Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема внимания в психофизиологии




Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим механизмам возродился в середине 60-х годов нашего столетия-Характерная для начала XX в. потеря интереса к процессам внима­ния связана с сильным влиянием на психологию бихевиоризма, который отвергал роль психики в поведении и деятельности чело­века. С точки зрения бихевиоризма предмет психологии — осво­божденное от психики поведение, понятое как совокупность ре­акций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Метод «проб и ошибок» был возведен им в ранг основного закона обучения и становления новых форм поведения. Бихевиористы от­рицали роль активности субъекта в поведении и по этой причине


исключали возможность использования таких понятий, как «вни­мание» и «сознание». Хотя со временем, когда выяснилась полная несостоятельность отказа от всех опосредующих факторов между стимулом и реакцией, в более поздних концепциях бихевиоризма были введены разного рода «промежуточные переменные» (мо­тив, значение и др.).

Другая причина игнорирования проблемы внимания психоло­гами связана с сильным влиянием гештальтпсихологии на фор­мирование научного мышления. В качестве главной характеристи­ки психологических процессов гештальтпсихология рассматрива­ет предметность, которая ярко представлена в феномене выделения фигуры или предмета из фона. Понятие структуры (гештальта), отражающей предметную целостность объекта и имеющей пре­имущество над ее элементами, составляет основное ядро концеп­ции. Формирование гештальта подчиняется своим собственным законам, таким, как группировка частей в направлении макси­мальной простоты, близости, равновесия, тенденция любого пси­хического феномена принимать более определенную, отчет­ливую, завершенную форму и др., которые не требуют участия процессов внимания.

Появление нового направления в прикладной психологии: ис­следование деятельности человека-оператора, следящего за сиг­налами на экране, цифровыми шкалами, пультом управления в период второй мировой войны и сразу после ее окончания, — стимулировало пробуждение интереса к вниманию. Результаты изу­чения восприятия и эффективности действий человека-оператора вскрыли неустойчивость, широкую вариабельность их показате­лей. Для описания особенностей деятельности оператора были вве­дены две новые переменные; чувствительность (с1') и критерий принятия решения, меняющийся в зависимости от установки, на­правленности и концентрации внимания субъекта. У операторов, авиадиспетчеров было обнаружено явление перцептуальной пере­грузки, характеризующееся снижением эффективности анализа од­новременно поступающих многих сообщений, которое было увя­зано с определенными свойствами процессов внимания. Эти дан­ные стимулировали проведение многих экспериментов с так называемым дихотическим прослушиванием.

Форма опыта с дихотическим прослушиванием впервые была предложена в 1953 г. инженером-акустиком Коллином Черри (К. Спеггу) из Массачусетс кого технологического института для изучения феномена «вечеринки с коктейлем», когда человек по­лучает речевую информацию из нескольких источников одновре­менно. В опытах с дихотическим прослушиванием различные по-56


токи сообщений подавались параллельно на правое и левое ухо. Испытуемый должен был прислушиваться только к одному из со­общений — релевантному, поступающему только через опреде­ленный наушник и обладающему признаками, которые задава­лись инструкцией. Релевантными сигналами могли быть списки слов, цифр, отдельные звуковые сигналы и т.п. О степени селек­тивности внимания испытуемого судили либо по числу правиль­но обнаруженных целевых сигналов, либо по их последующему воспроизведению по памяти. В некоторых случаях испытуемый должен был отвечать на вопросы, касающиеся содержания текста. Кроме того, была разработана методика вторения, состоявшая в том, что по ходу предъявления релевантных стимулов требовалось непрерывно повторять их вслух, что дополнительно затрудняло восприятие сигналов, поступающих через игнорируемый канал. Впоследствии методика К. Черри с дихотическим прослушива­нием получила самое широкое распространение при изучении селективного внимания.

Результаты опытов К. Черри показали, что селекция стимулов может проводиться как по их разным физическим характеристикам (направлению, интенсивности, высоте звука), так и по граммати­ческим и синтаксическим особенностям сообщения. Используя про­цедуру вторения при дихотическом прослушивании, К. Черри уста­новил, что нерелевантная информация полностью не отвергается. Хотя испытуемые ничего не могли сообщить о содержании нере­левантного текста, тем не менее они реагировали на грубые изме­нения физических характеристик текста и замечали появление нового звукового тона или смену голоса. Применение эксперимен­тальной парадигмы с дихотическим прослушиванием привело к раскрытию многих психологических закономерностей внимания.

Интерес к вниманию усилился с возникновением новых направ­лений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В нас­тоящее время внимание — одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Дихотическое прослушивание наряду с мето­дом установки нашло широкое примение и в психофизиологичес­ких исследованиях внимания с регистрацией ЭЭГ, ПСС, вегета­тивных показателей, а также в томограф и ческих исследованиях ме­таболической активности мозга методами ПЭТ, функциональной МРТ и с помощью измерения локального мозгового кровотока.

Проблема внимания стала центральной при изучении психо­физиологических механизмов познавательных процессов — вос­приятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание ин­тенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение. Оно


включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодр­ствования, функций модулирующей системы мозга, а также про­блемы сознания.

Во многом современное представление о внимании и его фун­кциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом (\У. ^ате5), который дал следующую характеристику вниманию. Внимание — «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внима­ние приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими- Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию». Сегод­ня внимание определяют как ^сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или иде­альном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Пси­хология. Словарь, 1990. С. 54), что по существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.

5.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

К характеристикам внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения. Селек­тивность, или избирательность, внимания характеризует его на­правленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности вни­мания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не за­висит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно су­жается. Объем внимания измеряется количеством одновременно от­четливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внима­ния человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основ­ным заданием. Распределение внимания предполагает распределе­ние его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с дихотическим прослушиванием- Устойчивость внимания определя-ется по длительности выполнения задания, требующего непрерыв­ного внимания или «бдительности», например, оператора при об­наружении им редких и слабых сигналов на экране локатора. Под 58


переключением внимания понимается возможность более или менее дегкого перехода от одного вида деятельности к другому.

' Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Описанные выше характеристики внимания в основном рассмотрены на примерах произвольного внимания. Однако существует форма и пассивного, или непроиз­вольного, внимания. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространствен­ных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием^ которое появляется в процессе освоения деятельности и увлечен­ности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем вре­мени, тогда как произвольное внимание может быть обращено как в прошлое, так и в будущее. Например, мы можем направить свое внимание на след в эхоической памяти, т.е. на те стимулы, кото­рые звучали несколько секунд назад, ~ случай, когда мы пытаем­ся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собе­седником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое — попытка извлечь определен­ную информацию из долговременной памяти. Примером внима­ния, направленного в будущее, является антиципирующее внима­ние, когда человек ожидает появления определенного сигнала, со­бытия, на которое он должен отвечать некоторой реакцией. Функция антиципирующего внимания состоит в облегчении и ускорении опознания цели. Информация, содержащаяся в предупреждающем сигнале о месте появления императивного сигнала — стимула, на который нужно реагировать, влияет на время реакции. Если пре­дупреждающий сигнал правильно указывает место появления им­перативного, то латентное время реакции сокращается. При фор­мировании предупреждающим сигналом ошибочной установки на место появления императивного стимула время реакции на него уд­линяется. Правильное ожидание стимула гарантирует «успех», оши­бочное ведет к потерям при обнаружении релевантного стимула.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...