообразием – классы, партии, элиты, социальные группы, социальные слои и их различные комбинации, общности этнические, профессиональные, демографические, культурные, территориальные и т.д.

Содержанием социальной политики любой общности является обеспечение наивысшей меры возможности воспроизводить себя и выступать в качестве субъекта исторической деятельности. Социальные возможности той или иной общности во многом зависят от ее места и роли в системе общественного производства. Однако история человечества свидетельствует, что социальные достижения тех или иных общностей являются не только следствием прогрессивной роли, которую они играют в общественном процессе, но и достаточно часто итогом ущемления социальных возможностей других общностей. В настоящее время во многих развитых странах субъекты политики в лице лидеров, элит и социальных общностей приходят к пониманию того, что социальное качество жизни определяется постиндустриальными и информационными тенденциями, требующими социально-структурных изменений в сторону все большего социально-политического равновесия. Поэтому социально-прогрессивной признается такая политика, которая демонстрирует и реализует высокую степень вовлеченности всех социальных групп в выработку и осуществление политических решений. Этим достигаются гуманизм социальных перемен, «общественность» политики, ее открытость и демократичность. Этот процесс отражается в политике социального партнерства (консенсуса), успешно реализуемая в странах Западной Европы и США.

Социальные общности как элементы социальной структуры общества выполняют важную социальную функцию – обеспечивают деятельность системы социального представительства, которая является механизмом групповой консолидации, структуры, предназначенной для выражения и защиты социально и властно значимых интересов в политически неоднородной среде.

Социальные общности, обеспечивая деятельность системы социального представительства, выступают важнейшим посредником между населением и государством.

Государство, являясь основным субъектом политики, нормирует жизнь всего общества, создает режим и политическую среду деятельности индивидов и социальных общностей. Государство – это та политическая сила, которая обеспечивает организованность, системную (экономическую, социальную, политическую) целостность общества. Социальная сущность государства представляет собой определенную форму человеческого общежития и в этом выступает как целостность взаимосвязей и отношений властно-правовых структур и общества, как система взаимоотношений между индивидами и их ассоциациями. Основной социальной функцией демократического государства является обеспечение учета, представительства и реализации интересов всех социальных групп общества.

2. В политической сфере доминирующим мотивом, основой социальной активности и деятельности субъектов политики становится удовлетворение политически осознанного интереса. Одной из первых попыток объяснить общественную жизнь с помощью интереса была предпринята французскими философами-энциклопедистами К. Гельвецием, П. Гольбахом, Д. Дидро. По их мнению, если мир физический подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. В настоящее время проблема политических интересов в тех или иных аспектах рассматривается всеми учеными, занимающимися анализом политической жизни общества.

Интерес (от лат. – иметь значение) – реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящих за непосредственными побуждениями – мотивами, помыслами, идеями и т.д. – участвующих в этих действиях индивидов, социальных общностей. Политический интерес – это избирательное отношение человека к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта действия (отдельных лиц, социальных групп, классов, партий и иных политических сил).

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по следующим, наиболее существенным основаниям: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные, государственные); б) по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по возможности их осуществления (реальные и мнимые); д) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Политический, властно значимый интерес личности и социальной группы оформляется через систему социального представительства. Субъекты политики, реализуя свои интересы через систему социального представительства, вызывают изменения в социальных возможностях и затрагивают интересы других общностей. Государство согласовывает эти интересы. Оно выражает общий интерес всех граждан – сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан. На фазе формирования политического взаимодействия важно не допускать завышения или занижения субъектом политики своих социальных возможностей и ожиданий, а также возможностей и интересов своих оппонентов. В противном случае неизбежна конфликтность политических отношений.

В политологии специально рассматривается проблема групп интересов. Группа интересов – это группа лиц с общими интересами, действующая с целью их реализации путем воздействия на структуры, принимающие властные решения. Эти группы могут быть временными или иметь постоянную организацию, иметь своей целью оказание влияния на государственную политику или интересоваться политическими вопросами лишь эпизодически. Группы интересов стараются оказывать влияние на правительство. Например, в США практически все департаменты правительства имеют одну или несколько групп интересов, которые следят за деятельностью департаментов, требуют большего количества средств на соответствующие программы, изменения подзаконных актов и т.д. Иногда группы интересов принимают участие в законодательной деятельности: так, в Швеции представители многочисленных групп интересов входят наряду с законодателями и правительственными чиновниками в «Королевские комиссии», вырабатывающие новые законы.

Группы интересов и правительство связаны между собой еще одним, очень важным и часто не принимаемым во внимание способом – бюрократическим. Бюрократия превратилась в одну из самых многочисленных и могущественных групп интересов, так как чиновники весьма активны не только в исполнении (что далеко не всегда имеет место), но и в применении и создании законов. Бюрократия располагает огромной информацией (в том числе и о деятельности правительства) и использует ее для реализации своих интересов и давления на само правительство.

Однако необходимо отметить, что группы интересов, являясь неотъемлемой частью современного демократического общества, играют определенную позитивную роль в функционировании политической системы.

3. Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью. Второй, региональный, уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов.

Центральное место в социальной политике государства занимает третий, общенациональный уровень. На этом уровне социальная политика современного государства состоит в том, чтобы социальные задачи, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередное решение, сделать приоритетными. Выбор социальных приоритетов предполагает научное обоснование решения вопроса о том, положению каких социальных групп следует уделить преимущественное внимание. Так, исторический опыт современных экономически развитых стран свидетельствует, что опорой гражданского общества и социальной основой политической стабильности является так называемые «новые слои» или «средний класс». В его составе преобладают различные группы научно-технической и гуманитарной интеллигенции, низшие и средние звенья управленческого персонала (менеджмента), значительная часть служащих, группы наемных работников, связанные с передовыми технологиями. Социальная ценность средних слоев заключается в осознании ими того, что нельзя достигнуть экономического благосостояния с помощью каких-либо механических государственных или революционных мероприятий, чей высокий уровень жизни зависит от трудолюбия, энергии, предприимчивости, образования. Укрепление «среднего класса» – первоочередная задача социальной политики демократического государства.

Составной частью социальной политики на общенациональном уровне является национальная политика, направленная на гармонизацию национальных отношений. Национальная политика имеет особый механизм регулирования национальных отношений, который обращен к национальным чувствам граждан. Основой демократической национальной политики является недопущение национальных привилегий и дискриминации, которые могут стать разрушающим фактором многонациональных государств. Приоритетными направлениями современной демократической национальной политики являются: проведение конституционного принципа равноправия граждан вне зависимости от расовой, религиозной и национальной принадлежности; гарантирование законом судебно-правовой защиты национальной чести и достоинства граждан любой национальности; предупреждение и пресечение законом национальной вражды; обеспечение всех прав и условий для сохранения национальных традиций развития культуры и языка граждан, которые живут за пределами своей исторической родины, на равноправных с коренной национальностью основах; обеспечение естественно-исторических условий для воспроизводства национального самосознания; строительство государственных и общественных учреждений не по национальному признаку, а на профессиональной почве.

И, наконец, последний - международный уровень приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. В чем состоит проблема личности как субъекта социальной политики? 2. Чем определяются социальные возможности той или иной общности? 3. Какие функции выполняют общности в системе социального представительства? 4. В чем состоит сущность социальной политики государства? 5. Назовите коренные реальные интересы различных социальных групп в обществе (инженеров, фермеров и т.п. группы можно выбрать произвольно).  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Формы реализации политического интереса: а) политическая деятельность; б) любая форма общественной деятельности; в) социальный институт; г) идеология; д) политический конфликт 2. Факторы влияния различных социальных общностей на политический процесс: а) место и роль в системе общественного производства; б) политическая зрелость и самостоятельность общности; в) наличие механизма групповой консолидации; г) наличие программы социального развития; д) способность к радикальным действиям; е) способность действовать в сторону социально-политического равновесия, консенсуса (согласия). 3. Признаки социальной политики демократического государства: а) обеспечение деятельности социального представительства; б) правовая защищенность отдельных олигархических групп, элиты, властвующих структур; в) правовая защищенность всех граждан общества; г) совершенствование государственного механизма гармонизации интересов всех слоев общества; д) защита национальных интересов своего государства при условии учета интересов других стран (во внешней политике); е) установка на классовую борьбу и этнический конфликт; ж) социальная стабилизации общества.  

 

 

VI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

1. Понятие «политическая элита».

2. Структура современной политической элиты.

3. Система отбора элит.

 

1. Концепция элиты была создана представителями итальянской школы политической социологии Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом, Н.А. Бердяевым и др. На основе наблюдения за реальным поведением элиты в политической жизни Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсон создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему: а) Общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству; б) Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся исключительными качествами и способностями, осознающую свое превосходство над другими; в) Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты; г) Главное предназначение политической элиты – в принятии важнейших политических решений.

Природа политического неравенства людей обосновывалась по-разному различными исследователями. Это особые врожденные психологические свойства (В. Парето), военная доблесть, богатство, священство для ранних цивилизаций, ум, талант и образованность – для XX века (Г. Моска) и другие. Пока существует социальное деление общества, различные группы и их интересы, они могут быть представлены на политическом уровне лишь узким слоем людей, профессионально занятых политикой.

Исходя из сказанного, политическую элиту можно определить как сплоченную и привилегированную группу (или совокупность групп), обладающую высоким статусом и влиянием, которые обусловливаются непосредственным участием в принятии важнейших политических решений, связанных с распределением ценностей и ресурсов.

2. В промышленно развитых странах политическая элита хотя и представляет собой относительно сплоченную группу, ведущую определенный образ жизни, осуществляющую властные функции, однако она неоднородна. В нее входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений. По этому критерию современный индийский политолог П. Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная. Кроме них он выделяет маргинальную элиту, т.е. потенциальных кандидатов в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее.

Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их не так много – от ста до двухсот человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, в группах давления, законодательных органах и т.д. Эта элита неоднородна: внутри нее открыто противостоят группы по интересам. В демократиях западного типа, по мнению П. Шарана, на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В США с населением в 200 млн. человек круг высшей элиты насчитывает 10 тыс. человек.

Средняя элита формируется на основе трех переменных – доходов, профессионального статуса и образования. Средняя элита составляет 5% взрослого населения, объединенного указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.

К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.

3. Институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложноорганизованные социальные системы испытывают потребность в регулировании и управлении постоянно нарастающего многообразия взаимодействий групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне ее. Это обусловливает существование людей, профессионально занимающихся управлением. Принимая важнейшие политические решения, они определяют способы согласования, представительство интересов различных групп населения, формы участия масс в социальных преобразованиях, и потому элитарность сохранится в обозримом будущем. Более того, попытки бороться с элитарностью общества наносят ему ущерб, поскольку объективно направлены против прогресса. Прежде всего, отрицание элитарности затушевывает критерии реально существующего политического неравенства в любом обществе и тем самым ограничивает возможности демократического контроля за элитами. Кроме того, сохранение иллюзий о равном доступе всех граждан к власти ослабляет внимание общества к вопросам качественного отбора в элиту действительно достойных и компетентных людей, что создает условия для прихода в элиту авантюристов и угрозу подчинения общества деспотическим элитам. Данное обстоятельство влияет на результативность деятельности элит, а, следовательно, и на возможности развития общества. В этой связи существует потребность в совершенствовании системы отбора в элиту.

Согласно теории элит в мировой практике существует две системы их отбора: система гильдий и антрепренерская. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов, в частности ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.

В системе гильдий при отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов и т.д.). В результате действия таких жестких критериев отбора для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Это достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий. Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитывается образование, стаж работы, возраст, характеристики, прежняя должность, партийность). Отбор осуществляется закрыто и узким кругом селектората (тех, кто отбирает). Конкуренции между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована, иерархична и кандидаты имеют представление о скорости своего карьерного продвижения. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.

Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная система фильтрации, являвшаяся конкретно-историческим вариантом в системе гильдий. Она была распространена в тоталитарных режимах, в частности в бывшем СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения лидирующих позиций исключительно посредством принадлежности к властвующей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма (согласия с действиями власти) кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности. Одновременно номенклатура – высший слой партийных функционеров.

В антрепренерскую систему отбора заложены иные принципы. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческое начало, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. (Например, в США). Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, способных ответить на требования времени. Однако существует оборотная сторона подобной системы отбора: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.

На практике необходимо, чтобы система гильдий и антрепренерская не использовались в чистом виде, а сочетали достоинства друг друга.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Каковы объективные причины существования политических элит в обществе? 2. Какие причины существования политических элит в обществе считали главными итальянские политологи В. Парето? Г. Моска? 3. Определите понятие «политическая элита». 4. Охарактеризуйте структуру современной политической элиты. 5. Что представляет из себя система гильдий при отборе элит? Для какого типа государств она наиболее характерна? 6. В чем заключается антрепренерская система отбора элит? Для какого типа государств она наиболее характерна? 7. Объясните понятие «номенклатура». 8. Каковы функции политических элит? 9. Произошла ли смена номенклатурной элиты в России? Аргументируйте ответ. 10. Каковы тенденции развития политической элиты в России? Аргументируйте ответ.  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Признаки системы отбора элит: системы гильдий и антрепренерской системы: а) значение личных качеств кандидата; б) зависимость от политической партии и идеологии; в) обеспечение качественного состава; г) предсказуемость политического курса. Пометьте указанные выше качества знаками «А» и «Г». 2. Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948) в свое время вывел коэффициент элиты. Он рассматривал его как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. По его подсчетам, коэффициент российской элиты в 1913 г. составлял 6%. Согласно теории Н.А. Бердяева, если коэффициент элиты составляет менее 1%, то в обществе наблюдается застой, в государстве нарастает нестабильность. Коэффициент современной российской элиты, по западным оценкам, менее 0,5%. Как Вы думаете, чем вызвано такое низкое качество российской политической элиты?    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...